• Василий Сергеевич в Хабаровске на праздновании 200-летия со дня рождения Н. Н. Муравьева-Амурского.
  • Потомок графа прекрасно знает свою родословную вплоть до 15-го века.

  Откуда пошел род Муравьевых и почему вместо того чтобы по примеру предков служить во флоте, Василий Сергеевич попал в художественное училище, он рассказал корреспонденту АП. О китайской скатерти, на которой подписывали Айгунский договор, и о том, как во Владивостоке потомка генерал-губернатора чуть было не приняли за «сына лейтенанта Шмидта», читайте в этом материале.

Интервью у единственного в России Муравьева-Амурского я брала по телефону. На просьбу позвать Василия Сергеевича голос в трубке сначала строго сказал, что он заболел. Но услышав, что звонят из Амурской области, на том конце провода смягчились. И вот я уже слышу его далекий простуженный голос.

«Я уже испеченное яблочко», — шутит о своем возрасте 72-летний Василий Сергеевич. Но, несмотря на восьмой десяток, ни память, ни чувство юмора его не подводят. Говорит, никогда специально не увлекался историей, но при этом может рассказать о судьбах почти всех представителей рода Муравьевых, начиная с 15-го века. Да еще так, будто был лично с ними знаком.

— Род Муравьевых пошел от Ивана по прозвищу Муравей. Он упоминается в документе от 1488 года как охранник границы со Швецией, проходившей по реке Луге, — повествует собеседник. — Потом Муравьевы как-то поутихли, а во времена Екатерины фамилия снова засветилась уже на государственном уровне. У Николая Николаевича Муравьева-Амурского, генерал-губернатора Восточной Сибири и Дальнего Востока, был родной брат Валерьян. Его сын Александр Валерьянович — мой дед. Николай Николаевич стал первым графом в роду Муравьевых.

О том, кто принадлежит к знаменитому роду, который долго и плодотворно служил России, потомок графа знал с детства. 

Кое-что осторожно рассказывали родители, которые, впрочем, в те времена на тему графского происхождения не слишком распространялись. Его отец был моряком и настраивал сына на службу в военно-морском флоте. Василий Сергеевич продолжил бы дело предков на военном поприще, если бы не перенесенный в 16 лет гепатит, после которого к армейской службе он стал не годен. Поступил в Промышленно-художественное училище имени В. И. Мухиной — коротко по-питерски «Муху». В 1963 году женился на своей одногруппнице Виктории Стрельцовой, да так и остался преподавать. Сейчас он возглавляет кафедру дизайна в той самой «Мухе», переименованной в Художественно-промышленную академию имени А. Л. Штиглица.

— Был у нас в роду один, как его называли, граф-дурак. Все его родные были на государственной службе: один министр, второй — генерал-губернатор, а он стал художником. Да еще и женился на актрисе, — рассказывает Василий Сергеевич. — После этого ему от многих домов было отказано. Получается, я по его стопам пошел. Но чистым художником не стал, да и не стремился. Я дизайнер, как это теперь называется.

Титул — самому старшему

Про свое удивительное знание родословной Василий Сергеевич говорит так: «Досталось на блюдечке». В его распоряжении оказался архив одного из Муравьевых, составившего подробную генеалогию своего рода до 1917 года.

Потом 16-юродный брат Василия Сергеевича собрал родословную по 20-му веку. «Там у каждого члена семьи есть свой номер. Мой — 462, а у моей 22-летней внучки — уже 509», — говорит Муравьев-Амурский. Кстати, Муравьев он с рождения, а вот Амурским стал в 1999 году после смерти старшего двоюродного брата.

— Титул графа Амурского по указу императора Александра III стал передаваться самому старшему в роду и к тому же обязательно бессемейному. Мой брат мог вернуть себе эту фамилию, но не захотел. А после его смерти я получил это право, — объясняет он. — Я женат, но детей у меня нет — сын погиб в 1993 году. В 1999 году я написал в Администрацию Президента РФ, описал ситуацию. А потом мне позвонили из канцелярии и пригласили прийти в загс Санкт-Петербурга. Там я за пять минут получил все документы, начиная от свидетельства о рождении и заканчивая свидетельством о браке — уже с новой фамилией.

Скатерть Айгунского договора

Кроме генеалогического архива, у Василия Муравьева-Амурского хранится галерея семейных портретов прошлых веков, в которой есть даже портрет девятилетнего Николая Муравьева — будущего генерал-губернатора.

Для удобства картины он перевел в электронный формат. Есть трость Николая Николаевича из розового дерева и исторический раритет — скатерть, на которой в 1858 году был подписан знаменитый Айгунский договор, закрепляющий левый берег Амура за Россией.

— Бывший в китайской делегации амурский главнокомандующий князь И-шан растрогался и подарил Николаю Николаевичу шелковую китайскую скатерть, на которой был подписан договор. Фрагмент этой скатерти мы подарили хабаровскому краевому музею, когда были с супругой на праздновании юбилея Хабаровска. Еще я несколько раз был во Владивостоке. Однажды зашел в Приморский краевой музей, где меня расспросили и выяснили, что я Муравьев-Амурский. Услышав это, музейные работники стали припадать к стене, — смеется Василий Сергеевич. — Отправили меня в Дальневосточный университет, где мне учинили допрос. Но когда я им подарил копию фамильного герба Муравьевых, они поняли — я не сын лейтенанта Шмидта. Оригинал герба хранится у меня дома.

В Амурскую область Василий Сергеевич, по собственному признанию, съездил бы с удовольствием. Тем более на юбилей.

— Привез бы вам всяких штучек, — интригует он. — Но только обязательно вместе с супругой — я человек семейный, один не путешествую. В этом году у Василия Сергеевича два больших праздника — 155-летие Айгунского договора и 50-летие семейной жизни.

ДОСЬЕ АП

Граф Николай Николаевич Муравьев-Амурский (1809—1881)

— российский государственный деятель, с 1847 по 1861 год служил генерал-губернатором Восточной Сибири. Муравьев-Амурский сыграл видную роль в истории расширения российских владений в Сибири — ему принадлежит почин в возвращении Амура, который империя уступила Китаю в 1689 году. Переговоры с китайским правительством длились долго, но в итоге 16 мая 1858 года генерал-губернатору все-таки удалось заключить с Поднебесной Айгунский договор, по которому Амур до самого устья стал границей России с Китаем. За заслуги в подписании этого важного документа Муравьев получил титул графа Амурского. Два памятника графу установлены в Благовещенске и по одному в Хабаровске и Владивостоке. Хабаровский монумент изображен на банкноте в пять тысяч рублей. Кроме того, имя Муравьева-Амурского носит Амурская областная научная библиотека.

Десант едет в Санкт-Петербург 

В Приамурье уже собралась инициативная группа, готовая пригласить Василия Муравьева-Амурского на празднование годовщины подписания договора и на Муравьевские чтения, которые ежегодно проводят на базе Амурской областной библиотеки, носящей имя его знаменитого предка.

— Мы с коллегами едем в Санкт-Петербург по работе и в конце этой недели встретимся с Василием Сергеевичем. Надеемся, нам удастся договориться о его визите в Амурскую область, — рассказала АП председатель амурского отделения Национального совета социальной информации Елена Рудакова.

1488 годом датируется первое упоминание рода Муравьевых в исторических документах. Речь идет об Иване по прозвищу Муравей. Он упоминается как охранник границы со Швецией, проходившей по реке Луге.

Возрастная категория материалов: 18+