— Первый год я служил водителем, второй — уже техником, занимался ремонтом машин. Тут начали раскрываться мои технические таланты, — ветеран погранслужбы помахал рукой водителю проезжающего мимо зеленого уазика, который приветственно ему просигналил, и продолжил свой рассказ: — После дембеля командование части предложило мне остаться на сверхсрочную службу. Я согласился, и навсегда связал свою судьбу с границей.
Передний край
За сорок лет на переднем крае многое изменилось. Шимановский погранотряд давно уже называют Службой. Теперь здесь нет призывников — только контрактники, и никто из них уже не носит зеленых фуражек, которые всегда считались символом границы. Да и обстановка на государственном рубеже сегодня сильно отличается от той, когда сержант погранвойск Мурашкин нес здесь свою трудную вахту.
Один случай из того времени навсегда врезался в его память — когда вывозили двух нарушителей для передачи представителям сопредельной стороны. Все происходило на участке границы, что напротив китайского уездного города Хума провинции Хэйлунцзян. Советские пограничники прибыли на двух машинах, одну из которых вел сержант Мурашкин. В каждом уазике, кроме водителя, были офицер и два солдата охраны. На линии фарватера замерзшего Амура пограничников с перебежчиками уже поджидали представители китайских спецслужб.
— Дело было в феврале 1973-го, вскоре после даманских событий. Обстановка напряженная. Все было предельно жестко: пока шла передача, мы даже двигатели не глушили — было запрещено, — старший прапорщик запаса задумался, припоминая былое. — Я обратил внимание на то, что один из нарушителей пошел к своим чуть ли не с радостью, а другой не хотел возвращаться домой. Он сидел как раз в моей машине и отказался выходить. Тогда китайские представители стали вытаскивать его силой. Я был почти еще пацан, смотрел на нищенскую одежду, разбитое морщинистое лицо китайца, и мне его стало жалко. Я тогда подумал: «Это точно не шпион».
Техник-рационализатор
— Я хотя и был пограничником, моя жизнь в основном была связана с техникой, ее ремонтом: разъезжал по всем заставам, помогал «лечить» машины. И до сих пор их «лечу» — обычная работа, — улыбается Мурашкин, скромно умалчивая о своем техническом мастерстве и рационализаторских способностях.
Его дважды хотели отправить в Афганистан, но командир части не пустил. Первый раз, когда сверху пришло официальное распоряжение, вместо прапорщика Мурашкина отправили сразу двух офицеров — чтобы у московского начальства не возникло вопросов. «А Ильича тогда оставили. И потом во второй раз его тоже заменили другим. Ильич у нас — ценный кадр», — с уважением говорят сослуживцы.
Позже Анатолий Мурашкин прошел специальную подготовку — должен был лететь за границу, охранять советское посольство в одной из стран Африки. И опять командование части нашло старшему прапорщику замену. «Чем же этот скромняга отличился, что за него так радело руководство Шимановского погранотряда?» — думала я, пытаясь разговорить собеседника, который упорно обходил эту тему стороной.
— Я был первым и единственным на тот момент прапорщиком в Погранвойсках КГБ СССР, получившим высшее образование, — словно стесняясь этого факта, тихо заметил Анатолий Ильич. — Без отрыва от службы я окончил Хабаровский политехнический институт и стал инженером. Полученные знания применял на практике. Они на границе очень пригодились. Мы много чего делали… Было время, я и на слет БРИЗ погранвойск в Москву выезжал.
БРИЗ — это Бюро рационализаторов и изобретателей. Правда, свои рационализаторские разработки Мурашкин возил в столицу лишь в бумажном (теоретическом) варианте — слишком они громоздкие были.
— До Москвы от нас очень уж далеко. Не повезешь же туда с дальневосточных рубежей машину?! — смеется техник-универсал.— А все мои разработки и усовершенствования были связаны в основном с машинами.
Уже когда я уходила, ветеран погранслужбы, прощаясь, добавил:
— Когда я приезжал в Москву на БРИЗ, встретил там одного из бывших наших офицеров. Он тогда как раз курировал Афганистан и упрекнул меня: «Что же ты... Я на твое имя два раза телеграмму направлял…»
— И что вы ему ответили?— поинтересовалась я.
— Я сказал: «У меня звезды маленькие. Спросите тех, у кого звезды больше. Я их приказ выполнял».
Младший сын Анатолия Мурашкина пошел по стопам отца — служит в Якутском пограничном управлении. Внук-тезка недавно заявил, что тоже хочет стать пограничником. Его слова — бальзам на душу деду. Технарь от бога, он вот уже 40 лет делает все, чтобы машины, колеся по таежному амурскому бездорожью, никогда не подводили пограничников. Чтобы на заставы вовремя доставлялись продукты питания и все необходимое. И чтобы в любое время года и суток все, кто несет службу на переднем крае, могли четко выполнять возложенные на них задачи по охране родных рубежей.
Новогодний «сюрприз»
— Однажды перед Новым годом (я тогда уже перешел на гражданскую должность) мы с зампотехом поехали с проверкой на границу. И попали в переделку, — припомнил Анатолий Ильич еще один случай десятилетней давности. — Заезжаем за линию инженерно-технических сооружений, а там новогодний «сюрприз» — чьи-то следы!
Как выяснил зампотех, сработка системы была — застава уже действовала. И не одна. По тревоге «В ружье!» были подняты сразу три заставы. Пограничники шаг за шагом преодолевали трудные километры, прочесывая тайгу. Кромешная темнота и холодный ветер усложняли поиск. Не обращая внимания на погодные условия, люди в маскхалатах настойчиво искали следы, которые замело снегом. Все понимали: если в первые часы нарушителя не удастся задержать по горячим следам, то поиск может затянуться на несколько суток. Праздник будет испорчен.
— Мы как выехали тогда из отряда к линии ИТС в десять вечера, обратно вернулись только в три часа следующего дня, — уточнил Анатолий Ильич. — Наши не успели вовремя его взять. Потому что всю ночь искали перебежчика в тылу, а он в тыл не пошел — взял направление вдоль «системы». И передвигался не по дороге, а в трех метрах от нее. Прошел километров тридцать по всему участку, вышел на развилку и — на Амур. И вот тут уже пограничный наряд задержал нарушителя.
Добавить комментарий
Комментарии