В связи с этим в средствах массовой информации периодически поднимается вопрос о качестве подготовки водителей. К сожалению, все сводится к тому, что необходимо увеличить срок обучения, построить суперавтодромы, ужесточить прием экзаменов и тому подобное. Могу сказать как человек, занимающийся непосредственно обучением практическому вождению, что сроки подготовки и так достаточно большие. Трех месяцев вполне хватает для того, чтобы вызубрить тоненькую книжку ПДД и экзаменационные вопросы-ответы. Увеличение сроков приведет лишь к подорожанию учебы, которая станет недоступной для людей со средним достатком. И суперавтодромы тоже не нужны. Тех упражнений, которые сейчас имеются на площадках, тоже достаточно, чтобы получить первоначальный опыт управления автомобилем.
Думаю, ответ кроется в простом утверждении: некачественное количество не может перейти в хорошее качество. И надо имеющееся количество сделать качественным. А для этого решить три проблемы — это кадры, методика, воспитание будущих водителей.
Кто такой «мастер производственного обучения вождению», или, проще говоря, инструктор? Это человек, который имеет определенный стаж и опыт вождения автомобиля, но этого не достаточно, чтобы быть именно мастером обучения. К нему не предъявляются требования иметь педагогическое образование или опыт индивидуальной работы с людьми. У него нет статуса учителя со всеми вытекающими льготами. С ним не проводится курс специальной подготовки по методике обучения вождению автомобиля.
Он варится в собственном соку своих знаний и умений и руководствуется тем, как учили его (если помнит) такие же инструкторы-самоучки. Его заработная плата низкая, поэтому нет, образно говоря, очереди желающих трудиться на этой должности. Поэтому надо в корне менять кадровую политику автошкол. А начинать следует с увеличения заработной платы, как сейчас говорят, до достойной. Тогда среди претендентов на эту должность можно будет отобрать мастеров, действительно способных обучить качественному вождению.
Еще один существенный недостаток подготовки — отсутствие в автошколах какой-либо научной методики и учебных пособий, в соответствии с которыми инструктор должен обучать правильному выполнению всех элементов маневрирования на дорогах. Как у нас учат некоторые инструкторы: «Ну-ка сюда поверни. Поняла? Так и делай все время». И это вина не водителя. Просто нет человека, который обобщил бы все методики и научил учить. Так, чтобы было понятно любому человеку — и молодому парню, и женщине в возрасте. Этот недостаток мог бы устранить опытный методист, который, к сожалению, не предусмотрен в штатном расписании этих школ. Я в своей работе использую пособие, которое сам написал, — раздаю его своим ученикам, чтобы они закрепляли полученные знания. Потому что с первого раза человек может и не запомнить, находясь в стрессовой ситуации. Я неоднократно обращался и к руководству автошколы, и сам пытался опубликовать эту методичку — пока безуспешно.
Геннадий Рвенский, инструктор по вождению Благовещенской автошколы ДОСААФ.
ОТ РЕДАКЦИИ
А какой автоинструктор был у вас?
Живые примеры некачественного обучения вождению можно встретить за каждым поворотом. Одного водителя научили ориентироваться не по боковым зеркалам, а по зеркалу заднего вида, другому не объяснили, как правильно сдавать назад, третий не понимает, что такое равнозначный перекресток. Все это ежедневно порождает десятки ДТП. А каким ошибкам «научил» вас ваш автоинспектор? Оставляйте комментарии на нашем сайте www.ampravda.ru или пишите на info@.ampravda.ru.
Дорогой Геннадий Семенович! Я благодарна судьбе, что именно вы были моим инструктором по вождению. Прошло почти 7 лет с тех пор, а я за все это время ни разу не почувствовала себя на дороге обезьяной с гранатой)). Вы — инструктор от Бога! Интеллигентный, грамотный, добросовестный. Не халявили сами и мне не давали, заставляя чуть ли не с первого дня ездить по самым «густонаселенным» улицам, покрываясь потом от страха. И таких как вы действительно мало. В своей заметке вы совершенно верно это заметили). Может, у нас и культура вождения на дорогах настолько низка, что курсанты встречаются с хамством и непрофессионализмом инструкторов еще в автошколе.
— Екатерина Кузьмина