• Иван Перфильев: «Чтобы определить пол цыпленка, нужны навыки и отличное зрение».
  • Во время тестирования за день через теплые руки Яны Шумаковой проходит несколько тысяч цыплят.

Нашли такие на «Амурском бройлере». Одна из них — оператор по определению пола цыплят. Чтобы выяснить, для чего это нужно, мы отправились на благовещенскую птицефабрику. И очень удивились, когда узнали, что питание цыпленка, оказывается, зависит от его пола, поэтому важно как можно раньше поставить точный «диагноз». 

Японский метод

— Четыре раза в год мы завозим яйцо из Ленинградской области с племрепродуктора первого порядка. У нас считается племрепродуктор уже второго порядка, то есть это родители, — рассказывает главный зоотехник «Амурского бройлера» Иван Перфильев. — Яйцо будущих родителей перед закладкой в инкубатор обязательно делится на отцовскую линию и материнскую, потому что сортировка вылупившихся цыплят для определения их пола имеет существенные отличия.

Как пояснил Иван Владимирович, сортировка отцовской линии производится по клоаке, а материнской — по крылу. Первую выполняет специалист, который четырежды в год приезжает на птицефабрику из центра. Его вызывают к тому времени, когда цыплята уже вот-вот должны появиться на свет — на дни вывода. Этот метод определения пола цыплят был разработан в Японии. У нас в стране им владеют немногие специалисты, но эта специализация очень ценится в птицеводстве, потому что точность метода — 95—100%.

— С одной стороны, кажется, все просто: берешь цыпленка в руки, смотришь, если есть бугорочек — это петушок, — посвятил в цыплячьи тонкости Иван ПерфильевНо нужны определенные навыки и отличное зрение. Я вот теоретически знаю, как это делать, но практически слабое зрение не позволяет выполнять такую тонкую работу. А опытный оператор за два дня пропускает через свои руки порядка 12 тысяч цыплят.

Тест по крылу

Что касается материнской линии — здесь сортировка идет по крылу. Ее проводят специалисты «Амурского бройлера» уже на месте. Нам показали, как это делается. Правда, в инкубатор не пустили. Тестирование проводили прямо в кабинете главного зоотехника. Специально для нас сюда доставили в коробке живой «материал».

— Вот, посмотрите на дальние перышки во втором ряду, — Яна Шумакова показала оперение на желтом крылышке птахи. — Видите, они чуть больше. Значит, это курочка. Если перышки в первом ряду больше либо они в двух рядах одинаковые — это петушок.

— Ты мой маленький! — осторожно я взяла на руки нежное создание, чтобы поближе разглядеть эти самые признаки.
Яна Александровна смотрела на меня с улыбкой. Она проделала то же самое с двумя цыплятами быстро и легко — для нее это привычное дело. Ведь когда идет сортировка, ей приходится заниматься этим несколько дней подряд с утра до позднего вечера. За день через ее руки проходят тысячи писклявых цыпочек.

— Если брать по одному, то много не наработаешь, — делится секретами профессии наша собеседница. — Все надо делать быстро. Поэтому, определяя пол пернатых, мы берем сразу по два в руки. У нас специальный стол с воронками, на который высыпаем сразу по 80 цыплят: в одну сторону через воронку кидаем курочек, в другую — петушков.

Курочек кормят лучше

Для чего нужно определять пол цыпленка? Этот интригующий вопрос интересовал нас с фотокором больше всего. Оказывается, если бройлеров на птичнике кормят вволю — они едят, сколько хотят, то к кормлению будущих родителей у птицеводов особый подход. Ведь пернатое поголовье, которое от них получат, должно быть не только здоровым, но еще и одинаковым по размеру, чтобы за определенное время потом все набирали необходимый вес и дружно «шли» на убой.

Очень важно, чтобы птица начала давать яйцо в одно и то же время и по размеру все яйца были одинаковыми. Если яйцо для закладки в инкубатор будет разнокалиберным, то и цыплята из них вылупятся, кто во что горазд — один больше, другой меньше. И тогда птичницам, которые проводят кормление на одном уровне, сложно будет добиться равномерных привесов.

— Поэтому кормовой рацион курочек и петухов отличается, — пояснил главный зоотехник предприятия. — К примеру, курочкам для нормального развития необходимо получать больше кальция и протеина. У петушков корм более пустой, с меньшим количеством белка. Иначе они быстро жиреют, начинают драться между собой. И курочки их уже не так интересуют. Если в рационе петушков больше ячменя, добавляем овес, то курочкам овес заменяем богатой белком полножирной соей, чтобы набирали силу и давали качественное потомство. И в дальнейшем петушков и курочек содержим отдельно — у них разные весовые нормативы. Потому что у мальчиков одна кривая роста, а у девочек — совершенно другая. Петушки и вес набирают быстрее, и забивают их чуть раньше.

Петрович с овоскопом

Есть на «Бройлере» и еще одна редкая профессия — оператор по миражированию яиц. Каждое яйцо в возрасте инкубации от 8 до 11 дней специалист пропускает через специальный прибор, который называется овоскопом.

— Вот так светим на каждое яйцо и смотрим, есть развитие эмбриона или нет, — показал оператор по миражированию яиц Николай Дубовицкий. — Если попадается яйцо не оплодотворенное, то такое сразу убираешь. Можно выявить гибель эмбриона, так называемое кровь-кольцо.

— А что это такое? — поинтересовалась я у Петровича — так уважительно его зовут все на «птичке», ценя за многолетний стаж и опыт.

— Когда светишь на яйцо, то сквозь скорлупу по крупу видно красное кровяное кольцо. Обычно это происходит на пятый или шестой день развития. Мы видим также, отстает ли эмбрион в развитии или, наоборот, его опережает. Профессиональных тонкостей много.

Николай Петрович считается старейшиной на предприятии — трудится со дня его основания, много лет отработал главным зоотехником и, по словам руководства, может в случае необходимости подменить начальника любого цеха. К его мнению здесь все прислушиваются.

— У нас на птицефабрике два инкубатора. На старом миражирование нереально выполнить, потому что яйца лежат в лотках еще старого исполнения. Во время инкубации яйца расширяются и соприкасаются друг с другом. Если попытаешься достать одно, чтобы просветить овоскопом, вся живая «схема» развалится, — пояснил профессионал. — Четыре года назад мы ввели в строй новый инкубатор, где установлено современное оборудование, и там все яйцо проходит через овоскопирование.

Все происходит в полной темноте. Прибор выглядит как обычный фен, только на конце горит лампочка. Ее луч позволяет поставить «диагноз» эмбриону. В феврале на фабрике ждут очередное пополнение племенного материала. А значит, заботы у Петровича и операторов, выполняющих такую интересную и необычную работу, прибавится.

1,1 миллиона бройлеров подрастает сейчас на благовещенской птицефабрике.