Метрика с датой рождения у Екатерины Прокопьевны Чурсиной не сохранилась, а в паспорте указано, что рождена она в 1913 году. В начале прошлого века с записями в документах особо не заморачивались — всех родившихся в 1912-м регистрировали в начале следующего года оптом. Но баба Катя всегда знала, что родилась она 20 ноября — как раз за день до Михайлова дня, а на Михайлов день, в церковный праздник, ее понесли в храм крестить.
Ехали за землей, приехали в колхоз
Родилась она на Украине, в Черниговской губернии. В 1928 году семья, где было две дочери и четверо сыновей, по переселению отправилась на Дальний Восток. Кате было тогда 15 лет. Как многие пожилые люди, сейчас она гораздо лучше помнит детство и молодость, чем вчерашний день, и о том, почему семья покинула благодатную Черниговщину, рассказывает, будто это было вчера.
— У меня четыре брата было, каждого отделить — им землю надо было дать. А земли мало, — с паузами, словно беря передышку, говорит Екатерина Прокопьевна. — Здесь наобещали всем землю. А пока доехали, тут колхозы начались. Никакой вольной земли!
Она с усмешкой машет рукой. Дочери рассказывают, что Украину их столетняя мама вспоминает часто: какие там были сады летом и какие снега зимой, как они все семьей ходили в церковь и как все женщины вышивали.
Екатерина Прокопьевна и сама вышивала прекрасно — у дочерей сохранились вышитые ее руками полотенца и простыни, которые кладут под покрывало, чтобы вышитые края выглядывали наружу. И вязала, и шила, и кружева плела. Это сейчас руки слушаются плохо и глаза видят слабо. А тогда четыре дочки в семье росли, и всех хотелось одеть получше.
— Самое тяжелое время — это война, — продолжает вспоминать баба Катя. — Работы было много, есть нечего, одна картошка. Картошки наелась и пошла на работу. Хлеб заместо конфетки был.
Первая любовь не забывается
Еще до войны она встретила своего любимого Севастьяна, вышла за него замуж. В 1941 году, как только началась Великая Отечественная, мужа сразу призвали. Он проходил подготовку в Серышеве, а в июле у нее родилась первая дочка. Катя пекла пироги, оставляла грудную малышку и пешком за десятки километров ходила навещать мужа, пока его не отправили на фронт. Севастьян Шпилько погиб в сентябре 1941-го.
— В сентябре прислал последнее письмо — там было написано: «Ранен в голову, пишу перед боем», — рассказывает старшая дочь Надежда Севастьяновна. — И больше никаких известий. Где погиб и где похоронен, мы ничего не знаем. Да кто там в первые месяцы войны кого хоронил? В Благовещенске есть Книга Памяти, там есть сведения об отце. Мы писали запросы, чтобы узнать, где похоронен, но ответов не получили.
В 1947 году Екатерина Прокопьевна вышла замуж во второй раз. И снова муж достался неплохой, но своего Севастьяна она добром вспоминает до сих пор — и непьющий был, и работящий. Да разве первую любовь забудешь!
Рецептом долголетия баба Катя с нами поделилась охотно, он простой: «Работала всю жизнь, да и все». Всю жизнь в совхозе: то на ферме, то в полеводстве, работа из разряда «бери больше, кидай дальше», шутят дочери.
— Она у нас до 90 лет сама картошку копала, — рассказывают дочери-пенсионерки. — Потом, когда мы уже ей не разрешили в сельхозработах участвовать, она на забор облокотится, смотрит с завистью, как мы урожай убираем, и говорит: «Ох, как я хочу копать!» А мы дружно в ответ: «А мы-то как уже не хотим!» Раньше рассаду сеяла всегда по весне, всех соседей снабжала.
Когда участковый врач приезжала навестить пациентку преклонного возраста, она ее не могла найти дома — баба Катя, даже передав огород на попечение дочерей, все равно весну и лето проводила среди грядок, присматривала, кто что сажает, кто как поливает.
Она и сейчас по дому передвигается сама, в теплое время года выходит на веранду. На улицу почти не выходит — силы не те. Слышит плоховато, но это не проблема, голоса у дочерей звонкие.
Дуэт долголетия
— Не пугайтесь, мы не цыганки, мы амурские казачки! — нашу беседу с юбиляршей неожиданно прерывают две гостьи в ярких народных костюмах. Это артистки из Дома культуры Возжаевки пришли поздравить односельчанку со столетием. И тут мы убедились, что звонкие голоса не только у дочерей, но и у их столетней мамы.
Когда солистки исполнили пару песен, пришла пора поинтересоваться у именинницы — какие песни ей нравятся.
— Какие любимые песни? — переспрашивает Екатерина Прокопьевна. — А вот эта: «Как на дальней сторонке громко пел соловей».
И она пересказывает слова песни с начала до конца, как школьница стихотворение. Сидящая рядом 89-летняя племянница юбилярши Надежда Петровна затягивает песню, еще до революции сочиненную неизвестным автором, а баба Катя начинает ей подпевать. Сначала робко, но потом уверенно, вторым голосом ведет свою партию до конца.
— Мы к вам потом еще специально за песнями придем, научите нас, — говорят певицы-казачки.
В чем секрет ее долголетия? В постоянной работе, что даже присесть некогда, или в генетике (ее мама умерла в возрасте 96 лет)? В спокойном и добром характере, недаром дочери хором говорят, что добрее их мамы никого на свете нет? В чувстве юмора, которое не оставляет человека даже на пороге столетия? Утром именинница пошутила: «Что вы напридумывали? Гости придут, я под кровать спрячусь!» А может быть, секрет в том, что большую часть жизни она живет с Верой, Надеждой, Любовью и Рождеством (именно так переводится имя Наталья). Все четыре ее дочки живут рядом, здесь же, в Возжаевке. Шестеро внуков и семеро правнуков — это отдельная радость, особенно, когда все собираются вместе.
Глава района подарил долгожительнице телевизор
Администрация Белогорского района преподнесла Екатерине Чурсиной огромный телевизор. Большой плазменный экран позволит долгожительнице с плохим зрением смотреть телепередачи.
— Я первый раз присутствую на столетии жителя района, для меня это большое событие, — признался глава Белогорского района Денис Инюточкин, побывавший в гостях у юбилярши.
950 человек в возрасте 90 лет и выше живут сегодня в Приамурье.
8 человек, перешагнувших столетний рубеж, проживают сегодня в Амурской области, по данным пресс-службы областного управления ПФР. Вековые юбилеи отметили двое мужчин и шесть женщин. Из них четверо живут в Благовещенске, по одному столетнему жителю имеют также город Зея, Свободненский, Шимановский и Белогорский районы.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии