Светлана Балашова, начальник отдела технологического обеспечения регионального УФК.Светлана Балашова, начальник отдела технологического обеспечения регионального УФК.

Основная задача ведомства — качественное исполнение государственных функций, и для ее решения сегодня используются самые передовые технологии, ищутся новые методы и подходы к модернизации казначейского сервиса. В канун двадцатилетия управления Федерального казначейства по Амурской области о постепенном внедрении электронного документооборота и совершенствовании систем мониторинга бюджетов всех уровней АП рассказала начальник отдела технологического обеспечения регионального УФК Светлана Балашова.

По пути новых технологий

Специалисты отмечают, что ключевым ориентиром для стратегического плана развития и совершенствования казначейской системы России является обеспечение ее конкурентоспособности на финансовом рынке государственных услуг. Чтобы выполнить эту задачу, специалисты ведомства используют автоматизированную систему Федерального казначейства (АСФК), а также ряд других информационных систем. Так, переход на АСФК вывел казначеев на новый уровень выполнения государственных функций.

— АСФК — это современное высокотехнологичное IT-решение в сфере государственных финансов. Ее главные преимущества — централизованное хранение базы данных, сосредоточение прикладного программного обеспечения на уровне управления Федерального казначейства по субъекту РФ, — рассказала Светлана Балашова. — Также здесь можно отметить многоуровневое утверждение электронных документов, автоматизированный контроль обрабатываемых документов в соответствии с требованиями, создание и ведение электронного архива. Любые нормативные изменения функциональных процессов оперативно и гибко находят свое отражение в новых версиях программного продукта.

Продолжается работа по развитию и продвижению аналитической системы ключевых показателей эффективности (КПЭ), предназначенной для представления оперативной информации о ходе исполнения бюджетов разных уровней. Эксперты подчеркивают, что информационно-аналитическая система Федерального казначейства важна для всех государственных органов с точки зрения оперативности и эффективности принятия управленческих решений. К ней подключены аппарат Правительства РФ, федеральные органы исполнительной власти, полномочные представители президента в федеральных округах, органы исполнительной власти субъектов. Данные КПЭ используются для оперативного мониторинга исполнения федерального бюджета в разрезе главных распорядителей средств, федеральных целевых программ, для формирования сравнительной оценки по субъектам РФ и муниципальным образованиям.

— В Приамурье доступ к сведениям системы КПЭ предоставлен министерству финансов Амурской области и региональной контрольно-счетной палате. Система ключевых показателей эффективности используется в качестве инструмента мониторинга финансового состояния бюджета области и местных бюджетов, анализа эффективности бюджетных расходов, построения рейтингов муниципальных образований, сравнения с другими субъектами, — добавила Светлана Балашова. — В перспективе планируется представление оперативной информации об исполнении бюджетной системы Российской Федерации в интерактивном режиме для широкого круга пользователей.

Интернет в помощь

В целях эффективного взаимодействия государства и общества Казначейство России разработало портальные решения в рамках создания так называемого электронного бюджета. Таких общероссийских официальных ресурсов уже довольно много. Например, zakupki.gov.ru, где публикуется информация о госзакупках. В 2012 году на этом портале реализованы положения Федерального закона № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», которые позволили обеспечить прозрачность сделок юрлиц, доля уставного капитала которых принадлежит государству. Кроме того, была внедрена система учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета, благодаря чему наладилась автоматическая интеграция информации между АСФК и официальным сайтом zakupki.gov.ru. По словам специалистов, это позволило качественным образом изменить подходы к санкционированию бюджетных расходов, осуществлять планирование и исполнение федерального бюджета, сделать прозрачными и доступными для общественного контроля расходы получателей средств из федерального бюджета.

— Также можно выделить портал bus.gov.ru, где государственные и муниципальные учреждения размещают информацию о себе, своей деятельности, планах, закрепленном имуществе, о бюджетных услугах и стоимости оказываемых услуг. Стоит упомянуть и государственную интегрированную информационную систему «Электронный бюджет», в рамках внедрения которой начнет функционировать единый портал бюджетной системы, — продолжила собеседник АП. — Он будет информировать общество о бюджетном процессе в стране. На этом ресурсе будет размещаться официальная отчетность об исполнении федерального бюджета, а также бюджетов субъектов Российской Федерации. Среди других портальных решений Казначейства России — государственная автоматизированная система «Управление» и ресурс datamarts.roskazna.ru, ведущий мониторинг ключевых показателей исполнения бюджетов.

Светлана Балашова также отметила государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП), которая служит для размещения и получения информации о внесении физическими и юридическими лицами платежей за государственные и муниципальные услуги. Развитие этой информационной системы — одно из главных мероприятий по применению современных платежных технологий в секторе госуправления в этом году. Дело в том, что с начала 2013 года органы, предоставляющие государственные услуги, не вправе требовать документы об оплате от заявителя. Для подтверждения этого факта они должны использовать ГИС ГМП. Система позволяет гражданам оперативно получать полную информацию о начислениях, оплачивать задолженность по оказанным государственным услугам, а также контролировать погашение имеющихся у них начислений. Администраторы поступлений тоже могут своевременно получать информацию о произведенных платежах по погашению задолженностей, сократив при этом время на администрирование.

Работать удаленно

Также в 2013 году завершится полномасштабный перевод клиентов на электронное взаимодействие с органами Федерального казначейства посредством прикладного программного обеспечения «Система удаленного финансового документооборота» (СУФД). С его помощью каждый клиент в любое время из любой подключенной к интернету точки может безопасно управлять своими платежами и финансовыми документами, а также получать необходимую отчетность по своим лицевым счетам.

— СУФД — это более совершенный канал передачи информации, который заменит действующую систему электронного документооборота. Эта система гарантирует безопасность хранения и обработки данных, не требует постоянного обновления, — пояснила Светлана Балашова. — Все версии и справочные системы заложены в прикладном программном обеспечении на сервере управления Федерального казначейства по Амурской области, что значительно снижает затраты на информационно-технологическую инфраструктуру. Основной ее критерий — оперативность. Использование системы позволит предоставлять сервис учреждениям области на новом качественном уровне.

Кроме того, органы Федерального казначейства в течение этого года проводят активную работу по сокращению сроков представления ежедневной информации о проведенных кассовых операциях органам исполнительной власти субъектов, муниципальным образованиям, бюджетным и автономным учреждениям. Внедрена новая технология обработки банковских выписок путем создания нового системного документа «Автоматизированная банковская выписка». Таким образом, за счет автоматизации процессов обработки итоговых банковских выписок по счетам управления минимизированы затраты времени. Помимо этого, внедрено централизованное формирование выписок и отчетов из лицевых счетов клиентов области по единым казначейским счетам.

— Для финансовых органов стал доступен дополнительный сервис по представлению промежуточных выписок из лицевых счетов, который является актуальным для принятия оперативных финансовых решений, — отметила начальник отдела. — Сегодня, в условиях автоматизации многих процессов, как никогда актуальна одна из наиболее важных для управления задач — это сокращение доли наличного денежного обращения в Амурской области в секторе госуправления путем перехода на безналичный способ оплаты государственных и муниципальных услуг.

В Амурской области такая работа еще не проведена. Это связано с отсутствием кредитного учреждения, имеющего подразделения или филиалы в административно-территориальных образованиях области, которое было бы способно предоставить УФК услугу по открытию и ведению банковских счетов с использованием дебетовых карт. Только после появления на финансовом рынке области такого поставщика услуг появится возможность выполнить эту задачу.

Контроль за качеством работы и нагрузкой

— Важным инструментом совершенствования деятельности органов Федерального казначейства выступает система регламентации функциональной деятельности, которая определяет, кому, что, как и сколько по времени делать. По каждой функции казначейства разрабатывается технологический регламент, в котором определяются внешние и внутренние участники процессов, перечень типовых операций, — отметила Светлана Балашова. — Кроме того, существует разработанная и внедренная в Федеральном казначействе система поддержки технологического обеспечения (СПТО). Она позволяет оценить нагрузку как на каждого отдельного сотрудника, так и на отдел и на все управление. С ее помощью можно рассчитать эффективность трудозатрат и себестоимость выполняемых операций, построить рейтинг всех управлений Федерального казначейства. При этом информация собирается системой в режиме реального времени.

Региональное управление Федерального казначейства уже 20 лет — с момента своего образования — решает самые смелые стратегические задачи ведомства и постоянно совершенствует свою функциональную деятельность. На сегодняшний день внедрено много новых технологий, но на этом работа не останавливается. Впереди предстоит завершить еще много задач — это и подключение всех участников процесса к системе ГИС ГМП, и полный перевод клиентов на систему удаленного финансового документооборота, и тиражирование системы ключевых показателей эффективности, и многие другие.

20 территориальных отделов областного управления Федерального казначейства действуют сегодня в городах и районных центрах Приамурья.

Информация о казначейских технологиях и нововведениях доступна для широкого круга пользователей на официальном сайте регионального управления Федерального казначейства amur.roskazna.ru.

Возрастная категория материалов: 18+