«Дамбуки» оживит Береговой
— Андрей Модестович, здравствуйте! Вы в должности второй год, уже можете обозначить главные проблемы территории?
— О проблемах Зейского района можно говорить бесконечно. Сейчас вырабатывается стратегия нашего экономического развития, и в ряде случаев придется отказаться от привычных методик. Многое изменилось и уже не вписывается в современные условия жизни. Есть и позитивные изменения. Могу привести пример поселка Береговой, о котором недавно писала «Амурская правда». Может, жители еще этого не почувствовали, но думаю, что у Берегового появились перспективы. Оживает прииск «Дамбуки», на который десятилетиями опиралась экономика поселка. В годы рассвета на нем добывалось до трех тонн золота ежегодно. Потом было падение до 20—30 килограммов. Однако по прошлому году «Дамбуки» добыл более полутора сотен килограммов, на этот год планы еще более серьезные. Думаю, это хороший знак.
Кроме того, мы вошли в 185 ФЗ (ремонт ветхого и аварийного жилья), Береговой в этой программе участвует. Это позволит привести в порядок коммунальные многоквартирные дома, которые за несколько десятилетий пришли в плачевное состояние. Начало работ намечено на 2014 год, но мы, скорее всего, начнем уже в ближайшие месяцы. Попутно решаем проблему скважин, сейчас в поселке трудности с подъемом воды.
Переправа ищет хозяина
— Общественный транспорт можно там пустить?
— Дорога не соответствует необходимым требованиям. Мы сейчас активно работаем с нашими дорожниками и областным предприятием «Амурупрадор» по приведению ее в порядок, но этого все равно будет мало. Нужна дорога 4-й категории, к примеру — в любом месте ширина должна быть не уже 6 метров, необходимо соответствующее дорожное покрытие, кюветы… К сожалению, пока у нас нет финансовых возможностей привести автотрассу в нормативное состояние.
Единственный выход — организация частного такси. В поселке Огорон предприниматели приобрели несколько уазиков и работают. В поселке Сиан вообще не было никакого сообщения. Обратился к нам предприниматель с расчетами на выполнение и содержание этих рейсов. Затраты получились серьезные. В интересах жителей Сиана мы с помощью районных депутатов решили вопрос по субсидированию выпадающих расходов. В Береговом тоже есть возможность образования инициативной группы, способной организовать частные перевозки. Так же, через депутатов, попытаемся компенсировать им часть затрат и таким образом снизить стоимость проезда.
Кстати, нам в прошлом году удалось решить проблему переправы через Гилюй. Старый паром отходил 43 года, дышал на ладан. Мы из районного бюджета выделили средства, Благовещенский судостроительный завод построил новый паром. После всех согласований проведем конкурс на его обслуживание. Есть вероятность, что эксплуатация переправы достанется прииску «Дамбуки». Как только паром обретет своего хозяина, постараемся решить вопрос о компенсации стоимости переправы для жителей Берегового.
Получай и работай!
— И все-таки — на что сможет опереться экономика района в ближайшем будущем?
— Раньше у нас было две основных отрасли — золото и лес. Сегодня на территории Зейского района объемы золотодобычи значительно скромнее прошлых лет. Из наших лесодобывающих компаний в настоящее время можно выделить только ЛПК.
Вы, может, удивитесь, но я во многом связываю развитие экономики района с сельским хозяйством. В первую очередь это растениеводство, животноводческий комплекс, заготовка кормов. Успешно завозим комбикорма, в прошлом году объемы таких поставок превысили 1200 тонн. Однако к 2014 году постараемся обеспечивать себя сами. В прошлом году получили сразу несколько внушительных грантов. Общая сумма около 15 миллионов рублей.
Поднимаем зябь, у нас под пашней уже 2300 гектаров. Растет все, включая рожь, пшеницу, ячмень и, конечно, сою. Фермер Гречко Константин Владимирович в прошлом году собрал по 12 центнеров с гектара, а на его опытном участке урожайность достигала 30 центнеров. Это уровень наших южных районов. Каждый сорт испытывается, изучается и внедряется.
— Что послужило толчком для такого развития?
— В 2011 году, когда я только пришел, на территории было всего 11 крестьянско-фермерских хозяйств. Сейчас, включая эвенкийские общины, у нас уже 43 КФХ. Главным толчком послужила аграрная политика правительства Амурской области и прямое курирование сельского хозяйства губернатором Олегом Кожемяко. Два года назад мощный трактор стоимостью 6 миллионов рублей был по силам нашему крестьянину. Аграрии оплачивали всего пять процентов от первоначальной цены. Остальное субсидировал областной бюджет. А если есть техника, есть люди, значит начинается развитие.
Многочисленные семейные фермы занимаются свиноводством. Причем география таких мини-предприятий распространяется вплоть до поселков Горный и Береговой. Не все, конечно, шло гладко, приходилось людей уговаривать и убеждать. Я стараюсь регулярно проводить информационные встречи в каждом селе. У нас их 31, и в каждом говорю: «Уважаемые жители, если заняться нечем, то давайте попробуем КФХ организовать».
Наш сельскохозяйственный отдел помогает фермерам разработать бизнес-план, оформить заявки и документы. Люди тоже друг на друга смотрят, тем более что сейчас мощные гранты идут. Новое предприятие организовывается, и сразу 300 тысяч рублей можно получить от амурского министерства сельского хозяйства. Эти деньги помогают стать на ноги. Получай и работай! У нас регулярно проводится совет глав КФХ. Я приглашаю, мы садимся за стол, разговариваем, обсуждаем проблемы… Зейский район непростой, но очень интересный. И работается в нем с удовольствием.
Малая авиация в цене
— Авиасообщение с отдаленными поселками можно активизировать?
— По вопросам авиаперевозок пассажиров, скажу сразу, ситуация сложная. Рейсы на север района выполняются трижды в неделю. Этого мало. Но один час работы воздушного судна обходится бюджету области в 108 тысяч рублей, а общий сбор с пассажиров всего 22—23 тысячи рублей. То есть расходы значительные. Сегодня мы продолжаем вести переговоры с правительством Амурской области по возобновлению дополнительного четвертого рейса.
Стакан молока для главы района
— Каковы возможности Зейского района по производству молока?
— Есть в районе небольшой молочный заводик, которым руководит Сергей Иванович Брюханев. Производительность — две тонны в сутки. Благодаря ему зейские поставщики молока и молочных продуктов выходят за пределы Амурской области. В частности, наш творог скоро появится на прилавках Хабаровска. Набирают популярность молочные фермы, как пример — хозяйство Сергея Александровича Подакова. Кстати, у него прошла презентация первого молокомата в Амурской области. Сам пользуюсь этой новинкой и с удовольствием пью охлажденное парное молоко.
Стоит ли возрождать бесперспективные поселки?
— В 50-е годы прошлого века в поселке Ясный проживало 35 тысяч жителей, в Октябрьском — 30 тысяч, — рассказывает Андрей Сухомесов. — Такова была повсеместная картина, кругом школы работали, больницы. В окрестностях одного только Берегового располагалось около 40 населенных пунктов, а сегодня в нем самом и двух тысяч жителей не наберется. Сейчас весь Зейский район насчитывает около 17 тысяч человек. Чувствуете масштабы изменений? Есть у нас поселок Кировский, в котором около 20 жителей, в Золотой Горе 57 человек осталось, 89 прописано в Сиане, но больше 60 не встретишь. Стоит ли их возрождать? Работы все равно там нет.
Мы приняли целевую программу по переселению из бесперспективных поселков. Есть у нас рядом с райцентром Сосновоборский сельсовет сел Заречная Слобода и Гулик. Там отводим землю для желающих строиться, ставим на кадастровый учет улицы, обустраиваем дорогу, свет проводим. Плюс ко всему мы заложили 2,5 миллиона рублей в бюджет района на строительство социального жилья. Пока будет один дом — кажется, немного, но это первая ласточка.
43 крестьянско-фермерских хозяйств работают на территории Зейского района.
17 тысяч человек проживает в поселкахрайона.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии