Гора
На улице ветрище свистит, темень, про мороз вообще помалкиваю, и без того понятно — зима, а в Доме культуры Белогорья праздник: благовещенские артисты приехали, учащиеся детской музыкальной школы! Народу битком! Это сейчас все компьютер заменил — заставь кого в клуб сходить, а в 60-е… И вот выступает оркестр народных инструментов под управлением Виктора Горы, и вот только начали вальс-фантазию, как такой порыв ветра саданул по зданию, что свет вырубило! А в зале — молчок, никакой тебе паники, никакого свиста, поскольку музыка как звучала, так и продолжила звучать, никакого замешательства. Артистам нот не видно, дирижера не видно, но музыкальная память, чувство локтя и понимание руководителя свою роль сыграли. А как к последним тактам подошли, так тут и свет дали. Зал аплодировал — стены тряслись! И совсем не от ветра. И артистам юным радость, и дирижер — смущенный и радостный: вот он, плод кропотливого труда.
Подобных эпизодов в жизни музыканта набралось великое множество, не обо всех он и вспомнил, работая над литературными заметками.
Книга Виктора Иосифовича Горы «Моя жизнь в музыке» с немного наивным подзаголовком «Яркие розы и горькая полынь» пока существует только в рукописи, и прочесть ее, к сожалению, довелось немногим амурчанам, а жаль. В ней известный амурский музыкант-народник, виртуозный исполнитель-домрист рассказал не только о себе. Главное — о своем времени, о людях, окружающих его сейчас или уже ушедших. Перед глазами читателя проходят деятели культуры, оставившие свой след как в биографии автора, так и в биографии области и даже страны. Рукопись интересна своими оценками, не всегда соответствующими официальным, — взгляд писавшего человека на события и поступки отдельных людей отличается от общепринятого. Узнает читатель и о том, что у автора уникального учебного пособия «Школа игры на домре», в прошлом руководителя оркестра при Амурском народном хоре, музыкального руководителя кукольного театра «Амурчонок» и Амурского театра драмы, основателя популярного народного ансамбля «Карусель», заслуженного работника культуры Российской Федерации Виктора Горы детство было не самым сладким: оно пришлось на военные годы в не самом богатом селе Верхнебелом Ромненского района. Что первым инструментом будущего струнника была гармошка — освоив «хромку», играл в сельском клубе на танцах, там-то и пришла первая слава. Прочтет в книге читатель и о том, что после первого курса Хабаровского музучилища остро встал вопрос о прекращении учебы — в семье просто совершенно не было денег. Так, борясь с нуждой, постоянно совершенствуясь в овладении музыкальными инструментами, расширяя свой музыкальный кругозор, Виктор Иосифович по ноткам вписывал свое имя в историю культуры области.
Участие в областных, региональных, всероссийских смотрах и конкурсах коллективов, которыми руководил Виктор Гора (самостоятельно делающий инструментовки и аранжировки), гастроли, выступления принесли заслуженные звания и почет. Но ведь не в званиях дело, правда же? Главное — в благодарности поклонников музыки.
Виктором Горой написан ряд книг о развитии народной инструментальной музыки в Амурской области. Издана уникальная рукопись «Музыканты Приамурья» — редкостный по своей полноте справочник. Мало кто знает, что знаменитый домрист в детстве имел прозвище Левша: у него была атрофия нерва правого плеча. И виртуозное владение инструментом — свидетельство мужественного преодоления самого себя.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии