Он в бизнесе с 1993 года и всегда был сторонником опенспейсов — открытых офисных пространств без единой стены, в которых подчиненные работают по соседству с руководителями.
Эта модель планировки офисов пришла к нам из Америки, где, если верить информации интернет-ресурсов, в таких условиях трудятся три четверти работающего населения страны. Среди преимуществ опенспейсов работодатели называют постоянный контроль за работой коллектива, и как следствие — повышение ее продуктивности. Но сами сотрудники не всегда рады безграничному рабочему пространству. Кому и зачем нужны опенспейсы, которые на российском западе в народе называют базаром, и как к ним приспособиться — выясняла АП.
«Планета-Медиа»: главное — эффективность
«Идея планировки офиса в американском стиле опенспейс мне нравилась всегда, хотя в Америку съездил не так давно — в этом году. Наша компания за время работы сменила несколько зданий, я всегда старался придерживаться принципа свободного пространства», — говорит Андрей Солдатченков. Два года назад офис возглавляемого им холдинга «Планета-Медиа» переехал в новое здание. «Мы сняли в аренду голые стены. Сразу решили не делать перегородок, и сейчас очень довольны», — говорит глава холдинга. В новом офисе несколько больших рабочих помещений, организованных по типу опенспейс. В них трудится около 60 человек, распределенных по отделам: журналисты, операторы, дизайнеры, продажники. В тишине отдельных кабинетов работает только бухгалтерия. Кабинет самого Андрея Викторовича находится в центре открытого офисного пространства, из двух больших окон, выходящих на два помещения офиса, видны рабочие места подчиненных. Причем компьютеры сотрудников развернуты в сторону окон шефа.
— Я стараюсь не закрывать жалюзи у себя в кабинете, чтобы видеть людей и чтобы люди видели меня, — подчеркивает глава холдинга. — Некоторых особо буйных творческих личностей мы закрыли в отдельные кабинеты — им так удобнее. Недавно начальник одного из отделов попросила отдельный кабинет, но не проработала там и двух недель. Сказала, что ей нужно находиться среди своих подчиненных. Я считаю, что опенспейс повышает эффективность работы коллектива, держит его в тонусе. Идет постоянный обмен идеями — мозговые штурмы в режиме онлайн. Зачастую, когда люди работают в отдельных кабинетах, происходит просто отбывание рабочего времени.
В опенспейсе сотрудники всегда в курсе происходящего в коллективе. Кроме того, такой офис позволяет экономить на технике — достаточно одного-двух ксероксов и принтеров на всех. Минус у такого офиса только один, считает президент холдинга «Планета-Медиа»: какой-нибудь «бунтовщик» может сбить с толку своими разговорами сразу нескольких человек. «Но этот минус оборачивается плюсом — в открытом пространстве всегда можно открыто обсудить любую проблему», — уверен Солдатченков.
АРТК: все для коммуникации
Офис Амурской региональной транспортной компании (АРТК) работает в режиме опенспейс уже два с половиной года. До этого организация находилась в другом здании, где сотрудники работали в кабинетах, а один из ее отделов и вовсе располагался в отдельном помещении — за несколько километров от центрального офиса.
— Отдел жил своей жизнью — и это было очень неудобно. Поэтому в новом офисе решили не делать перегородок. Отдельные кабинеты только у меня и кассира. Но дверь кабинета директора всегда открыта — он слышит все, что происходит в офисе, — объясняет генеральный директор ООО «АРТК» Алексей Астафьев.
Сейчас в помещении площадью около 300 квадратов работают почти 30 человек. «Кто-то появляется на работе только на планерках, кто-то — ближе к вечеру. Такова специфика работы», — говорит руководитель компании. Жалобы на офис без стен и без дверей поступают только от сотрудников бухгалтерии — им трудно сосредоточиться на работе, когда вокруг постоянно идут телефонные переговоры. «Но вообще у нас приемлемый уровень шума — мы же не финансовая биржа, — говорит Алексей Астафьев. — Опенспейс ускоряет коммуникации в коллективе, позволяет любой возникший вопрос решить оперативно с участием нескольких сотрудников, быстро подписать документ — не нужно идти в другой кабинет. В нашем бизнесе это важно — принять решение в данный момент.
Желание поставить перегородки за два с половиной года работы в новом формате ни разу не возникало, говорят в транспортной компании.
«Амургражданпроект»: советское наследие
Проектировочная мастерская ОАО «Амургражданпроект» — один из самых старейших благовещенских офисов формата опенспейс. В одном помещении практически без всяких перегородок проектировщики трудятся с 1977 года, когда проектный институт въехал в построенное специально для него здание. Не так давно между рядами рабочих столов появилась прозрачная стена, в одной части офиса рабочие места отделены друг от друга невысокими перегородками. На площади в 430 квадратов работают 35 человек. Все они — инженеры-проектировщики. Специалисты других отделов работают в отдельных кабинетах.
— Это помещение было специально разработано для проектировщиков. Окна выходят на две стороны, поэтому в мастерской много света. Обычно над одним проектом работает группа инженеров, очень удобно, когда они находятся все вместе — не нужно ходить по кабинетам, чтобы что-то обсудить. Это оптимизирует рабочий процесс, — объясняет начальник проектной мастерской ОАО «Амургражданпроект» Наталья Савенкова. — Я работаю здесь с 1975 года, и в те времена у нас еще были кульманы — чертежные доски полтора на полтора метра. И тогда можно было от взгляда начальника спрятаться за кульманом. Сейчас у всех компьютеры, и хорошо видно, кто чем занимается, кто чай пьет, кто по телефону разговаривает. Кого надо подстегнуть в работе.
Инженерам, имеющим дело с точными вычислениями, бывает трудно сосредоточиться в шумном помещении. Поэтому многие предпочитают работать в наушниках. Среди сотрудников мастерской есть специалисты, которые хотят уединения — их отделяют от остальных более высокие перегородки. По словам Натальи Викторовны, в последнее время заказчики проектов торговых центров все чаще просят, чтобы офисные помещения были свободной планировки, то есть без всяких стен. «Это увеличивает площадь помещения. И это удобно, потому что они потом сдают площади в аренду, а арендатор сам ставит нужные ему перегородки», — говорит начальник проектной мастерской.
ЗА
«Общее рабочее пространство — это тяжело, но весело!»
Свой первый офис в стиле опенспейс на телекомпании «Город» выпускающий редактор «Амурской правды» Оксана Холодова вспоминает с теплотой. За свою долгую редакторскую карьеру в СМИ она успела поработать на нескольких телеканалах — и в обычном кабинетном формате, и бок о бок с журналистами.
— На телекомпании «Город» творческий коллектив был около 20 человек — и мы сидели все вместе в одном офисном пространстве. У нас был, как мы это называли, редакторский проход, то есть редакторы сидели в коридоре и мимо них ходили все, кому не лень. Было шумно, потому что журналисты постоянно звонили, к ним кто-то приходил, и вместе с тем мы могли обсудить любую проблему, — вспоминает Оксана Холодова. — Для работы такой офис, честно говоря, не очень удобен — к концу дня у тебя болит голова, и ты ничего не соображаешь. Но в плане общения это весело! Сейчас я работаю в отдельном кабинете, в нем очень тихо и спокойно, но иногда я все-таки скучаю по шумному опенспейсу.
ПРОТИВ
«Открытый офис — форма давления на человека»
Опенспейс — форма давления на сотрудника. Такой точки зрения придерживается замдиректора одной из торговых фирм Благовещенска Ольга Савватеева, успевшая поработать в формате открытого офисного пространства.
— Я занимала руководящую должность, и у меня был кабинет с большим окном, из которого видны рабочие места сотрудников. С одной стороны сидели 20 человек, с другой примерно столько же, — рассказывает Ольга. — Но, даже находясь в кабинете, я чувствовала дискомфорт — люди ждут, что их будут все время контролировать, постоянно смотрят в сторону начальника. Я не думаю, что такой формат эффективен. Человек продуктивно работает, когда ему комфортно. Этого нет, когда он постоянно под контролем, под давлением. Я думаю, что такой формат офиса определяется, прежде всего, личностью руководителя. Если он относится к людям как к функционалу — винтикам, которые в любой момент можно заменить, то он предпочитает опенспейс. Если как к личностям, то учитывает психологические особенности каждого.
Офис без стен — раздражающий фактор
Любому человеку нужна своя личная территория, и находиться 7—9 часов в день в толпе сослуживцев — не самая легкая задача. Такого мнения придерживается заведующий дневным стационаром Амурской областной психиатрической больницы Евгений Батрак. «В отдельном кабинете человек чувствует себя более защищенно. Сотруднику психологически тяжело все время находиться на виду — у своих коллег, и тем более у начальства. Кроме того, шум и движение, которые неизбежно возникают в таких офисах, — дополнительный фактор дискомфорта. Все это может не повысить, а наоборот, снизить продуктивность работы коллектива», — считает Евгений Владимирович.
2 метра — такое минимальное расстояние должно быть между двумя компьютерными мониторами по прямой. И не менее 1,2 метра должно быть между боковыми поверхностями соседних мониторов. Таковы требования действующего СанПиНа. Согласно им, при творческой и умственной деятельности, рабочие места рекомендуется изолировать перегородками высотой не меньше 1,5 метра.
Добавить комментарий
Комментарии