О том, как в Ивановском районе решают жилищные проблемы подтопленцев, выясняли корреспонденты АП.
«Сначала куры — потом телевизор»
Вода пришла в Черемхово рано утром 11 августа. Две реки — Ивановка и Зея, слившись воедино, разрушили дамбу и потоком понеслись по нижним улицам. Разбушевавшаяся стихия за 15 минут затопила огород, дошла почти до окон низенького дома семьи Гвоздевых. Моментально залило припаркованную во дворе машину, детские качели перед домом почти все ушли под воду.
— Нас заранее предупредили об эвакуации, — вспоминают супруги Надежда и Александр. — Но мы не стали покидать усадьбу — боялись мародеров. Привязали лодку к забору, ночью легли спать, но уснуть так и не смогли. Все время истошно выла собака, словно предчувствовала беду. В половине четвертого утра слышим шипение — это шла вода с прорвавшейся дамбы. Разбудили детей, посадили на лодку и отвезли к родственникам в безопасное место. Стали вывозить на лодке свиней, затем переправили собаку. Кур загнали на чердак, потом на лодке ездили кормили. Последним из дома вынесли новый плазменный телевизор.
Сегодня в старом доме Гвоздевых в погребе до сих пор стоит вода. Приходится постоянно топить печь. Дышать в затхлом помещении нечем, из подполья наступает грибок. «Вроде у нас крепкие дети, — признаются новоселы, — но после наводнения постоянно болеют, кашляют». Но зимовать в таких условиях Гвоздевым не придется — благоустроенная жилплощадь для семьи нашлась в родной деревне, в бывшем военном городке.
— Дом Гвоздевых был признан непригодным для жилья, — рассказывает заместитель главы Ивановского района по социальным вопросам Елена Меркулова. — Строить на этом месте нельзя — участок села попадает в зону подтопления. Семья воспитывает троих маленьких детей, не за горами морозы, дом гниет, в любой момент может разрушиться. Пришлось срочно искать жилье.
Сейчас семья делает ремонт в новой квартире и сушит старый дом. Пока родители работают, девятилетняя дочь Вика присматривает за трехлетним Колей и полуторагодовалой Леночкой.
Другой вопрос — где в срочном порядке найти дома всем нуждающимся. Сейчас в Ивановском районе решается вопрос о передаче жилого фонда Минобороны в муниципальную собственность. Квартиры черемховского военного городка в хорошем состоянии, кое-где с мебелью — хоть сегодня заходи и живи. В общей сложности здесь должно освободиться 36 благоустроенных квартир. Местные власти готовы заселить пять семей, давших свое согласие. Однако основная масса ивановцев желает отремонтировать подтопленное жилье и сохранить прежний сельский уклад, остаться на земле и держать хозяйство. Такой выбор у них есть.
Страх остаться без земли был и у Гвоздевых. Они люди молодые, работящие, выросли на земле, поэтому понимают, что без личного хозяйства им не прожить. Как потерять дом, подворье, тридцать соток огорода? Сначала отказались от предложенного варианта, но после разъяснительной беседы решились переехать. Принять меры по отселению жителей из мест затопления при утрате жилья и обеспечить их новым жильем требует Указ Президента РФ «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения». Но это не значит, что люди останутся без земли.
— Если человек решит строить жилой дом в другом месте, то новый равноценный земельный участок будет выделен ему бесплатно, — объясняет первый заместитель председателя правительства Амурской области Вера Щербина. — В том случае, если гражданин примет решение приобрести квартиру, то его прежний земельный участок после процедуры отчуждения будет ему же возвращен под ведение огородного хозяйства. Но возводить жилые постройки на этом месте уже будет нельзя.
Ключи от рая
Еще один счастливый новосел — бывшая жительница Семиозерки Наталья Хлопкова.
— Когда в новую квартиру зашла, подумала: неужели я сплю, или умерла да в рай попала? — улыбается Наталья Хлопкова. — Воду носить, дрова рубить не надо. Я ведь немолодая уже. Теперь у моего внука Тараса есть своя комната — сухая, светлая и теплая. Мы десять дней здесь живем. Как в другом измерении: и крыша не течет, и плесенью не воняет. Я уже и цветник на окне разбила, и вам пирогов напекла. На деньги, выделенные Пенсионным фондом и сельсоветом, купила комод. Собираюсь сделать ремонт, сменить двери, приобрести водонагреватель.
На подоконнике разлеглась кошка Мурка. «Тоже подтопленка, в доме жила, когда все из него ушли, добро стерегла и даже мышей ловила», — говорит хозяйка.
Вода в старом доме Натальи Хлопковой в Семиозерке стоит до сих пор. Покидать родные пенаты не собиралась, но болезнь заставила. Она астматик, живет только на лекарствах. Последний месяц болеет и восьмилетний Тарас.
— Весной построила новый туалет, дрова заготовила, огород засадила, — рассказывает Наталья Иосифовна. — Когда дом начала окружать вода, я сама рыла канавы. Думала, что справлюсь со стихией, отстою подворье. Но тщетно: втыкаешь лопату — из земли грунтовка идет. Жилье пришлось оставить, ушли к родственникам. Вернулись — сырость страшная, грибок ползет. Подпол у нас глубиной два с половиной метра, весь залит водой. Балки дома, как вата, впитали воду, фундамент разбух. Я задыхаюсь, Тарас заболел пневмонией, пролежал в больнице. Оставаться — значит угробить пацана. Мы с ним одни остались. Я ему как мать, хотя на самом деле бабушка. Из роддома забрала, выходила и сейчас воспитываю. Пришла в сельсовет, говорю: помогите, иначе загнемся.
Женщине пошли навстречу. И хотя необходимых документов на утраченный дом в тот момент Хлопкова не имела, ей в срочном порядке подыскали квартиру.
— Мы столкнулись с большой проблемой — у 90 процентов подтопленцев нет на руках полного пакета документов на жилье, — отмечает Елена Меркулова. — А как нам их признать пострадавшими? Как доказать, что поврежденный стихией дом принадлежит им, а не соседке тете Маше? Мы даже денег на ремонт выделить не можем. Поэтому сейчас в срочном порядке им необходимо оформить нужные бумаги. Для этого не надо ехать в Благовещенск — все специалисты есть в Ивановке.
21 дом пострадал от наводнения в селе Черемхове.
40 домов подтоплены в Ивановском районе.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии