За установкой первого датчика на сейсмостанции нефтеперекачивающей станции № 27 неподалеку от Екатеринославки наблюдали корреспонденты АП.
Остановить за 60 секунд
— Давай, опускай аккуратно, смотри, чтобы север не сбился! — на НПС-27 все разговоры о герое дня — металлическом предмете, размером чуть больше кулака взрослого мужчины.
Невзрачный на вид кусок железа на самом деле является пьезоэлектрическим трехпозиционным датчиком, который делает измерения в трех плоскостях и передает информацию дальше. По нормативам, прибор устанавливают на глубине десяти метров, по компасу сориентировав относительно севера. Улавливая подземные колебания, приборы позволят зафиксировать землетрясение и определить его эпицентр.
— Это первый датчик, а всего на данной сейсмостанции их будет четыре, — рассказывает заместитель начальника отдела автоматизированных систем управления технологическими процессами Белогорского РНУ Денис Абтразаков. — Данные передаются на анализатор, а затем непосредственно на НПС, а также в Белогорск и Хабаровск. Показания снимаются постоянно, в режиме реального времени. В случае необходимости остановка перекачки нефти происходит за 60 секунд, оперативно без вмешательства человека.
— Датчик улавливает малейшие колебания. Например, сейчас видно, как его засыпают песком и как над ним ходят люди, — комментирует графики на мониторе представитель завода-изготовителя Сергей Кашников. — Электрический сигнал подается на компьютер, который определяет магнитуду и прочие параметры.
Сейсмостанций станет больше
Вместе с запуском второй очереди ВСТО (участок от Сковородина до спецморнефтепорта Козьмино в Приморье) в конце 2012 года опасные с точки зрения возможных землетрясений участки нефтепровода начали контролировать четыре сейсмостанции. Сейчас систему контроля сейсмического воздействия (СКСВ) модернизируют — монтируют дополнительное оборудование, после чего на нефтепроводе заработают еще девять сейсмостанций.
— Дополнительное оборудование, монтаж которого идет на НПС ВСТО-2, позволит мгновенно фиксировать сейсмическую активность на протяжении всей нефтяной магистрали, — отмечает заместитель главного инженера по АСУТП ООО «Дальнефтепровод» Михаил Донской. — Таким образом, совершенствуется система контроля сейсмического воздействия: значительно увеличится география мониторинга сейсмостанций, точнее будут получаемые данные.
— Это сердце нефтепровода — отсюда идет управление всеми нефтеперекачивающими станциями, именно здесь осуществляется сбор и анализ всей информации, — не скрывает гордости, показывая диспетчерский пункт, главный инженер РНУ Белогорска Данир Ахмеров.
Сюда стекается информация не только из Приамурья — на мониторах данные из Дальнереченска, других контрольных точек ВСТО-2 и ВСТО-1. При этом существует защита от возможной ошибки.
— Своеобразными «точками» для нас являются показания о землетрясении магнитудой от четырех и выше, — отмечает начальник НПС-27 Евгений Валиев. — В этом случае нужно произвести осмотр оборудования на предмет возможных повреждений. Но решение о прекращении перекачки нефти принимается лишь в случае поступления сигнала как минимум с двух сейсмостанций, чтобы исключить возможность сбоя аппаратуры или какого-то местного воздействия на нее.
Показаниями своих сейсмостанций нефтяники готовы делиться с властями и прочими официальными органами. Кстати, уже действующие приборы зафиксировали недавнее землетрясение. Его эпицентр был в Охотском море, а до Приамурья докатились отголоски в 1—1,5 балла, поэтому никакого влияния на работу трубопроводной системы стихия не оказала. На ВСТО надеются, что сейсмическая аппаратура продолжит работу в «покойном» режиме.
Дополнительное оборудование, монтаж которого идет на НПС ВСТО-2, позволит мгновенно фиксировать сейсмическую активность на протяжении всей нефтяной магистрали.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии