Овощи местного производства в открытом грунте обычно созревают к середине — концу июля, рассказывают фермеры. Сейчас на прилавках магазинов в основном лежат урожаи, завезенные из других стран, или остатки запасов прошлого года. За продукцией с амурских полей благовещенцы идут на рынки — там-то, уверены покупатели, точно продают свое — родное, экологически чистое. На ВДНХ и центральном рынке собираются труженики грядки со всей области.
Фермер из села Богородского Ивановского района — мама пятерых детей Вера Кузьминчук — в этом году обрабатывает 10 гектаров земли. Хотя раньше овощи сажала на участке в три раза больше. Последние годы сюрпризы погоды сказывались на урожае, потому производитель местного масштаба никогда не знает, каким он будет в этом году. Не хватает рабочих рук, вот и решили сократиться, «лишние» гектары сдали в аренду.
— В прошлом году посчитали — 600 тысяч убытков, — вздыхает Вера Петровна. — Дожди не дали собрать весь картофель — он просто остался в земле, морковь и свекла вовсе не уродились. В этом году посадили тыкву, картофель, огурцы, кабачки, перец, баклажаны, помидоры, морковь, арбузы и кукурузу. Что вырастет — и не знаем. Погода опять не радует: ночью холодно, а днем сухо.
На производственный максимум КФХ выйдет не раньше середины июля, но уже сейчас Вера Кузьминчук вынуждена платить за место под солнцем — за торговое место.
— Мы платим за бронирование места на сельхозрынке ВДНХ круглый год, — говорит фермер. — А если не будешь платить — место потеряешь. У нас три лотка, бронь — порядка 1200 рублей в месяц, плюс 200 рублей за день непосредственно за работу на лотке — то есть 1600 за месяц на три места. Еще 50 рублей — въезд на территорию, а еще нужно покушать, а затраты на топливо! Мы никогда не бываем в прибыли, продукция ведь наша недорогая.
По словам фермеров, даже имея канал сбыта, бороться с конкурентами нелегко. Перебивают цену не только перекупщики китайского товара, но и производители из соседнего региона.
— Большими фурами везут овощи из Приморья, цену ставят смешную, а что за качество продукции у них — вопрос, — жалуется Вера Петровна. — Я за свои овощи отвечаю, все своими руками, без химии выращено. У нас и постоянные клиенты есть, которые берут товар, не глядя на ценник, потому что предпочитают именно качество. Но с каждым годом заниматься овощами все труднее. Сейчас наращиваем объемы клубники и малины — я всего несколькими стаканами могу окупить затраты, например, на картофель.
Магазины ждут амурское
Если на рынках местная овощная продукция в ассортименте, то найти на прилавках магазинов амурский огурец, помидор или морковь практически нереально. Однако торговые сети в один голос заявляют — то не их вина. Они, наоборот, открыты для аграриев и готовы брать продукты местного производства.
— Для фермеров никаких проблем, чтобы попасть на наши прилавки, нет, — отметила начальник отдела маркетинга сети дискаунтеров «Кэш-энд-Кэрри» Наталья Марковец. — Главное условие — наличие всей необходимой документации. На общих условиях заключается договор, цена в нем не прописывается — в зависимости от сезона она меняется, поставщик просто должен заранее уведомить об этом, тогда мы меняем наценку на товар.
Кстати, вопреки устоявшемуся мнению никакую плату за присутствие товара на прилавках торговые сети не берут — это касается только арендаторов, которые открывают на площадях супермаркета свою точку. В случае с фермерами магазин берет себе только наценку на продукцию.
— К сожалению, объемы местных производителей не могут удовлетворить потребность всей нашей сети, поэтому амурские овощи не могут быть представлены во всех магазинах, — констатируют в «Кэш-энд-Кэрри». Хотя мы были бы рады, если бы появился крупный фермер, который удовлетворил наш спрос. С овощами местного производства нередко возникают перебои. А чтобы предоставить покупателям к Новому году, например, мясо кролика, утку или гуся, нам приходится начинать искать поставщиков еще в августе.
— Предложений от наших фермеров, конечно, мало, — соглашается начальник торгового отдела торгового дома «Классик» (сеть магазинов «Копеечка») Елена Загорулько. — Мы с радостью бы приняли местный товар — покупатель выбирает сейчас именно качество, и мы тоже за него.
Представители торговых сетей уверяют — китайских овощей на прилавках больше только потому, что амурские производители не могут обеспечить нужные объемы. А сами фермеры признаются, что поставлять свой товар в магазины не берутся из-за перебоев с урожаями. Ведь если сегодня морковь есть, а завтра ее не будет, то магазин просто найдет другого поставщика.
Не сохранили
В области действует и такая форма сбыта овощей, как сельхозкооперативы. Они скупают товар у фермеров, а потом, помыв и разложив по упаковкам, поставляют в магазины.
— Мы работаем со всеми торговыми сетями, — рассказал АП председатель сельскохозяйственного потребительского кооператива «Агродом» Виктор Кривицкий. — За год оборот составляет 10 миллионов рублей — на эту сумму мы закупаем овощи у местных фермеров. Причем берем все, что есть в наличии, однако обилия продукции хорошего качества, к сожалению, нет. Для того чтобы выйти на большие объемы, необходимо закупать хорошие семена, механизировать труд — сейчас у наших фермеров он в основном ручной. Но большие объемы нужно реализовать, а на сегодня главная проблема — как хранить продукцию. Например, если мы закупаем морковь, то сохранить ее можем максимум до февраля. В области нет хранилищ, которые позволяют это сделать. Соседний Китай в этом плане успешно работает: у них построены хранилища, в том числе и в Благовещенске, поэтому они могут доставлять овощи и фрукты на прилавки круглый год.
Сайт и ярмарка в помощь
Как рассказали в амурском министерстве сельского хозяйства, реализовать свою продукцию — будь то сено, мясо или семена — КФХ и личные подворья могут, разместив объявления на виртуальной торговой площадке, которая несколько лет работает на сайте министерства по адресу agroamur.ru
Кроме того, все большую популярность набирает и ярмарка выходного дня на площади Ленина Благовещенска, куда везут товары со всех районов области. В этом году она начнется в августе. «Ярмарка будет проходить третий раз, — отметили в отделе развития продовольственных рынков регионального минсельхоза. — Интерес к мероприятию со стороны фермеров большой — в прошлом году насчитывалось более 100 участников».
100 рублей — минимальная цена торгового места на открытом рынке ВДНХ. В торговых павильонах цена от 230 до 350 рублей за место без учета брони.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии