С февраля партнером пилотного кластера в Хабаровском крае стал Благовещенский судостроительный заводС февраля партнером пилотного кластера в Хабаровском крае стал Благовещенский судостроительный завод

Встреча прошла в Благовещенске под председательством зампреда правительства области — министра экономического развития Приамурья Марины Дедюшко.

Предотвратить отток населения

Сегодня перед регионами Дальнего Востока стоит задача ускорить рост собственной экономики, чтобы предотвратить отток населения, в первую очередь — молодежи и квалифицированных кадров. По данным ДВО РАН, которые озвучила Марина Дедюшко, если в 2001 году Дальний Восток покинули шесть докторов наук, то в 2010-м в другие территории переехало уже 19 научных работников, имеющих высокую ученую степень.

— Необходим инновационный сценарий развития экономики региона, — подчеркнула Марина Дедюшко. — Мы должны создать условия и инфраструктуру для инновационного бизнеса.

Дальнему Востоку, в отличие от других федеральных округов, труднее адаптироваться и устоять в рыночных условиях в силу объективных причин. Это и изолированный характер экономики, и высокая стоимость транспортных и энерготарифов, и отсутствие налоговых и таможенных преференций. ВТО усложнит эту и без того непростую ситуацию. Открытость мировых товарных рынков предполагает конкурентоспособность продуктов, а Дальневосточный федеральный округ по сути превращается в сырьевую базу.

Ситуацию усугубляет растущая мощь китайской экономики, которая поддерживается государством. Это хорошо видно по структуре экспорта и импорта. Если вывоз российского сырья в КНР в 1990 году составлял 1 % от экспорта, то сейчас — 65 %. Ситуация с импортом зеркально противоположная. В 1990 году продукты машиностроения, ввезенные в Россию из Китая, составляли 11 % импорта. Сейчас этот показатель приблизился к 41 проценту.

Инновационный сценарий

Единственное, что может изменить ситуацию, — инновационный сценарий развития экономики региона. В августе прошлого года в России был утвержден перечень из 25 пилотных кластеров, которые получат меры господдержки. Кластер призван объединить предприятия и компании, занимающиеся определенной деятельностью, и осуществить их переход на инновационную модель развития для создания высококонкурентной и высокотехнологичной продукции. Конечная цель — завоевание своей ниши на мировых рынках.

Пока единственный в ДФО пилотный кластер авиа- и судостроения создан в Хабаровском крае. Как отметила Марина Дедюшко, этот кластер — окно возможностей для других территорий Дальнего Востока.

По словам и. о. начальника главного управления модернизации и стратегических инициатив губернатора и правительства Хабаровского края Сергея Васильева, в качестве участников и партнеров пилотного кластера выступают порядка ста предприятий и организаций. Сейчас прорабатываются детальные планы по реализации кластерных проектов с участием Объединенной авиастроительной корпорации, компании «Сухой», компании «Гражданские самолеты Сухого», Комсомольского технического университета и правительства Хабаровского края. С февраля этого года партнером кластера стал Благовещенский судостроительный завод имени Октябрьской революции.

— Мы столкнулись с рядом проблем на инновационном пути развития. Думаю, что это общая для всех регионов проблематика, — поделился Сергей Васильев. — Мы видим, что предприятия и корпорации закрыты для инноваций. Есть заинтересованность в закупке технологических решений на стороне. Долгосрочные исследовательские программы на региональном уровне практически полностью отсутствуют.

Также, по мнению Сергея Васильева, доля инновационного бизнеса в экономике сегодня минимальна, количество новых проектов недостаточно, а рынка продаж вообще нет. В трех ведущих вузах Хабаровска сегодня порядка десяти малых инновационных предприятий, а их должны быть сотни.

В ближайших планах хабаровчан создание регионального центра инжиниринга, его партнеры — ведущие инжиниринговые компании Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Москвы. В июне в Комсомольске-на-Амуре пройдет первый дальневосточный конгресс инженеров, на который приглашают всех заинтересованных жителей региона. «В ситуации дефицита проектов необходимо создавать условия для появления новых идей, — отметил Сергей Васильев. — Нужно создавать площадки для межрегиональных коммуникаций малых инновационных компаний — у нас сегодня нет представления, что делается в других регионах».

Конкурентоспособный комбайн

Говоря о проблеме конкурентоспособности продукции, замминистра экономического развития Амурской области Василий Орлов остановился на ситуации в судостроении и производстве сельхозтехники. Судостроительный завод имени Октябрьской революции многолетней работой рывками — от заказа к заказу — вышел на стабильный уровень. Предприятие стабильно поставляет суда рыболовецким предприятиям Дальнего Востока. Сейчас на заводе проектируется судно РС-600, которое придет на смену устаревшим РС-300, уже не пользующимся спросом у рыбаков.

Есть достижения и в машиностроении — более 500 комбайнов и единиц другой техники четырех наименований собрали на предприятиях Амурской области. Продукция может быть востребована не только в Приамурье, но и в соседних регионах. Это хорошие результаты, но амурчан не могут не беспокоить последствия открытия границ.

Итогом встречи стало решение о ведении единого мониторинга ситуации по субъектам ДФО и Забайкалья, чтобы была возможность своевременно реагировать на возникающие новые угрозы и риски. Также собравшиеся решили обмениваться опытом и региональной практикой по вопросам адаптации к условиям ВТО.

Кластеры в Приамурье

Правительством области в 2011 году была принята долгосрочная целевая программа «Экономическое развитие и инновационная экономика Амурской области». Проведена работа по созданию биофармацевтического кластера, планируется создание инновационно-внедренческого кластера в составе будущего Дальневосточного национального космического центра, а также технопарка и других объектов инновационной инфраструктуры.

Данный кластер предусматривает развитие материально-технической базы высших учебных и научных учреждений области, создание инновационной инфраструктуры с привлечением бюджетных средств, новых технологий и ряд других мер. Помимо этого, запланировано создание агропромышленного парка, в составе которого предусматривается агробизнес-инкубатор, который будет осуществлять разработку новых технологий выращивания, хранения и переработки сельхозпродукции.

25 пилотных программ развития инновационных территориальных кластеров утверждены Правительством РФ. Сюда вошла программа кластера авиа- и судостроения Хабаровского края.