• На Амурской ярмарке уже красуется вывеска о появлении нового заведения.
  • В прошлом году открылось еще одно кафе с известной выпечкой.

Почему одни сетевые компании готовы зайти на рынок Благовещенска, а другие отказываются работать здесь, а также что ждет любителей вкусно покушать в новых сетевых кафе — в очередном выпуске «Деловой среды».

В списке воспоминаний любого дальневосточника, посетившего Москву или Санкт-Петербург, обязательно встречается кофейня, пиццерия или суши-бар. Перечисление понравившихся блюд, как правило, заканчивается фразой «Жаль, у нас такого не попробуешь». Однако если еще 20 лет назад все, что оставалось местным гурманам — облизываться на фотографии, то после распространения в России франшиз ностальгия сменилась возмущением: в других городах открывают, а у нас почему не могут?

Несмотря на то что франчайзинг появился в России в начале девяностых, благовещенцы увидели «западные» кафе в своем городе лишь несколько лет назад. Одним из первооткрывателей стал «Баскин Роббинс». Правда, проект в первоначальном варианте — отдельное кафе — себя не оправдал. В итоге сегодня известное мороженое занимает сегодня небольшую витрину в одном из кафе города.

Следующим этапом развития федеральных общепитовских франшиз в Благовещенске стал прошлый год. В конце 2012-го вместе с открытием «Островов» в городе появились булочки «Синнабон», а чуть позже о себе заявила «Шоколадница». Начало этого года также стало многообещающим. В городе должны открыться сразу два федеральных сетевых кафе — «Sbarro» и «Ваби Саби».

— Сейчас в помещении, где будет находиться «Сбарро», идут ремонтные работы. Открытие планируется на конец февраля, — комментирует управляющий проектом Виталий. — Посетители смогут попробовать пиццу, пасту, супы-пюре, равиоли и другие блюда, приготовленные по традиционным итальянским рецептам.

Поскольку конкурировать новому кафе итальянской кухни придется только с местными заведениями общепита, в востребованности нового заведения руководство было уверено с самого начала. Однако на то, чтобы получить добро от известной франшизы, благовещенским энтузиастам пришлось потратить около полугода. Причина сомнений головного офиса банальна — большие расстояния с центром России. Из-за этого сложнее контролировать процесс производства (а ведь одно кафе с подмоченной репутацией может кинуть тень на всю сеть) и доставлять продукты.

Тем не менее договоренности огранизаторам удалось достичь — теперь решаются организационные вопросы. Сумму среднего чека пока не называют, но, по предварительным расчетам, она должна быть на уровне других аналогичных заведений города. Так, пицца будет стоить около трехсот рублей.

Кроме итальянской кухни, посетители смогут попробовать и блюда бренда японской кухни «Ямки» — лапша и другой фастфуд по рецептам из Страны восходящего солнца.

Купите наши суши

А уже весной благовещенцы смогут не только сравнить суши от местных и сетевых компаний, но даже выбирать из сетевых рестораторов японской кухни того, кто ближе по душе. В городе готовится к открытию кафе «Ваби Саби».

— Бренд «Ваби Саби» принадлежит той же компании, которая владеет правами на «Шоколадницу». Поэтому, открывая здесь эту кофейню, мы знали, что будет создавать и кафе японской кухни, — комментирует владелец благовещенской «Шоколадницы» Антон Белов. — Список блюд будет, в принципе, традиционным для таких заведений. Упор делается, во-первых, на рецептуре предлагаемых блюд, во-вторых — на качестве продуктов. Все компоненты привозятся самолетами из Москвы, это гарантирует нам качество поставок и, конечно же, оказывает огромное значение на вкус блюд.

По словам руководства, попробовать суши и роллы от «Ваби Саби» можно будет уже в марте.

Западные конкуренты

При виде энтузиазма, с которым развиваются федеральные франшизы в Приамурье, возникает логичный вопрос: не «зажмут» ли западные сетевики местных предпринимателей? Пока, по словам амурских рестораторов, волноваться не о чем — процент франшизных кафе слишком мал, чтобы они представляли серьезную конкуренцию.

— Новые заведения общепита, открытые с помощью франчайзинга, в Благовещенске появляться, конечно, будут, но не стоит ждать массового наплыва, как в Москве или в Санкт-Петербурге, где 80—90 процентов кафе, кофеен и ресторанов — сетевые, — комментирует владелец одного из благовещенских кафе, попросивший не называть его имя. — Вы думаете, местные бизнесмены не ищут постоянно свободные ниши для работы? Просто франшиза франшизе рознь.

По словам ресторатора, все франшизы можно разделить на «серьезные» и «местечковые». Первые отличаются высокой стоимостью первоначальных вложений и далеко не всегда готовы сотрудничать с дальневосточниками. Предложения вторых в изобилии можно обнаружить на соответствующих сайтах, однако резонность такой покупки под большим сомнением.

— За что отдает деньги человек, приобретающий франшизу? Прежде всего за раскрученный бренд, то есть готовую рекламу. А если фирма никому не известна, какой смысл платить им деньги? — продолжает ресторатор. — Конечно, есть еще такое понятие, как консультации головного офиса, готовый бизнес-план и тому подобное. Но  благовещенские бизнесмены обычно не готовы выложить за франшизу больше миллиона, это маленькая сумма. А хорошее дешевым, как вы сами знаете, не бывает. Поэтому при минимуме затрат человек получит и соответствующий пакет. Зачастую при таком раскладе выгоднее открыть свое кафе, тогда у владельца будут развязаны руки, ведь во франчайзинге правила тебе все равно будет навязывать головной офис.

Впрочем, есть в Благовещенске и те, кто готов потратиться на известный бренд, чтобы потом получить соответствующий результат. Но тут встает другая проблема — серьезные фирмы не готовы идти на Дальний Восток.

— Ждать у нас Макдоналдс или KFC в ближайшие годы наивно — эти бренды сюда даже не смотрят, — продолжает эксперт. — Причина — отсутствие логистики.

Для успешной работы подобных заведений необходимы регулярные поставки продуктов, причем продуктов определенного качества и свежести. Перевозки на Дальний Восток — дело хлопотное и весьма затратное.

— Мы же не можем сбегать на рынок или купить продукты в ближайшем супермаркете. В этом и смысл сетевых заведений общепита — в каком бы городе ты ни был, вкус заказываемого блюда должен быть одинаковым, — говорит Антон Белов. — Чтобы этого добиться, нужно использовать продукты, прошедшие проверку. Доставить их к нам можно только самолетом. При этом количество бортов, которые летят сюда, невелико. А ведь есть еще цветочные салоны, которые оттягивают на себя часть рейсов. Например, у нас после Нового года не осталось ягоды — нужно было срочно заказывать, а поставки срывались из-за нехватки бортов.

Чем известнее бренд, тем тщательнее он относится к своему имиджу. Конечно, организовать бесперебойные поставки реально, но для этого необходимо большое вложение средств. С учетом количества населения на Дальнем Востоке это становится просто невыгодным.

Деньги или продукты

— Одно кафе в Благовещенске, парочка в Хабаровске и Владивостоке — для больших франшиз это несерьезные объемы. Им проще и выгоднее открыть новые заведения в центре России. Ведь, по сути, франшизы широко представлены только в пяти городах нашей страны — Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Новосибирске и Екатеринбурге, — рассказывает другой ресторатор, занятый в сфере франчайзинга. — В центре России еще много «белых пятен» на карте. Если у Дальнего Востока проблема с доставкой продуктов, то у жителей центральных регионов — с деньгами.

Не секрет, что зарплата у горожан в средней полосе России значительно ниже по сравнению не только с москвичами, но и с дальневосточниками. И для них чек в 500—700 рублей, приемлемый для Благовещенска, — роскошь. По подсчетам аналитиков, доходы заведений общепита в центральных городах России в 2—3 раза ниже, чем в столице, Владивостоке или в Якутии.

Поэтому свои преимущества для франчайзинга Дальний Восток все же имеет. Вопрос — кто еще из федеральных сетей готов сделать ставку на далекий, но зато неизбалованный франшизами Благовещенск?

72% процента представленных на российском рынке франшиз — отечественные

Сабвэй где-то рядом

Несколько месяцев в торгово-развлекательном центре «Острова» висел плакат с многообещающей надписью «Сабвэй». Однако попробовать всемирно известные сэндвичи благовещенцам так и не удалось — на его месте появилось другое кафе. Но, по неофициальным данным, франшизу «Сабвэя» приобрел один из жителей города, и в будущем он планирует все же открыть кафе.

Модный фастфуд

Веяния моды имеют отношения не только к одежде и обуви, но и к общепиту. Неувядающей классикой здесь читается американский фаст-фуд. До последнего времени на западе России был весьма популярна японская еда, но теперь интерес к ней стал падать. Сегодня в тренде — восточная кухня: узбекская, кавказская. Популярные сети —«Восточный базар», «Чайхона № 1». В том, что восточные сетевые кафе появятся со временем и в Благовещенске, рестораторы не сомневаются. Но какие именно бренды придут на наш рынок и будут ли здесь популярны, неизвестно. Ведь средний чек в подобных заведениях составляет одну-две тысячи рублей.

Франшиза на месте

Помимо федеральных сетей общепита, в Приамурье представлены дальневосточные и даже амурские франшизы. Например, столовую «Копейка» можно обнаружить только в Благовещенске, Хабаровске и во Владивостоке. А известная в столице области «Центральная» кофейня открыла по франчайзинговому проекту свое заведение в Белогорске. И, судя по информации на сайте, готова и дальше работать по франшизе. Есть в Благовещенске и подделки под сетевые кафе. Например, представленная в нескольких торговых центрах «Крошка-картошка» не имеет ничего общего с одноименным всероссийским брендом — Благовещенска в списке заведений этой сети нет вообще.

Отраслевая структура франчайзинга в России 

46 розничная торговля

22 предприятия питания (для сравнения: в мировой структуре франчайзинга этот показатель 26%)

11 бытовое обслуживание

7 развлечения, путешествия, спорт

5 обслуживание бизнеса

3 учебные центры

3 охрана здоровья

2 автотранспорт

1 строительные услуги

*Данные сайта izvestia.ru

Самые выгодные франшизы

1-е место — общепит

2-е место — торговля

3-е место — бытовые услуги

4-е место — авто

5-е место — детские франшизы

  *  По данным журнала Franchisee.

Цифра:

100—120 тысяч долларов — столько готовы тратить большинство российских предпринимателей на открытие кафе по франшизе. Для сравнения: чтобы открыть «Ростик’с-KFC» в торговом зале, необходимо 250 тысяч долларов. Для отдельной площади в 250—300 квадратных метров нужно не меньше 450 тысяч долларов.

Данные fransh.ru