В новых условиях
Огромное крытое помещение с железнодорожными путями внутри заставлено цистернами и грузовыми вагонами, на крышах которых беспрерывно жужжат сварщики. Вагоносборочный цех — завершающее звено многоступенчатого ремонта. Здесь трудятся 110 человек. За день «ставят на ноги» до 14 различных вагонов. Некоторые из них собирать приходится практически заново. Но трудности работников не пугают. Новое оборудование и собственный профессионализм помогают выполнить задание любой сложности. Тем более теперь, когда работать можно с комфортом.
— Самое большое изменение, которое произошло в нашем цеху, — это ремонт, — рассказывает Игорь Еремин. — Сколько помню, ребятам нашим приходилось трудиться зимой при минусовых температурах. Вы представляете, каково это — двенадцатичасовая смена на морозе? А в эту зиму чувствуем себя счастливыми. В цеху полностью заменили пол, поставили отопление — калориферы кругом. Ворота новые, воздушные завесы. Работай — не хочу!
В то, что «цех вечной мерзлоты» превратился в один из самых теплых, его работникам до сих пор не верится. Труженики самого жаркого — кузнечного цеха радуются за коллег и тоже ждут перемен. В этом году здесь поменяли окна и приобрели новый плавочный автомат. На подходе еще партия оборудования. Начальник цеха Владимир Юницкий уверен — работать его сотрудники смогут еще продуктивнее, да и, чтобы условия труда были как можно лучше, он всегда «за», ведь часть кузнечного коллектива — женщины.
— Это только кажется, что кузнец — это обязательно большой могучий дядя, — развенчивает мифы Владимир Николаевич. — У нас, например, три дамы работают в цеху. Сейчас многое автоматизировано, поэтому кузнечный труд стал скорее женским.
Эти слова подтверждает Татьяна Жукова. Бывший продавец трудится в кузнечном цеху уже полтора года и уходить не собирается.
— Я работаю на прессе, — поясняет Татьяна Павловна. — Здесь в печке у меня плюс 1200 градусов. Беру заготовку, закладываю, нагреваю до нужной температуры. Из раскаленного металла делаю готовую продукцию: болты, валики, заклепы. Не могу сказать, что очень легкая работа. Но терпимо. Главное — стабильность есть.
Готовы бить рекорды
Приподнятое настроение царит на всех многочисленных участках и отделениях трех цехов завода. Непростой труд на ниве машиностроения стал немного легче и намного более востребованным. В последние годы производство все время наращивает мощности, а значит, надо соответствовать требованиям времени — менять оборудование, ручной труд заменять механическим. Этим руководство предприятия планомерно занимается.
В тележечном отделении установили подъемник, который позволяет оперативно перемещать тяжелые детали, и появилась новая моечная машина для тележек. В колесно-роликовом отделении построили новое крытое помещение для подготовки к ремонту колес, на территории завода и на подъездных путях поменяли стрелочные переводы, и сами пути сейчас удлиняют на два километра. Заказов на ремонт становится все больше, и вагоны надо где-то размещать.
Между тем ремонт и закупка оборудования в цеха — это еще не самое главное достижение заводчан. Директор предприятия Андрей Соколов гордится тем, что производство в целом вышло на качественно новый уровень. Сегодня свободненский вагоноремонтный завод — единственный на Дальнем Востоке производит ремонт 16 типов подвижного состава.
— До 2010 года наш завод ремонтировал только полувагоны, — рассказывает Андрей Геннадьевич. — Сейчас мы можем почти все. Специально для цистерн организовали пропарочную станцию, где вагоны проходят предремонтную подготовку. Прежде чем ремонтировать цистерну, необходимо удалить изнутри остатки нефтепродуктов. Это непростой технологический процесс. Нужно специальное оборудование. Пропарочных такого уровня, как у нас, по всей России только три.
Из других ноу-хау свободненцев — покраска вагонов. После того как цистерны покидают вагоносборочный цех, многие хозяева хотят вернуть им товарный вид. На заводе оказывают такие услуги. С 2010 года для этих целей здесь внедрили пескоструйную очистку. Вагон обрабатывается абразивным веществом, грунтуется — и можно красить.
— Расширять поле деятельности можно бесконечно, — уверен Андрей Соколов. — Не так давно, к примеру, мы освоили формирование колесных пар. На Дальнем Востоке сейчас проблема с этими запчастями. Мы открыли вагоноремонтные мастерские, где формируем сами колесные пары. И для собственной работы делаем, и другие ремонтные предприятия у нас их закупают. За прошлый месяц сформировали 460 колесных пар. Это на 115 вагонов. Сейчас будем мощности увеличивать. Есть заказчики, которые готовы закупать у нас до 300 колесных пар в месяц.
ИЗ КРИЗИСА ВЫВЕЛ НОВЫЙ ХОЗЯИН
Рабочие еще помнят черные времена, когда единственный завод на Дальнем Востоке, специализирующийся на ремонте подвижного состава, был на грани гибели. Проблемы начались после реорганизации Министерства путей сообщения РФ. Удаленный от центра свободненский завод остался без заказов. В 2006 году АП писала о забастовках рабочих, которые месяцами не получали зарплату, предприятие простаивало. Ощутимые финансовые вливания в Свободненский вагоноремонтный завод начались в 2009 году, когда амурское предприятие с морально и материально устаревшим оборудованием приобрело московское ООО «Трансвагонмаш». За три года благодаря инвестициям завод удалось вывести из кризиса. Сейчас предприятие ремонтирует около 4,5 тысячи вагонов в год. В ближайшее время руководство завода планирует увеличить мощность до 5,5 тысячи.
ДЛЯ СВАРЩИКОВ ОТКРЫТЫ ДВЕРИ
Единственная проблема, с которой сталкивается сегодня завод, — это нехватка кадров. Электрогазосварщики — одна из самых востребованных специальностей как на предприятии, так и на Дальнем Востоке в целом.
— У нас есть возможность проводить обучение специалистов на производстве, поэтому мы с удовольствием принимаем выпускников амурских учебных заведений, берем на практику студентов даже из Хабаровска, — рассказывает директор завода Андрей Соколов. — Но, к сожалению, почти никто не задерживается. Одни не тянут — слишком низкое качество образования. Другие хотят работу попроще. В прошлом году к нам приходили 30 молодых специалистов после училищ, обучались у нас 3 месяца, но только пятеро смогли получить разряд.
Для справки
Славная история завода началась в 1933 году. Предприятие было создано на базе механических мастерских на станции Михайло-Чесноковская. Во время Великой Отечественной войны здесь выпускали огнеметы.
516 человек числится в штате предприятия.
27 тысяч рублей — средняя зарплата на заводе.
50 миллионов рублей будет потрачено на новое оборудование в 2013 году.
12 специальностям могут обучить на заводе.
21 гектар занимает территория предприятия.
Возрастная категория материалов: 18+
К слову, если приводите фразу из статьи, которую хотите покритиковать, приводите ее целиком. Фраза, которая вызвала у вас сомнение, правильно звучит: «Сегодня свободненский вагоноремонтный завод — единственный на Дальнем Востоке производит ремонт 16 типов подвижного состава». Вы всего-то цифрочку одну упустили. А как смысл поменялся, чувствуете?
— Екатерина КузьминаВагонник, депо у нас действительно много, но, как мне пояснил директор свободненского завода, между заводом и депо есть большие различия. В частности, отличаются они объемами работ. В Ружино, в Хабаровске, и так далее не могут делать «все то же самое», хотя бы по той причине, что пропарочное оборудование, как на свободненском заводе, уникальное. И его нет больше на Дальнем Востоке нигде, а во всей России аналогичных станции всего три. Насчет завода в Уссурийске ничего утверждать не буду. Но, опять же, по словам директора, ремонтных предприятий — масса, но специфика и уровень у них отличаются.
— Екатерина КузьминаЕкатерина, с высказыванием типа «когда единственный завод на Дальнем Востоке, специализирующийся на ремонте подвижного состава» нужно быть поаккуратнее. Так как это совершенно не соответствует действительности. Во-первых, завод по ремонту подвижного состава есть в Уссурийске, где работает более 2 тысяч человек, во-вторых, подобные «Свободненскому заводу» депо есть в Ружино, Хабаровске, Комсомольске, где делают все тоже самое.
— Вагонник (гость)