Поезд больших возможностей

С 15 января на севере Приамурья должны были отменить все пригородные поезда, за исключением одного, который перевозит учащихся в школу на соседнюю станцию. Компания-перевозчик аргументировала свое решение убыточностью перевозок и отсутствием компенсации со стороны региональных властей. В черный список попали составы Иса — Февральск, Тында — Дипкун, Тында — Лопча, Лопча — Юктали и поезд на юге области — Архара — Облучье. Срочные телеграммы об отмене поездов в администрации районов, по которым курсируют пригородные поезда, попали в канун нового года — 30 декабря. С одной стороны, в этот день было принято решение о продолжении курсирования поезда Тында — Комсомольск, а с другой — подписан приказ о прекращении движения пригородных поездов по Селемджинскому и Тындинскому районам. Новогодний «подарок» жители отдаленных поселков восприняли по-разному.

— Для жителей восточного участка БАМа главное, чтобы остался поезд Тында — Комсомольск, на него мы ночью садимся и рано утром приезжаем в Тынду, решаем свои дела и вечером уезжаем на нем обратно, — говорит житель Дипкуна Игорь Агафонов. — А пригородный поезд уходит утром, прибывает в Тынду в 12 часов дня и уже в 14 часов идет обратно в Дипкун. Что можно сделать за два часа, да еще и в обеденное время?!

— Пригородный поезд — это возможность привезти из Тынды тот же холодильник, стиральную машину или мебель. Мы же не повезем в плацкартном вагоне диван, — возмущается жительница Дипкуна Светлана Казакова. — Жители отдаленных станций и так оторваны от цивилизации, а нас хотят лишить последнего. Это уже похоже на ссылку.

Многие жители Тындинского района действительно используют пригородные поезда для перевозки крупной бытовой техники, строительных материалов. Рядом с общим вагоном идет платформа, в которую и грузятся негабаритные вещи. Ведь если в западном направлении рядом с железной дорогой есть еще и автомобильная, то на восток добраться можно только по стальной колее. Жители западных от Тынды поселков — Кувыкты, Хорогочи, Ларбы, Усть-Уркимы, Лопчи, Чильчи — уже давно приноровились ездить в районный центр на машинах.

— Поезд из Тынды на Лопчу уходит рано утром, а в Тынду прибывает вечером. Это крайне неудобно. Что нам делать ночью в Тынде, если банки, Пенсионный фонд, управление социальной защиты населения работают днем? Поэтому мы договариваемся с соседями, скидываемся на бензин и утром выезжаем из Лопчи, а к вечеру возвращаемся из Тынды, — рассказывает о своем маршруте Наталья Гаврилова.

Не рабочих — не берут

В администрации Тындинского района подчеркивают, что, несмотря на неудобства в расписании, пригородные поезда крайне необходимы одному из самых больших районов Приамурья. Новость о решении транспортного вопроса глава Тындинского района Тамара Лысакова восприняла с нескрываемым восторгом.

— Ну, хоть одна хорошая новость с начала года. На пригородном поезде Тында — Муртыгит мы возим детей в школы со станций Аносовская и Беленькая, альтернативы ему нет. Большую роль играет и стоимость билета, на пригородном поезде она ниже, чем на пассажирском, поэтому у людей есть возможность приехать в Тынду, переночевать, а уже на следующий день, решив проблемы, уехать обратно домой, — отмечает глава Тындинского района Тамара Лысакова. — На железной дороге есть рабочие поезда, но обычных пассажиров туда не берут, строго только железнодорожников. Даже если женщина будет рожать на перроне, в рабочий поезд ее не посадят. Проводники боятся ревизоров, боятся остаться без работы. Поэтому нам нужны пригородные поезда.

Затратные маршруты

Сегодня на территории области действуют 52 пригородных маршрута, в том числе 14 — на Дальневосточной дороге и 38 — на Забайкальской магистрали. Все они без исключения являются убыточными для перевозчика в лице ОАО «Экспресс Приморья». Действующий тариф на перевозку одного пассажира составляет 22 рубля за 10 километров, однако себестоимость проезда на данное расстояние в 2012 году составляла 152 рубля по Дальневосточной железной дороге и 58 рублей в границах Забайкальской дороги. Такая разница в цифрах между двумя дорогами объясняется тем, что на БАМе пригородный поезд состоит всего из одного вагона и везет его отдельный тепловоз. Тогда как по Транссибу количество вагонов больше, и здесь используется электротяга, которая существенно дешевле. 80 процентов всех расходов — это услуги ОАО «Российские железные дороги», включающие предоставление инфраструктуры, вагонов, локомотивов. 20 процентов — это оплата труда проводников, билетных кассиров, контролеров. Исходя из этого, получается, что пассажир, путешествующий на пригородном поезде по БАМу, оплачивает только 14% реальной стоимости билета. Остальную сумму перевозчику должны компенсировать региональные власти.

— Работа железнодорожного транспорта должна быть экономически оправданна и как минимум должна окупать все затраты, — отмечает начальник Дальневосточной региональной службы развития пассажирских сообщений и предоставления доступа к инфраструктуре Сергей Фомичев. — А для того чтобы перевозчики могли инвестировать средства в обновление подвижного состава, улучшение качества сервиса, более удобное расписание, они должны получать прибыль.

Правительство компенсирует часть расходов

Правительство области согласилось с доводами железнодорожников о необходимости частичной компенсации убытков. Из регионального бюджета на эти цели будет выделено 93 миллиона рублей на компенсацию выпадающих доходов от пригородных перевозок в 2013 году. Ранее эта цифра составляла всего 3 миллиона, что менее 1 процента от той суммы убытков, которую показывает ОАО «Экспресс Приморья». По расчетам железнодорожников, в этом году убытки по нашему региону составят 420 миллионов рублей. В 2012 году из областного бюджета было выделено перевозчику 50 миллионов рублей, тогда как по расчетам эта сумма должна была составить 400 миллионов рублей. Есть еще один вариант решения проблемы — это увеличение стоимости проезда для пассажиров.

— Повышение тарифа на проезд с целью снижения нагрузки на бюджет субъекта может привести к обратному эффекту: люди будут либо ездить «зайцами», либо стоимость проезда окажется непосильной для населения, — считает заместитель генерального директора ОАО «Экспресс Приморья» Константин Шелухин. — Пригородный железнодорожный транспорт постепенно утрачивает одно из важнейших конкурентных преимуществ — оптимальное для пассажира соотношение «цена/время в пути». Если несколько лет назад тарифы, применяемые на проезд в пригородных поездах, были меньше автобусных, то в настоящее время на ряде маршрутов тарифная политика автотранспортных предприятий более привлекательна для пассажира.

Но если вдоль Транссиба, где курсируют большинство пригородных поездов, идет параллельно федеральная дорога «Амур», которая позволяет организовать автобусное сообщение, то на севере области альтернативы железной дороге нет. Понимая это, областное правительство выделило средства на возмещение убытков железнодорожников. При этом, как подчеркивают чиновники, необходимо так составлять расписание поездов, чтобы оно было удобно для пассажиров.

— При выделении средств на возмещение убытков от пригородных перевозок, мы намерены провести анкетирование среди пассажиров наших поездов на севере Приамурья и откорректировать расписание. Мы согласны, что на ряде направлений оно не совсем удобно для пассажиров, поэтому наша компания будет работать над изменением, — заявил журналистам заместитель генерального директора ОАО «Экспресс Приморья» Константин Шелухин.

Тамара Лысакова, глава Тындинского района:

— На железной дороге есть рабочие поезда, но обычных пассажиров туда не берут, только железнодорожников. Даже если женщина будет рожать на перроне, в рабочий поезд ее не посадят. Проводники боятся ревизоров, боятся остаться без работы. Поэтому нам нужны пригородные поезда».

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

52 пригородных маршрута действуют на территории Амурской области:

14 в границах Дальневосточной железной дороги

38 в границах Забайкальской железной дороги

1,2 миллиона жителей Амурской области воспользовались услугами пригородных поездов в прошлом году.

300 железнодорожников обслуживают пригородные поезда в Приамурье.

580 тысяч амурчан проживают в поселках и городах, где есть пригородное сообщение.

22 рубля за 10 км — тариф на перевозку в пригородных поездах.

420 миллионов рублей убытков ожидает «Экспресс Приморья» от перевозок по Амурской области в этом году.