Из интерната — с аттестатом и профессией
В этой необычной школе даже на переменах стоит тишина, а дети между собой общаются жестовой речью. Здесь обучаются более 100 учеников, в том числе 10 сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Наряду с предметами школьной программы девчонки осваивают швейное и парикмахерское дело, а мальчишки — обувное производство и столярно-слесарные премудрости, чтобы вместе с аттестатом получить документ о присвоении профессиональной квалификации. Для успешной социализации каждый воспитанник занимается как минимум в двух кружках.
Вот и Владимир в свободное время серьезно занимается греко-римской борьбой, не раз становился призером российских чемпионатов, где брал серебро и бронзу. Теперь мечтает о российском золоте. Пальцы на руке быстро заканчиваются, когда он начинает перечислять города, где побывал на соревнованиях, — Москва, Рязань, Владимир, Астрахань, Якутск… А еще летом была поездка на теплоходе по Амуру — участие в фестивале «Белый пароход. Поющие реки России», организованном оперным певцом Николаем Диденко для детей-сирот и детей-инвалидов. На этом фестивале Владимир Рудюк вместе с другой воспитанницей школы-интерната Лилей Сергеевой дуэтом пели хит Рыбникова и Вознесенского «Я тебя никогда не забуду». Пели жестами. Оказывается, есть такой вид искусства — жестовое пение. А еще Володя танцует, неплохо рисует и мечтает стать строителем. С инструментами он познакомился на уроках труда, а летом помогал красить и белить школу, ремонтировать мебель, так что азы строительства ему знакомы.
— Ничего удивительного, это же наш ребенок, — говорит директор школы-интерната № 8 для глухих детей Раиса Хмелева. — Мы создаем все условия для социализации и интеграции детей в среду слышащих. Не все дети могут обучаться в общеобразовательной школе, для работы с глухими детьми нужны узкие специалисты — сурдопедагог, дефектолог, а также специальное оборудование. Из школы-интерната дети выходят с профессией: мальчики — специалисты по ремонту обуви, девочки — парикмахеры. Если наш выпускник не продолжит учебу, на хлеб себе он в любом случае заработает.
Но ребята, как правило, идут учиться дальше, в этом году все выпускники школы-интерната № 8 поступили в учебные заведения, несколько человек пошли в медицинский колледж на зубных техников, а одна девочка — в Новосибирский институт социальной реабилитации. Но самое приятное для директора, что в школе-интернате сейчас работают три здешние выпускницы — они получили профессию и вернулись. Марина Галактионова работает учителем обслуживающего труда, Ольга Котельникова, окончившая техникум физической культуры и заочно БГПУ, пока работает воспитателем, а Елена Скрипина ведет музыкально-ритмические занятия, цирковую студию, жестовую речь для детей и взрослых.
Инклюзивное обучение
Всего в Амурской области на сегодняшний день работают семь специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений, два из них — для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Помимо школы-интерната для глухих и слабослышащих детей, это специальные (коррекционные) школы для детей с ограниченными возможностями здоровья в Благовещенске, Свободном, Новобурейском, Белогорске и Ивановке, а также школа-интернат № 4 для детей с ослабленным зрением в Свободном. Общая численность воспитанников составляет порядка тысячи детей.
Наряду с системой специальных (коррекционных) школ и школ-интернатов, где детям оказывают специализированную помощь, в области развивается система инклюзивного (включенного) образования детей-инвалидов в обычных школах. Небольшие отклонения в здоровье от нормы — не приговор, бывает, что, проучившись год в обычном классе по адаптированной программе, ребенок «выравнивается» и догоняет сверстников. Чтобы перевести ученика на инклюзивное обучение, требуется желание родителей и заключение врачебно-педагогической комиссии. А большинство школ к принятию детей-инвалидов уже готово.
На сегодняшний день 236 амурских школ получили лицензии на осуществление образовательной деятельности по специальным (коррекционным) общеобразовательным программам. Возможность обучаться в общеобразовательной школе позволит ребенку с ограниченными возможностями здоровья успешнее социализироваться и легче найти свое место в жизни. Такой ученик может учиться в обычном классе, но по адаптированной программе.
— В соответствии с программой «Доступная среда» на 2011—2015 годы в области формируется сеть школ, обеспечивающих совместное обучение обычных детей и детей-инвалидов, — говорит заместитель министра образования и науки Амурской области Лариса Закирова. — К примеру, в школе № 13 Благовещенска инклюзивное образование получают 150 детей с ограниченными возможностями здоровья (из них 37 детей-инвалидов). На создание безбарьерной среды в школе из федерального, областного и муниципального бюджетов было выделено 3 миллиона рублей.
На эти средства были построены пандусы, установлены автоматические раздвижные двери, реконструированы кабинеты. В школе пришлось переоборудовать санузлы и столовую, чтобы ребятишки с нарушениями опорно-двигательного аппарата не испытывали неудобств. Для детей с разными видами заболеваний было закуплено коррекционное оборудование, а в штатном расписании появились такие специалисты, как логопед, дефектолог, тифлопедагог.
В этом году подобные перемены ждут белогорскую школу № 17. Около 2 миллионов рублей по федеральной программе «Доступная среда» будут направлены на организацию инклюзивного образования в этой школе.
ЕГЭ набирает популярность
Дети с ограниченными возможностями здоровья хотят учиться, сдавать ЕГЭ и поступать в учебные заведения наравне с остальными. И закон об образовании дает им такое право.
Статистика последних лет показывает, что численность детей-инвалидов, которые выбирают ЕГЭ, ежегодно растет. Если в 2011 году пожелали сдать ЕГЭ 27 выпускников с ограниченными возможностями здоровья, то в этом году таких было 41 человек. С одной стороны, дети могут сдавать выпускные и вступительные экзамены в традиционной форме и поступать в профессиональные учебные заведения, в том числе и вузы, вне конкурса. И многие пользуются этой льготой.
— Но практика показала, что на ребенка с ослабленным здоровьем в этом случае ложится двойная нагрузка: экзамены приходится сдавать дважды, — говорит замминистра образования и науки Лариса Закирова. — Обстановка в вузе непривычна, вступительные испытания чаще всего проводятся в форме тестов (т. е. фактически тот же самый ЕГЭ), а предлагаемые инвалидам задания в вузе зачастую сложнее тех, что дети сдают в школе. Многочисленные отзывы родителей и выпускников прошлых лет также свидетельствуют о том, что ЕГЭ детям, планирующим поступать в вузы, сдавать разумнее, в связи с меньшей нагрузкой на здоровье. Это тем более важно сейчас, когда для абитуриентов, имеющих инвалидность, льготы при поступлении в вуз изменились. Если ранее такие выпускники могли подавать документы на внеконкурсное зачисление в пять вузов по трем специальностям в каждом, то с прошлого года льгота сохраняется только на одну специальность и только в один вуз. На остальные специальности ребята поступают на общих основаниях. Отсюда повышенный интерес среди выпускников-инвалидов к ЕГЭ.
В 2013 году 84 % выпускников школ области с нарушениями зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата от общего числа выпускников этой категории успешно сдали ЕГЭ, а по ряду предметов полученные ими баллы были выше, чем средний балл по области.
В этом году в Амурской области был уникальный случай сдачи ЕГЭ — выпускница с ограниченными возможностями здоровья сдавала ЕГЭ на дому.
— К нам обратилась мама выпускницы, которая в связи с заболеванием из дома не выходит, обучалась на дому, часть учебных предметов изучала дистанционно, — продолжает Лариса Закирова. — Все годы обучения девочка успевала на 4 и 5. Она планировала продолжить образование в дистанционной форме в одном из российских вузов с последующим трудоустройством на дому. Для нас это нетипичная ситуация, но мы к ней были готовы. Для проведения ЕГЭ фактически на базе квартиры был размещен пункт проведения экзамена, доставлены контрольные измерительные материалы, обеспечено присутствие ассистента, организатора, уполномоченного государственной экзаменационной комиссии. Выпускница успешно сдала экзамены. См. фоторепортаж Сергея Лазовского.
1 104 учащихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья обучаются в обычных классах.
549 человек обучаются индивидуально на дому.
200 ребят с ограниченными возможностями здоровья охвачено дистанционным образованием.
30 тысяч детей с врожденными и наследственными заболеваниями, получающих статус «ребенок-инвалид», ежегодно рождаются в России, согласно данным Всемирной организации здравоохранения.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии