Ведущие специалисты ведомства в течение трех часов рассказывали благовещенцам об устройстве ракет, тонкостях падения ступеней, влиянии запусков на природу и здоровье. Немало времени было посвящено и ответам на вопросы, интересующие амурчан.
Пенсионерка Татьяна Тильба пришла на встречу, потому что неравнодушна к дискуссии вокруг космодрома. Правда, четкой позиции у женщины пока нет. По ее словам, такие встречи как раз могут помочь сформировать ее.
— Вообще у меня двойственное отношение к таким мероприятиям. С одной стороны, можно поверить москвичам, что никакой опасности объект не несет. Это ведь главные специалисты космической индустрии, — говорит Татьяна Борисовна. — А с другой стороны, думается, что у властей есть намерение построить здесь космодром и они делают все, чтобы успокоить людей. Я думаю, что некая опасность все-таки существует. Это и падение ступеней, и продукты сгорания топлива. Мнение специалистов заслуживает доверия, но критическое мышление нам терять нельзя.
Пока беседуем, большой зал ОКЦ начинает наполняться — из многочисленных входов прибывают большие группы студентов и курсантов. Возрастной перевес резко меняется в сторону молодежи, через несколько минут людям уже негде сесть, заполняются балконы. По словам многих студентов, ради встречи их отпустили с занятий. Однако до конца мероприятия досидела далеко не вся молодежь.
Заместитель председателя областного правительства — министр по строительству космодрома Восточный Константин Чмаров подчеркнул, что такие мероприятия дают возможность амурчанам получить грамотные и сверхквалифицированные ответы на любые вопросы по космодрому.
Первый и самый продолжительный доклад с презентацией по теме встречи зачитал со сцены заместитель генерального конструктора Государственного научно-производственного ракетно-космического центра «ЦСКБ-Прогресс» — главный конструктор по средствам наведения Дмитрий Баранов. Он рассказал о космических ракетных комплексах, которые планируют включить в состав космодрома Восточный, и подробно коснулся технических характеристик ракет и топлива, которое будет использоваться на космодроме.
Отдельно докладчик остановился на воздействиях со стороны ракетной техники на окружающую среду.
— Во-первых, это химические загрязнения атмосферного воздуха. Когда вы стоите на дороге и мимо вас проезжает большой грузовик, вы это воздействие ощущаете своими легкими. В принципе ракета-носитель — это тот же грузовик. То есть сгоревший керосин оттуда выплескивается в атмосферу. Однако двигатель автомобиля может быть плохо отстроен, а ракета в этом плане настроена идеально, ничего лишнего не выбрасывается, — рассказал Дмитрий Александрович. — Кроме того, есть тепловое воздействие, которое измеряется сотнями и тысячами градусов. Во-вторых, это отделяемые ступени, которые отсоединяются и попадают в определенные районы падения. Они могут приносить механическое и химическое загрязнение. Выделяют еще акустическое и электромагнитное воздействие. По последнему — на борту ракеты есть несколько мощных передатчиков для отправки информации на Землю. Можно сказать, это сродни загрязнению от мобильного телефона.
Дмитрий Баранов также затронул тему химических веществ на борту — керосина, жидкого кислорода и прочих. По его словам, 70 процентов выбрасываемых ракетой газов являются инертными. Докладчик отдельно подчеркнул, что радиоактивные источники на ракетах на нынешнем этапе истории не применяются. Что касается темы падения отработавших свое ступеней, то ее подробно затронул следующий выступающий.
— Сегодня есть более 100 районов падения. Порядка половины из них используются для космодрома Плесецк, остальные — для Байконура. Причем 22 района падения находятся на территории РФ и чуть больше 30 — на территории Казахстана, — начал выступление начальник отделения районов падения Центра эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры (ЦЭНКИ) Роскосмоса Андрей Воронин. — Если говорить о Восточном — на сегодня в соответствии с госконтрактом осуществляется проработка возможности использования районов падения на территории ДФО по трем наклонениям. Одно из них касается Амурской области. При размещении района падения первой ступени ракет «Союз» 2-1-А и 2-1-Б нами максимально был учтен ранее применявшийся на территории район падения, который использовался при запусках с космодрома Свободный ракеты-носителя «Старт».
По словам докладчика, сейчас район падения находится на расстоянии 345 километров от Углегорска. На карте он представляет собой эллипс примерно 50 на 30 километров. Эта территория находится в границах Зейского и Тындинского районов. Предварительно район падения был тщательно исследован, последняя работа там была проведена в феврале этого года. В 11 контрольных точках были взяты контрольные пробы почвы, воздуха, растительности. Все параметры соответствуют нормам.
— При падении ступени есть два варианта — с возгоранием и без него. В любом случае все работы по обеспечению безопасности в районах падения проводятся с обязательным привлечением экологических организаций. Район обязательно очищается от мусора, который туда вынужденно занесли, — добавил Андрей Борисович.
После выступления еще нескольких докладчиков, охвативших разные аспекты деятельности космодрома, настало время вопросов из зала. Немногочисленные желающие тянули руки, и тогда им передавали микрофон. Среди прочих вопросов прозвучал и самый насущный — об экологических последствиях деятельности космодрома. Ответил на него генеральный конструктор по наземной космической инфраструктуре — заместитель генерального директора Центра эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры Игорь Бармин.
— Ничего страшного не вижу на самом деле. Любая хозяйственная деятельность сопряжена с воздействиями на среду. Все промышленные предприятия, использующие сосуды высокого давления, водонагревательные устройства, энергетические и тепловые объекты так или иначе воздействуют на среду, — пояснил Игорь Владимирович. — Но эти страхи с компонентами… Отравление населения, геноцид бедных амурчан и жителей Якутии в результате строительства космодрома — все это является придуманной страшилкой, ничего общего с действительностью не имеющей.
Не оставили в зале без внимания и вероятность роста заболеваемости среди населения после начала эксплуатации Восточного. Эксперты заверили, что в Санкт-Петербурге учеными уже начата работа по исследованию этого вопроса. Будет зафиксировано нынешнее состояние здоровья местных жителей для прогнозирования возможного влияния космодрома на них. Вместе с тем, по словам сотрудников Роскосмоса, существующая практика эксплуатации космодромов никаких влияний на человеческое здоровье не подтверждает.
— На сегодняшний день негативное влияние ракетно-космической деятельности на заболеваемость местного населения не доказано, — отметил Андрей Воронин. — Байконур функционирует с 1957 года. Несмотря на то что еще в советское время эта территория была признана зоной экологического бедствия из-за высыхания Аральского моря, сотрудники космической индустрии работают там по 30—40 лет и никакого негативного влияния не испытывают. Не отражается это и на детях — учатся, получают высшее образование, нормально живут.
Когда немногочисленные вопросы иссякли, встреча завершилась. До общественных слушаний делегации предстоит принять участие еще в двух подобных мероприятиях — в Зее и Тынде.
Район падения первой ступени находится в 345 километрах от Углегорска — в границах Зейского и Тындинского районов.
3 часа продлилась информационная встреча представителей Роскосмоса с благовещенцами.
Возрастная категория материалов: 18+
По многим показателям Казахстан опережает Россию. Так что «будем посмотреть»!
— не казах (гость)Будет второй Казахстан!
— (гость)