«Мы с друзьями пытались выехать в Благовещенск пятого мая, но таможня закрылась около 12 часов дня. У нас были деньги, и мы вернулись в свою гостиницу, но я видел женщин, которые жаловались, что у них нет денег на еще одну ночь в Хэйхэ», — рассказал по телефону Александр. Сесть на пумы до Благовещенска туристам удалось лишь вчера ближе к полудню. К тому времени в пробке на границе томилось уже более 200 человек. Среди ожидавших были и группы хабаровчан, у которых из-за паузы в работе таможни пропали билеты на поезд. В это же время на благовещенском пункте пропуска ждали судов до Хэйхэ десятки китайцев.
Майские праздники многие амурчане традиционно отмечают в Хэйхэ — шопингом и походами по ресторанам. Утром 5 мая уже порядком отдохнувшие и собравшиеся домой туристы были очень удивлены, увидев в терминале китайского пункта пропуска многолюдную очередь.
— Мы приехали туда к 9 часам по местному времени (оно на два часа отстает от амурского. — Прим. авт.) и стали ждать. Народ все прибывал — в общей сложности на таможне скопилось более 200 человек, — рассказывает Александр Кудлаенко. — Через два часа местные помогайки стали говорить, что таможня не будет работать, и предлагать такси и гостиницу. Мы сначала не поверили, но спустя полчаса вышел представитель таможни и сказал, что на Амуре большой лед, пумы ходить не могут, и таможня закрывается.
Около полудня людей попросили освободить терминал. Те, у кого были деньги, разъехались по гостиницам. Причем за услуги такси с некоторых пассажиров запросили вдвое больше, чем несколько часов назад. В социальных сетях амурчане писали, что помимо такси резко подорожали и гостиничные номера.
— Насчет того, что гостиницы подорожали, я не слышал, — говорит Александр. — Мы заселились в ту же гостиницу даже дешевле. Мы надавили на жалость, объяснили ситуацию и в итоге заплатили в полтора раза меньше за тот же номер.
На следующее утро свободненцы решили приехать на таможню пораньше, но и тут их ждала очередь, в которой они оказались уже даже не сотыми. Заполнившие здание пункта пропуска люди томились в неизвестности — кто стоя, кто сидя, а кто и лежа на собственных чемоданах. Веселились только самые неутомимые путешественники — дети, которые с неиссякаемой энергией исследовали таможенный терминал. Некоторые находчивые жители Поднебесной предлагали россиянам неблизкий, но гарантированный путь на родину — на поезде до Харбина, а оттуда самолетом до Хабаровска.
На этот раз часы ожидания не прошли даром — к полудню по амурскому времени китайская сторона начала принимать наши пумы. Сначала через терминал пункта пропуска пропустили группу детей из Хабаровска — около 30—40 человек, потом всех, кто ехал по турпутевкам, и, наконец, рядовых туристов-дикарей.
— Около полудня на Амур вышли семь пум. И за несколько часов вывезли всех, кто ждал отправки в Благовещенск. 7 пум — это 140 посадочных мест, а на таможне скопилось около 250 человек, — рассказал директор ООО «Благовещенск-Ирбис» Александр Мизгин. — На благовещенской таможне ждали своих судов китайцы — первый рейс китайское судно на воздушной подушке совершило примерно в 13:20.
Причиной того, что китайская сторона прервала сообщение, стала не сложная ледовая обстановка, а подтопление китайского берега, считают амурские перевозчики.
— Уровень воды в Амуре поднялся, и река подтопила причал. Там осталось 10 метров суши — едва хватает, чтобы причалить небольшому судну, — объяснил Александр Яковлевич. — Поэтому по реке курсируют маленькие суда типа «Арктики» и «Марса». Чтобы сообщение прерывали из-за высокой воды — такого на моей памяти еще не было. Обычно причиной становится ледоход.
Позднее эту версию подтвердили и в представительстве Народного правительства Хэйхэ в Благовещенске. Хотя первоначально там также ссылались на неблагоприятную ледовую обстановку.
— Сейчас в Амуре высокая вода и на берегу стало мало места. Пумы, скорее всего, будут ходить, но, возможно, не так регулярно, — сообщили в представительстве.
Накануне в интернете появилась информация о том, что на Амуре перевернулась пума и в результате аварии пострадал один человек. Пользователи соцсетей оживленно обсуждали эту новость, но в итоге информация не подтвердилась.
— Никакой аварии не было. Пума не может перевернуться или затонуть — даже если ее продырявить, — сказал Александр Мизгин.
Ничего об аварии не слышали и в министерстве внешнеэкономических связей, туризма и предпринимательства Амурской области. Зато слышали о «заторе» на границе, и считают, что жителям Приамурья пора привыкнуть к таким происшествиям — они регулярно случаются во время ледохода и ледостава.
— На реке сложилась такая обстановка, что китайская сторона приняла решение приостановить сообщение, чтобы обеспечить безопасность пассажиров. Обычно похожая ситуация ежегодно складывается в межсезонье. И мы регулярно информируем жителей области о том, что в период ледохода лучше воздержаться от поездок в Китай, если в этом нет срочной необходимости, — подчеркнули в министерстве внешнеэкономических связей, туризма и предпринимательства Амурской области.
Уровень воды в Амуре сейчас выше нормы на два метра — повышенный, но не критический, говорят гидрологи. Но ждать, что вода упадет в ближайшие несколько дней, не приходится.
Несмотря на регулярность человеческих «заторов» на границе в межсезонье и то, что уровень воды в реке вряд ли снизится до конца праздников, амурчане продолжают массово выезжать в Хэйхэ.
— С тех пор как мы пустили пумы, они все идут в Китай, полные пассажиров, — говорят перевозчики.
Вода не уйдет
Уровень воды поднимается за счет приточности в верховьях и заторов, которые образуются выше по течению реки. Когда их устраняют, скопившаяся там масса воды идет к нам, — объяснили в отделе гидрологии областного Гидрометцентра. — В ближайшие дни особых изменений не предвидится — вода, скорее всего, останется на той же отметке. Похожая ситуация на Амуре была в 2009 году. Через 8—12 дней ледоход пройдет, и в Китай будут ходить уже теплоходы.
7 амурских пум курсировало по пограничной реке вчера. Граждан КНР перевозило одно судно на воздушной подушке.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии