Справляется ли область с предписанными объемами, насколько востребованы новые квадраты в Приамурье и какие социальные жилищные программы ждут амурчан в ближайшем будущем, АП решила выяснить у министра строительства Приамурья Александра Галича.
Больше метров
— Александр Николаевич, в прошлом году область ввела в эксплуатацию 317 тысяч квадратных метров жилья, план на 2013-й был порядка 380 тысяч. Это реально сделать до конца года?
— А почему нет? Темпы возведения жилья нормальные, в графики мы укладываемся. Так что план к концу года сделаем, как и должны.
— Но ведь сегодня многие строители жалуются на то, что их квартиры уже не пользуются спросом, покупателей стало в разы меньше.
— Знаете, ко мне еще ни один застройщик не приходил с заявлением «все, бросаю строительство дома». Конечно, время от времени часть предприятий уходит с рынка, но это связано скорее с неправильной организацией бизнеса. Большинство застройщиков продолжают свою деятельность, новых дольщиков-банкротов тоже не появилось. Да и потом, не все 380 тысяч квадратных метров в Благовещенске строят. В последние годы все больше жилья появляется в других городах и даже селах Приамурья. Строятся дома в Белогорске, Свободном, Тынде, Новобурейском, Ивановке, Тамбовке и так далее.
— И какая часть этого жилья не коммерческая, а социальная?
— Больше трети. До 2011 года, действительно, практически все жилье было коммерческим — больше 90 процентов. А теперь появились программы по переселению из ветхого и аварийного жилья, обеспечению квартирами сирот, ветеранов войны, арендные дома. Скоро стартует программа «Учительский дом» — в ней смогут принять участие не только педагоги, но и врачи, работники культуры и другие бюджетники. Подобных программ с каждым годом становится все больше, и вливания из федерального бюджета в них значительные. Так что, думаю, объемы ввода жилья по сопрограммам будут расти пропорционально с увеличением новых квадратных метров в области.
Квадратная цена
— Социальное жилье — это, конечно, здорово. Но не все амурчане могут воспользоваться такими программами. А цены на квадрат в Благовещенске сегодня «кусаются». Причем в других областях центральной России жилье нередко стоит дешевле. Отчего?
— Очень многое зависит от собственников земли. В Благовещенске практически нет свободных участков. Покупать квартиры в районе 800-го квартала или пятой стройки большинство людей не желают. А центр уже давно застроен. И строитель не может прийти к владельцу частного дома и самостоятельно назначить объективную цену за его участок. Ее выставляет хозяин земли: один требует 12 миллионов, другой — 15. В итоге накапливается немалая сумма, которая значительно влияет на итоговую стоимость квадратного метра.
Второе, не менее важное — коммуникации. В Благовещенске есть недорогие участки, но там нет инженерных сетей. А вы представьте, сколько стоит протянуть даже один километр водопровода или канализации. Счет порой идет на десятки миллионов!
— А как же плата, которую отдают застройщики за возможность подключиться к коммунальным сетям?
— Она и идет на развитие коммуникаций. Сети регулярно нужно обновлять, чинить — ведь нагрузка на них увеличивается с каждым новым домом!
Неизбежные перекопы
— Кстати, о починке подземных труб. В городе каждый год какая-либо из улиц перекрывается из-за коммунальных работ. Муниципалитет тратит деньги на новый асфальт, а через некоторое время его опять приходится вскрывать. При этом уже давно некоторые общественники предлагают перенести сети, например, под тротуар, чтобы не стопорить регулярно движение транспорта.
— Ну пусть эти общественники возьмут в руки план города и линейки и попробуют претворить свой план в жизнь хотя бы на бумаге. Коммуникации просто не войдут в границы тротуара! Возьмем ту же Зейскую. У нас там водопровод лежит, теплотрасса — только эти две трубы диаметром по полметра. А между ними, согласно нормативам, еще расстояние должно быть. Плюс канализация, ливневка, кабель… И так на большинстве дорог. К тому же некоторые сети можно тянуть, например, не ближе 6 метров от стены жилого дома. А у нас тротуары уже.
Можно, правда, тепловые сети по воздуху пустить. Есть в Благовещенске места, где они проходят не под, а над землей. Это очень удобно в эксплуатации: прорвалась — мастера выехали и тут же устранили поломку. Но их, во-первых, не везде пустишь: например, у больниц и детских садов запрещено. Во-вторых, выглядят они не очень эстетично, потому и не пользуется этот метод особой популярностью.
Нематериальные проблемы
— А как в области обстоят дела с обеспеченностью строительными материалами? Может, нам просто не хватает заводов и фабрик, чтобы цена на квадрат пошла вниз?
— У нас есть свои кирпичные заводы, собственное производство ЖБИ. Вот цемента в области нет, как и производства облицовочного кирпича. Соответствующие проекты сейчас претворяются в жизнь, работа по созданию цементного заводы и модернизации двух кирпичных идет полным ходом. Но я не думаю, что их появление сильно отразится на стоимости жилья. На самом деле в Приамурье местных стройматериалов не меньше, чем в большинстве регионов России. Но у нас, чтобы довезти тот же щебень из Шимановского района, средств порой уходит больше, чем у западного застройщика — привезти из другой области. Огромные расстояния всегда будут влиять на цену строительных материалов, а значит — и квадратных метров. Но это не значит, что строители смогут завышать цену, как им вздумается. Задача области — создать для таких предприятий благоприятную для работы ситуацию. И, судя по количеству застройщиков в Приамурье, нам это удается. А дальше цену будет регулировать конкуренция.
Проблемы и перспективы
— Какие задачи стоят сегодня перед министерством строительства Приамурья?
— Сейчас наша самая большая проблема — обеспечение будущих новостроек в Благовещенске водой и теплом. Существующих мощностей сегодня хватит, чтобы подключить те самые 380 тысяч новых квадратных метров, которые нам нужно ввести в эксплуатацию до конца года. Но ведь и в 2014-м мы будем продолжать застройку. Сейчас переселяют благовещенцев из старых деревянных домов, а на подходе кирпичные «хрущевки», которым уже по 50—70 лет.
Нужно развивать ТЭЦ и одновременно искать альтернативные варианты. Сегодня уже решено построить две котельные — в районе 800-го квартала, где сейчас идет масштабная застройка, и в микрорайоне «Европейский» на чигиринских полях. Эти котельные оправданны по затратам, но ведь по всему городу их не поставишь — гигакалории будут очень дорогими для горожан. Так что вторая очередь ТЭЦ нам просто необходима. Так же, как и дополнительные скважины на Зейском водозаборе. Этим в ближайшее время займутся АКС. Сейчас к водозабору тянут дополнительную нитку водовода. Кроме того, нужны очистные сооружения. Область и город сегодня совместно работают над этим вопросом.
Учительский дом
«Учительский дом» — новая федеральная целевая программа, в которую сейчас вступает наша область. Она предназначена не только для педагогов, но и для врачей, работников культуры и других бюджетников. Суть такова: муниципалитет формирует список нуждающихся в жилье горожан, затем выделяет им место для строительства. Претенденты на новые квартиры создают свой жилищно-строительный кооператив, берут ипотеку в банке под определенный кредит и затем нанимают строительную компанию, которая возведет для них многоэтажный дом по договорной цене. Плюс программы в том, что жильцы сами будут устанавливать цену на квадратный метр, а также не станут тратиться на подвод коммуникаций — за это заплатит государство. По предварительным расценкам, цена за квадрат в такой новостройке будет порядка 40—45 тысяч рублей. В Приамурье эта программа должна заработать в следующем году.
Объекты ФЦП, которые должен построить минстрой Приамурья до конца года:
— хирургический корпус первой горбольницы на 300 коек;
— хирургический корпус детской горбольницы на 250 коек;
— мусороперерабатывающий завод «Благэко»;
— канализационный коллектор Благовещенска.
Цифра
62,5 тысячи рублей – средняя цена квадратного метра на первичном рынке в Приамурье,
на вторичном — 45,1 тысячи рублей
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии