С тех пор успел несколько раз побывать в Хабаровске и во Владивостоке, а вот до амурской земли пока не добрался. Но в этом году Василия Сергеевича ждут в Приамурье — специально, чтобы пригласить его на «Амурскую осень» и на Муравьевские чтения, ежегодно осенью проводимые на базе амурской областной библиотеки, в Северную столицу отправилась инициативная группа благовещенцев. 23 апреля потомку графа исполнится 73 года.
Василий Сергеевич пришел минута в минуту, мы расположились за столиком, и началась долгая трехчасовая беседа, в которой уместилась история древнейшего и знаменитейшего рода. Василий Сергеевич — правнук родного брата графа Николая Муравьева-Амурского — Валерьяна. Тихим неторопливым голосом он описывает трагические для страны и его рода события революции и Гражданской войны, годы репрессий, Великой Отечественной войны. Рожденный в лихом 1940 году и переживший блокаду Ленинграда в самом раннем детстве, он сызмальства получил уроки мужества и стойкости, которые пронес через всю жизнь.
Единственный потомок графа Муравьева-Амурского родился и вырос в Ленинграде, закончил Ленинградское художественно-промышленное училище им. В. М. Мухиной по специальности «художник декоративно-прикладного искусства». Уже 49 лет в его трудовой книжке значится лишь одно место работы: «Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А. Л. Щтиглица» — та самая бывшая «Муха», в которой он учился. Уже много лет он руководит здесь кафедрой графического дизайна.
Василий Сергеевич отлично ориентируется в своей отнюдь не маленькой родословной и со знанием дела посвящает нас в тайны происхождения рода Муравьевых. Он помнит все, начиная с 1488 года, когда Василий III, отец Ивана Грозного, дал распоряжение о том, чтобы двух боярских детей рязанских — Ивана Муравья и Осипа Пущу — отправить на правый берег реки Пуги для охраны тех мест от литовских нашествий. Так начался род Муравьевых и Пущиных. С 1789 года у них появился герб, что свидетельствовало о вхождении этого рода в силу. Оба рода дали России блестящих дворян. В роду Муравьевых — декабристы и министры, губернаторы и военные, художники и писатели, ученые и поэты.
Граф Николай Николаевич не оставил прямых потомков, и после него фамилия Амурский передавалась не каждому Муравьеву. По распоряжению императора Александра III Амурским мог называться лишь самый старший в роду и к тому же бездетный. Это правило сохранилось в семье и поныне. Согласно ему, фамилию Амурский мог получить старший двоюродный брат Василия Сергеевича, но не захотел. Когда 14 лет назад его не стало, Василий Сергеевич получил право стать Амурским и воспользовался им. Продолжать род по мужской линии сейчас пока некому — единственный сын Василия Сергеевича трагически погиб в 1993 году, а его внучке Даше исполнился только 21 год.
Отец Василия Сергеевича — Сергей Александрович Муравьев — племянник министра юстиции и сына генерал-губернатора. От советской власти он получил не слишком жестокое наказание — запрет на работу в европейской части страны. Будучи летчиком в гидроавиации Сибири он строил электростанции, участвовал в строительстве аэродромов Северного морского пути. А в 1946 г. он вернулся в кадровый состав ВМФ, сначала вольнонаемным — читать лекции в Нахимовском училище, а затем в офицерский чин.
Мама — Ия Алексеевна Панова, правнучка декабриста и выпускница той самой гимназии принцессы Ольденбургской — пережила блокаду Ленинграда вместе с детьми. Василий Сергеевич вспоминает, что голод не был так страшен, как холод. Питались блокадными пайками хлеба в 125 граммов. Мама преподавала русский язык в школе рабочей молодежи. Ее двоюродная сестра Мария Николаевна получила орден Красного Знамени за то, что выпустила класс десятиклассников во время блокады в 1942 году. Во время блокады мама потеряла здоровье, перенесла цингу.
— За 525 лет истории рода Муравьевых никто не прожил дольше 73 лет, — печально подытоживает Василий Сергеевич краткий обзор родословной. Ему самому 23 апреля исполнится 73 года.
В конце беседы мы обмениваемся подарками — передаем Василию Сергеевичу амурские сувениры, а он нам свои — графские: копию герба и карты Сибири XIX века, а также копию родословной, в которой на 105 страницах разместилось уже больше 500 имен.
БЛИЦОПРОС
— Что в истории вашего рода для вас самое удивительное?
— История моего рода сама по себе удивительна. Но бывали случаи, приводящие в недоумение. Вот один пример: племянник графа Николая Николаевича — Николай Валерианович (1850—1908), статс-секретарь, прокурор, министр юстиции — отправил на эшафот Софью Перовскую, которая в юности спасла ему жизнь, когда он тонул. Вообще среди Муравьевых есть и министры, и декабристы. Лунин, например, двоюродный брат всем известным декабристам, вышел из рода Муравьевых. Прабабка писателя Набокова — урожденная Муравьева. Служили России честно и те и другие.
— О чем мечтаете?
— Проехать по Амуру, увидеть коренное население Приамурья — эвенков, нанайцев. В 2007—2008 годах мы вместе с потомками декабристов путешествовали по Сибири. Бывал я в Хабаровске и Владивостоке, а вот в Благовещенске не довелось.
Возрастная категория материалов: 18+
Моя бабушка (1927г.р.) тоже в девичестве была Муравьева. Мы живем в Иркутской области, а вот найти корни пока что не могу, от какого Муравьева она. Есть сведения о ее бабушке и дедушке Муравьеве. как бы хотелось найти предков! Алёна. Иркутская область.
— Алёна Ярмолюк (гость)