Последствия могут быть плачевны и для компаний, которые взвинчивают цены — амурчане просто не смогут позволить себе путешествие на самолете, оставляя рейсы незаполненными.
Бесконтрольные цены
Набирает обороты сезон отпусков — традиционно самое прибыльное для перевозчиков время. Однако по сравнению с прошлым годом ажиотажа на авиабилеты в агентствах нет. Не исключено, что это связано с подорожанием перелетов: если на начало мая еще можно приобрести билет до Москвы за 10—15 тысяч рублей, то с середины месяца на некоторые даты цена доходит до 20 тысяч и выше. Так, на 11 мая компания «Трансаэро» предлагает билеты по тарифам от 10 269 до 32 тысяч рублей. На рейсы «Аэрофлота» в этот же день можно купить билет за 13 679, а максимум — за 68 тысяч рублей в один конец. Нужно отметить, что запредельными можно назвать цены именно этой компании.
— Традиционно из года в год самые высокие цены на период с 20 августа, особенно из Москвы — в это время все возвращаются с отдыха к началу учебного года, — поясняет руководитель авиационно-туристической фирмы «Моисей» Валентина Гурова. — Но таких цен еще не было. Если в прошлом году максимум билет в один конец стоил 25—30 тысяч, то в этом — в два раза больше. Чем руководствуются авиакомпании, формируя ценовую политику, сказать сложно.
По словам сотрудников агентств, авиакомпании не раз ставили их в неудобное положение. Тариф может измениться внезапно и без объяснения причин. Причем как в сторону повышения, так и наоборот, а узнают об этом агентства вместе с пассажирами.
— Был случай, когда мы подобрали клиентам тариф за 13 000 рублей, а за сутки до вылета он снизился до 9 800. Пассажиры были возмущены, что заплатили дороже, — вздыхает Валентина Яковлевна. — Например, еще неделю назад на 28 апреля минимальная цена была 32 тысячи рублей, а ближе к дате снизилась в два раза.
— Сейчас у компании «Трансаэро» появилась практика больших скидок на незаполненные рейсы,— поясняет директор авиационно-коммерческого агентства «Авиатраст» Дмитрий Буслов. — То есть непосредственно перед вылетом цену снижают максимально — до 10 тысяч рублей. Раньше у нас всегда было наоборот — чем ближе к дате вылета, тем выше тариф. Случаются некрасивые ситуации: человек покупает билет за 20 тысяч рублей, а перед вылетом ему сообщают, что есть билеты в два раза дешевле. Пассажир винит агентство в жадности. На самом же деле работники агентства так же приходят утром, открывают базу и видят тарифы, которые изменились. Кроме того, сейчас исключена так называемая «заморозка» — бронирование разрешено лишь на полчаса. Это сделано именно для того, чтобы то или иное агентство не могло придержать билеты по более дешевому тарифу.
Надежды на власть
Еще месяц назад амурчане могли улететь в Москву подешевле — через Хабаровск. Но сейчас стоимость на летние рейсы из столицы Дальнего Востока разнится с вылетами из Благовещенска на 1—2 тысячи рублей.
— В феврале и марте намного выгодней было лететь из Хабаровска, — рассказали в одном из агентств.— Цена составляла 8 200 рублей, в апреле — 9 800. Но летние цены подтянулись к нашим: сейчас разница может составлять две тысячи рублей.
Однако лучше всего рассмотреть все варианты. Так, 1 июля из Благовещенска на рейс «Аэрофлота» есть один билет за 46 279 рублей, следующая за этой цена — 57 279 рублей. Эта же компания предлагает на 1 июля билет из Хабаровска за 23 тысячи рублей — то есть в два раза дешевле. Логику в такой большой разнице цен найти можно: из столицы ДФО в день может осуществляться 3—5 рейсов. В определенные дни из столицы Амурской области добраться в центр страны можно только одним рейсом одного перевозчика. Соответственно, именно в этот день тариф может быть выше 20 тысяч — логично, что если человеку нужно лететь срочно, он вынужден будет купить билет по тому тарифу, который ему предложат. Например, на 24 июня запланирован один рейс «Аэрофлота» в Москву, минимальная цена за место в экономклассе 38 029 рублей.
— Скорее всего, даже приход новых авиакомпаний к нам не сможет повлиять на цены, — считает Валентина Гурова. — Перевозчик не предложит меньшую цену, если у конкурента будет цена выше. Он лучше сам повысит стоимость. Считаю, единственным решением проблемы может стать вмешательство государства. Я позвонила на прямую линию президента Владимира Путина и задала вопрос: планируется ли снижение цен на авиаперевозки для дальневосточников? Считаю, что билет до Москвы должен стоить 10 тысяч рублей. Туда и обратно — 20 тысяч, это вполне адекватная цена.
Вопрос, волнующий большинство жителей Амурской области, к сожалению, не прозвучал в эфире. То, что спрос на дешевые билеты будет, ясно уже сейчас. С 1 апреля началась продажа билетов по субсидированному тарифу — по 6 400 рублей. На каждом рейсе таким пассажирам отводится 30—40 процентов мест — сколько именно, компании не разглашают.
— На сегодня мест по субсидированному тарифу уже нет, — рассказал директор авиационно-коммерческого агентства «Авиатраст» Дмитрий Буслов. — В прошлые годы я попадал в ситуации, когда вылететь из Москвы было невозможно — мест в самолете просто не было, так как большинство были проданы по субсидированному тарифу. Сейчас ситуация другая — мест для льготников меньше, и они раскуплены на несколько месяцев вперед. То есть если льготнику придется срочно лететь в Москву, билет ему предложат по полной стоимости.
Еще один выход из неблагоприятной для пассажиров ситуации: создание коммерческой структуры на базе благовещенского аэропорта, которая будет заниматься арендой воздушных судов и перевозкой пассажиров. Как полагают некоторые эксперты, это позволит перевозить пассажиров по стоимости билетов на 30—40 процентов ниже сложившихся сейчас цен на рынке авиауслуг, причем при этом неплохо зарабатывать.
В материале приведены примеры тарифов по данным агентств на 28 апреля.
«Аэрофлот» обещал подумать
Константин Чмаров, заместитель председателя правительства Амурской области, министр по строительству космодрома:
— В минувшую пятницу мы провели переговоры с руководством компании «Аэрофлот». На встрече присутствовал и член Совета Федерации от Амурской области Николай Савельев. Генеральному директору «Аэрофлота» Виталию Савельеву была доведена информация о существующих тарифах, также мы высказали мнение областных властей о невыполнении «Аэрофлотом» обязательств перед пассажирами. Так, на лето компания заявляла 7 рейсов в неделю на самолетах «боинг». Однако рейсы были сокращены до четырех и выполняются на Ту-204.
Мы попросили пересмотреть существующие тарифы, привели реальные примеры цен, по которым идет продажа. Руководство компании сообщило, что неполная загрузка воздушных судов не позволяет поставить на направление Благовещенск — Москва «боинги», мешает и отсутствие нормальной взлетно-посадочной полосы в Благовещенском аэропорту. Что касается тарифов, было обещано рассмотреть озвученную нами проблему. «Аэрофлот» готов сотрудничать в расширении сети внутрироссийских направлений, правительство области попросило подготовить предложения по этому вопросу. Мы в свою очередь попросили направить письмо на имя губернатора Олега Кожемяко о необходимости в аэропорту Благовещенска современной взлетно-посадочной полосы — это поможет ускорить решение вопроса о строительстве ВПП. Главное, что диалог состоялся, и мы надеемся на дальнейшее сотрудничество с компанией.
57 699 пассажиров воспользовались услугами аэропорта Благовещенска в январе — марте 2013 года. Это на 66,6 % больше, чем за первый квартал прошлого года, и на 93,8 % больше показателей 2011 года.
Вагончик тронется — цена останется
В связи с ростом цен на самолет некоторые эксперты ожидают повышения спроса на услуги железной дороги. Мы попробовали посчитать, на сколько это выгодней. Так, на 8 июня (бронирование билета возможно максимум за 45 дней до даты отправления поезда) из Благовещенска до Москвы стоимость проезда в купе составляет 15 300 рублей, в плацкарте — 8 500. Из Белогорска путешествие обойдется в 18 300 и 10 700 рублей соответственно. К цене также прибавится питание в течение нескольких дней пути. Поэтому финансовая выгода путешествия на поезде остается под сомнением. «Лучше всего поискать вариант на самолет — все-таки в поезде ехать почти неделю, и цены далеко не низкие», — советуют в агентствах.
— Нужно сказать, что несколько лет наблюдается тенденция к снижению объема пассажирских перевозок по железной дороге, — констатирует начальник отдела по работе со СМИ службы корпоративных коммуникаций Забайкальской железной дороги Денис Афонин. — Прежде всего это касается именно Дальнего Востока. Но политика скидок РЖД все-таки позволяет приобрести заранее более дешевый билет. Единственный минус — это продолжительное время поездки.
Однако статистика говорит за себя. Если в июне 2011 года из Благовещенска до Москвы приобрели 262 билета, то в июне 2012-го — 173. В июле 2011 года — 396 пассажиров против 220 в этом же месяце прошлого года, в августе 2012-го приобретено более чем на сто билетов меньше по сравнению с августом 2011 года. Говорить о том, что этим летом не останется билетов на самолет или поезд, не приходится. Авиабилеты есть в наличии, вопрос только в их небывалой цене.
— Если рейсы не будут наполняться, то авиакомпании объявят очередную распродажу — и покупатели найдутся, — предполагает Дмитрий Буслов. — Но если цены будут расти с такой скоростью, люди просто не будут летать.
Спрос на ж/д билеты падает*
Июнь
2011 год — 262
2012 год — 175
Июль
2011 год — 396
2012 год — 220
Август
2011 год — 226
2012 год — 143
* куплено билетов на поезд Благовещенск—Москва до конечной станции
Максимальные цены
68 275 тысяч рублей стоит место в экономклассе у компании «Аэрофлот».
112 275 рублей — цена на место бизнес-класса «Аэрофлота».
32 005 рублей — максимальный тариф в экономклассе у «Трансаэро».
30 125 рублей — самый дорогой билет экономкласса у «Якутии».
Возрастная категория материалов: 18+
Во всём мире такая практика и никто не удивляется. Заранее по акциям нередко можно вообще взять «бесплатные» билеты (нулевой тариф + топливные и аэропортовые сборы), а ближе к вылету цены растут. Например, малазийская лоу-кост АК AirAsia: ограниченное количество акционных билетов обходятся в 15-20$ и поступают в продажу за полгода-год, а в день вылета они уже стоят 100-150$.
Сравнения с прошлым годом не вполне корректны — я в начале мая брал билет в Москву (на июль) за 13,5 тысяч, а товарищ неделей позже купил самый дешёвый за 22, причём обратно они стоили уже от 25. А в 2011 году вообще красота была — знакомый в феврале взял на май билеты )ХБР-МСК-ХБР) по 7 тысяч.
Все же привыкли, что цветы дорожают к 8 марта, яйца — к Пасхе, так что ситуация не совсем хорошая, но вполне объяснимая.
— ПK (гость)Инга И. (гость), плавающая цена на авиабилеты — это мировая практика. И я не вижу ничего плохого в том, что кто-то в январе купил за 5 тысяч рублей билет. Это же акция не для избранных, а для всех. Пожалуйста, бери на любое число, но заранее. Причем такие акции проводятся каждый год. Я уже несколько лет беру билеты по 5 тысяч рублей на лето. Правда, раньше через Хабаровск летал, а сейчас из Благовещенска можно. А агентства — это вчерашний день, даже удивился, что кто-то там еще берет билеты. Зачем, если за 10 минут можно купить через интернет, без всякой переплаты.
— Да-да (гость)НУ а я так и поняла что сейчас дорогие, потому что до этого были дешевые. Вопрос в другом — я не могу купить билет заранее, по объективным причинам. Почему я должна платить такой космический ценник? Почему за мой счет кто то должен компенсировать свои убытки? Псть устанавливают фиксированную цену на билет. Потому что для дальневосточников билеты — это социальный продукт.
— Инга И. (гость)Но в чем автор пытается обвинить авиакомпании? Если бы она досконально разобралась в этой теме, то написала бы, что еще зимой билеты на лето продавали по очень низким ценам, которые даже не окупали прямые затраты авиакомпаний. И те кому нужно было заранее взяли их. А теперь, продавая билеты по более высоким ценам, компании пытаются компенсировать убытки. А как вы хотели, если билеты продавали за 5500? Авиакомпании что в убыток должны работать? Вместо этого автор пытается обвинить их в жадности и специальном установлении цен на определенный день, когда одна авиакомпании выполняет рейс. Но это противоречит антимонопольному законодательству.
Кроме того, по словам автора пассажироперевозки по сравнению с прошлым годом увеличились на 66%. Какое-то противоречие получается, цены выросли, а летать стали больше.
— Валентин89 (гость)Валентин, ажиотажа нет — потому что многие люди еще не знают о таких ценах. За последние год-два те, кто часто или периодически летает в Москву, успели привыкнуть к адекватным ценам. Если меня вызовут в командировку завтра — допустим, моя компания со скрипом, но оплатит мне 30 тысяч рублей в одну сторону. А если люди летают к родителям/ детям или на лечение? А смысл спрашивать у авиакомпаний — они никогда не откроют свои коммерческие секреты. Сколько читал — ни один перевозчик не разложил по полочкам, из чего складываются цены. Все в общем: топливо, аэропортное обслуживание и тд.
— ТимурИнформация не объективная и противоречивая: дешевых билетов уже нет. дорогих осталось не много. но и ажиотажа тоже нет. Автор ничего не знает о том, о чем пишет: «Чем руководствуются авиакомпании, формируя ценовую политику, сказать сложно.» А может об лучше спросить у самих авиакомпаний
— Валентин 89 (гость)«Однако по сравнению с прошлым годом ажиотажа на авиабилеты в агентствах нет»
Да потому что многие люди покупают электронные билеты, на хрена переплачивать этим агентствам?
— Джером (гость)Мы несколько дней назад взяли билет до Москвы у Трансаэро за 12400.
— Злата (гость)Нам, к сожалению, не удаётся планировать отпуск и о билетах за 5500 можно только мечтать. На семью, в 5 человек, билеты нам обходятся больше 100000 тыс. до Москвы в один конец. В прошлом году и за 9100 и за 11800 на начало июня билетов не было.
— Анна я«Амурская правда» уже какой раз пугает сумасшедшими ценами до Москвы. Посмотрел сейчас Москва-Благовещенск в мае 9100, июнь 11800, август правда дороже 18 тыс. Но так всегда было. А бизнес-классом за 112 000 летают только чиновники. им-то чего переживать.
PS Владивосток-Москва в июне куча билетов по 7 тысяч, есть даже 6600 руб)
— Слышу где звон (гость)У меня на руках билеты «Аэрофлота» до Москвы за 5500 рублей в одну сторону на конец июня, обратно тоже за 5500 на конец июля. Итого 11000 рублей. В январе был составлен график отпусков на работе и сразу купили билеты. Получается, что дешевле, чем льготные тарифы. А знакомые весной летали и вовсе за 4 тысячи.
— Амурчанин (гость)