Мистическая история в 1967 году была экранизирована в традициях соцреализма — линейно, последовательно и одномерно, и оттого фильм, на мой взгляд, вышел куда страшнее, чем мог бы вообразить сам Гоголь.
Еще одна причина — «Вий» был банально вырван из контекста. Ведь у Гоголя эта повесть — не отдельная история, это часть цикла «Миргород», который начинает бытописание «Старосветские помещики», продолжает героический эпос из прошлого «Тарас Бульба», только затем идет простонародное предание «Вий». И завершает цикл смешная до нелепости история «О том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», которая полностью снимает трагическое напряжение, созданное «Вием». А вывод чисто гоголевский: «Скучно жить на этом свете, господа».
«Вий», который на выходных начал победное шествие по российским экранам, по-моему, больше соответствует гоголевской эстетике, чем фильм-предшественник. Даже несмотря на придуманную сценаристами линию с «британским ученым», его любовной историей и голубиной почтой. Кстати, эта житейская история, являющая мадонну с младенцем, хоть и из-за границы, как раз и противостоит ирреальному злу, в которое погрузился после смерти Панночки отдельно взятый украинский хутор.
В фильме Олега Степченко — все по Гоголю, который смело ввел в литературу мощный фольклорный пласт с его мистикой, юмором, героизмом и уникальными народными типажами. Вот простоватые бурсаки, идущие на каникулы пешком на свои хутора и промышляющие пением канонов. А вот кузнец-самородок Тарас (Виктор Бычков), изобретающий летательные аппараты, которые только приземляться не умеют. Прекрасные хуторские красавицы пускают венки по воде, гадая на суженых. Парубок Петрусь (Алексей Чадов), влюбленный в свою Настусю (Агния Дитковските) и готовый достать для нее хоть черевички с ноги самой царицы. А стражники Оверко и Дорош, не раз в ратном бою спасавшие жизни друг другу, но поубивавшие друг друга за тысячу червонных, которую не сумели поделить? Это все Гоголь.
Фольклорный элемент в виде Вия и его свиты также присутствует в избытке и очень пугает, особенно слабонервных. Правда, в какой-то момент становится ясно, что для кого-то из героев фильма это плод разгулявшейся фантазии, а для кого-то — итог чрезмерного злоупотребления горилкой.
Старый казак Явтух стал последней ролью Валерия Золотухина. Хитроватый, но мудрый хуторянин из тех, что на мякине не проведешь, сразу понимает, где кончается мистика и начинаются интриги, и становится одним из главных разоблачителей зла. Полюс зла — священник Паисий, несомненная актерская удача Андрея Смолякова. В его персонаже сильно не только гоголевское начало, но и воплощены черты современных «проповедников», объявляющих себя мессиями и уводящих доверчивую паству весьма далеко от христианства.
В финале все, что было поставлено вверх дном изначально, встает с головы на ноги — интриги разоблачены, атеист обретает веру, адепт веры открывает истинное лицо, а влюбленные воссоединяются. Зло наказано, добро торжествует, легенды сложены. Можно снять 3Д-очки и выдохнуть с облегчением: «Скучно жить на этом свете, господа».
КСТАТИ
«Вий» Олега Степченко за первые прокатные выходные собрал 607 миллиона рублей, установив абсолютный рекорд отечественного проката, и обогнав абсолютного рекордсмена — фильм Джеймса Кэмерона «Аватар» (601,8 млн. руб. за первый уикенд российского проката).
Самая лучшая рецензия из тех которые я читала о фильме, все в точку
— ЛюдмилаВЛ (гость)