• «Афину Палладу»  привезли из Читы в драповом пальто. Потом две недели она отмокала в ванне.
  • Часы «Афина Паллада».
  • «Афина Паллада» две недели отмокала в ванне.
  • В залах уникального музея время кажется осязаемым и материальным.
  • В музейной экспозиции можно проследить не только историю, но и географию часового дела.
  • Габровские часы идут против часовой стрелки.
  • Европейские мастера позапрошлого века соревновались в роскоши и изяществе.
  • Мимо творения европейских мастеров не пройти.
  • Гвоздь коллекции — русское чудо Семена Бронникова.
  • Каждая шестеренка творения Бронникова сделана из дерева.
  • Каминные часы XIX века французских мастеров.
  • Королевские «религиэзы» эпохи Людовика IV — самые роскошные в коллекции Курдюкова.
  • Космонавт Гречко подарил Ангарскому музею часы со станции «Салют-6».
  • Надувной будильник из Таиланда.
  • Немецкие «шварцвальдики» — у девушки на циферблате в такт маятнику движутся глаза.
  • Отличительная особенность русских часов — жизненная эмоциональность.
  • Русские часы второй половины XIX века изготовлены на питерской фабрики Шопена.
  • Немецкие часы с кукушкой превратились в русскую бытовую традицию.
  • Часы с кукушкой легко уживаются с современным  хронометром с плавающим циферблатом.
  • Часы «глобальное время» позволяют узнать точное время в любой точке земного шара.
  • Часы «Паровоз» определяют время, температуру воздуха, атмосферное давление и стороны света.
  • Часы «Фонарь», Англия, XVIII век.
  • Часы «Зодиак» Павел Курдюков изготовил своими руками.
  • Японские часы в лучших традициях Востока.
  • Японские часы.
  • В залах уникального музея время осязаемо.

Уникальное «Ку-ку!»

В Ангарском музее часов откровенно игнорируется сезонный перевод стрелок. Их здесь полторы тысячи, и каждая тикает по собственному самостоятельному расписанию. Синхронность — враг этих мест. Это кажется парадоксом, но в музее часов время не терпит однообразия и хронометрической точности. Если все хронометры выстроить по единому шаблону, заставить идти одновременно, то каждый час воздух будет взрываться ужасным акустическим хаосом. А так — на каждом шагу новое «бом-бом», неповторимое «бум-бум» и уникальное «ку-ку». Хранители времени строго следят за тем, чтобы их «подопечные» шли вразнобой.

Мелодии музыкальных шкатулок чередуются с характерным поскрипыванием сложных старинных механизмов, шуршанием металлических цепей. Временами создается ощущение нереальности происходящего.

От экспоната к экспонату меняются стили, эпохи, течение вечности. Шикарность большинства экспонатов измеряется не только убранством и оформлением, но и исторической ценностью. В коллекции часы напольные, каминные, карманные, ручные и тут же космические, танковые и даже минные. На корпусах и бирках с краткими аннотациями фигурируют даты, наиболее часто это 18—19—20-е и уже 21-й века.

Фамилии старых мастеров английские, немецкие, французские и даже японские. Богатые бронзовые аппликации переплетаются с кариатидами, вазами, фигурками людей и животных. Исконное европейское качество соперничает с восточным изяществом.

Тут же стили и техники: «буль», «неорококо», «необарокко», «неоклассицизм», а в соседней экспозиции краса и гордость советского ракетостроения — орбитальные часы, побывавшие в космосе. Предмет особой гордости и гвоздь коллекции — творение русского левши Семена Бронникова. В 19-м веке наш соотечественник умудрился выполнить карманный часовой механизм из натурального дерева. Металлической является всего одна деталь — пружина. Шестеренки и корпус — это пальма, бамбук и самшит.

Говорят, на создание первого экземпляра у мастера ушло 8 лет, а весь тираж не превышает 40 экземпляров, два из которых сейчас в Ангарске. Они по сей день не дают покоя коллекционерам со всего мира.

Нужный человек

По оценкам многочисленных экспертов, ни один из российских музеев не может соперничать с ангарским, а по всему миру подобных коллекций единицы. Откуда такое богатство в городе, чья история едва перевалила за полувековую отметку? Ангарск появился на карте СССР только после Великой Отечественной войны и начался со стройных рядов палаточных лагерей первостроителей. Это город нефтехимиков со слабо представленной интеллигенцией, основное население — рабочий класс. Но именно в этой, казалось бы, далекой от научного и исторического изящества среде нашелся нужный человек.

Рядовой советский электромонтажник промышленного предприятия Павел Васильевич Курдюков ремонтировал часы с ранней молодости. Обычный малоприметный мастер, коих множество копошилось и копошится в закутках магазинов, а то и прямо на уличных тротуарах. Но, даже получив рабочее место на заводе, он не бросил своего увлечения. Возвращал к жизни механизмы часов друзей и знакомых. А дальше затянуло.

В конце 50-х годов прошлого века Курдюков купил на рынке старые японские часы, приобрел их по случаю, мимоходом, но начало было положено. Старые механизмы стали поступать к нему в качестве подарков и ненужного кому-то хлама. Сломанные и разбитые, ржавые, потемневшие, покрытые плесенью и окалиной. Он трепетно брался за работу: реставрировал, наводил внешний лоск. За приглянувшийся экземпляр мог отдать все свои накопления.

Часы в виде статуи Афины Паллады Павел Курдюков привез из Читы. Подобных нет во всем мире. Их вес почти 80 килограммов, но увлеченный коллекционер притащил их на руках, завернув в собственное пальто. Будучи дома, бережно уложил в ванну и на две недели залил водой. Требовалось отмочить бронзовую краску, которая обесценивала настоящее произведение искусства 19-го века. Сейчас они в первозданном виде украшают один из выставочных залов.

Ванна для королевских часов

В ангарском музее имеются наручные часы из самой первой партии, произведенной советской промышленностью. Однако радости за достигнутые былые успехи они не вызывают. Вместе со своей хозяйкой этот хронометр побывал в фашистском концлагере «Освенцим». Рядом, в отдельной витрине, богатые французские часы-паровоз и часы- паровой двигатель. Помимо времени они вторую сотню лет определяют атмосферное давление, температуру воздуха и даже стороны света.

Есть старинные французские часы, которые Павел Васильевич привез из Ялты, причем заплатил за них дорогую цену. О существовании этого хронометра он узнал совершенно случайно в ходе разговора с делегацией узников фашистских концлагерей, приехавших в Ангарск с экскурсией. Эти люди сообщили мастеру, что знают одного южного фотографа и якобы у него в закромах пылится редкий циферблат. Поговорили и забыли, а Курдюкову полученная информация так и не дала покоя. Измаявшись раздумьями, коллекционер взял билет в Ялту, там разыскал нужного человека и несколько дней ходил за ним по пятам.

Фотограф по непонятной причине не желал сдаваться. Хозяин таинственного механизма ответил дружелюбностью, лишь получив от ангарчанина его собственные золотые часы и крупную сумму денег. Довольный Курдюков вернулся домой с редкими обломками. Первую реставрацию мастер произвел сам, со второй помогли профессионалы. Сегодня известно, что это одни из самых дорогих и редких часов в мире. Их имя «религиэзы».

Роскошный корпус эпохи Людовика XIV выполнен из палисандрового дерева, бронзы, слоновой кости и панциря черепахи. Эти королевские часы изготовлены в парижской мастерской известного мастера Варейна.

Другие часы, настенные, с тяжеленной гирей, подвешенной на воловьей жиле, попали в ангарский музей от потомков Алексея Толстого. Рядом с ними — деревянные классические, которые когда-то служили родственникам Лермонтова. В этой же экспозиции — фарфоровые, с нежным рисунком цветочной росписи часы из собственности известного иркутского писателя Кротова, изначальным хозяином которых был декабрист Андреев.

Стрелки против часовой стрелки

Перечислять все исторические экспонаты очень долго, тем более что у каждого циферблата, у каждой стрелки, каждой цифры есть собственная уникальнейшая история. Среди современных экспонатов тоже немало диковинок. Пару лет назад мэр города Мытищи подарил ангарчанам часы из Габрова. Отпетые юмористы и здесь не ударили в грязь лицом. Стрелки габровского циферблата идут буквально против часовой стрелки. Следующий занимательный экспонат — надувной будильник из Таиланда.

Не так давно московский изобретатель Эмилия Бондарева привезла в ангарский музей здоровенные настенные часы, которые называются «Глобальное время». Разметка ее циферблата сколь хитроумна, столь проста. По ней можно определить время в любой точке земного шара, а при желании и время суток.

Нужно отметить, что музей появился далеко не сразу. Необходимость в его создании назрела лишь тогда, когда часам в доме Курдюкова банально перестало хватать места. Он обратился напрямую к властям. Молодому городу, еще не успевшему обрасти собственным набором легенд, наград и достопримечательностей, как раз требовался хоть какой-то повод для гордости. Случилось это в далеком 1968 году. 

Время космоса

В Сибири очень много мест, связанных с легендарным советским космонавтом Георгием Гречко. В 70—80-х годах прошлого века он любил бывать на байкальских курортах, посещал предприятия, общался с людьми и даже удостоен звания почетного комсомольца Ангарска. В местном музее часов покоритель космоса тоже «наследил» основательно.

В 1978 году Гречко приехал в гостеприимный город с женой и сыном. Одним из пунктов почетной экскурсии значился музей часов. Павел Курдюков был настолько растроган вниманием, что показал почетному гостю новое приобретение — французские часы-паровоз 19-го века. Гречко показал Курдюкову свои «фирменные» наручные с изображением исторической стыковки кораблей «Союз» — «Аполлон». Расстаться с ними космонавт не смог, но пообещал не менее весомый подарок. Вскоре в музее обосновались часы с борта орбитальной космической станции «Салют-6».

Единственный в России музей часов находится в Иркутской области. Основа экспозиции — частная коллекция Павла Курдюкова (1908—1985). В музее более 1 500 экспонатов, в том числе часы 17—20 веков.