Зачастую люди попадают на удочку мошенников из‑за стечения обстоятельств.Зачастую люди попадают на удочку мошенников из‑за стечения обстоятельств.

Бешеный поток мыслей прервала отчетливая речь сотрудника полиции, который между тем вступил в телефонный разговор, четко излагая обстоятельства чудовищной истории. 

Ситуация

Человек, представившийся сотрудником полиции и назвавший свою фамилию и должность, спросил у испуганной женщины ее имя-отчество и номер сотового телефона.

«Я сказала, — говорит Елена. — В первую очередь меня, конечно, интересовало, как это произошло».

А случилось, по словам собеседника, это так. На сына Елены напали в супермаркете возле его дома. Трое парней подошли к нему и попытались вытащить из кармана бумажник. Александр начал защищаться, толкнул одного из нападавших, тот упал с лестницы и скончался. Родственники погибшего согласны не заводить уголовного дела всего за 200 тысяч рублей.

— Услышав все это, я сразу спросила: «Куда ехать?» На что мне ответили: «Да вы лучше через карточку передайте, где у вас ближайший банкомат?» Более того, когда я сказала, что такой суммы у меня на руках нет, то они спросили: «А сколько есть?» Затем я попросила к телефону пригласить сына, на том конце ответили: «Он не может говорить, у него губа разбита». Но ведь несколько минут назад он со мной разговаривал, его речь была нормальной! Тут мне все стало ясно. Это развод, — вспоминает Репина. — К тому времени проснулся муж, узнав в чем дело, он пришел к тому же мнению. Чтобы удостовериться в этом, он начал звонить сыну на мобильный.

Но телефон Александра был недоступен, что вновь насторожило родителей. Тем временем собеседники Елены уже начали записывать адрес, на который нужно вызвать такси, чтобы довезти ее до банкомата. Женщина назвала первый попавшийся адрес и положила трубку. Теперь звонить сыну они начали с мужем уже вдвоем. Примерно через 20 минут его телефон вновь появился в зоне доступа, и на вызов ответил сонный родной голос: «Мам, я сплю, ты чего?» Выяснилось, сотовый Александра разрядился еще на работе, а у бабушки парень поставил его на зарядку, включив чуть позднее. Совпадение.

Разоблаченные «полицейские» еще долго названивали Репиным по стационарному телефону и мобильному. Через некоторое время глава семьи взял трубку и пригрозил сообщить об «убийстве» в полицию.

«Я до сих пор не понимаю, как так можно было скопировать голос моего сына, — недоумевает Елена Репина. —  Отчетливо помню, что он был очень похож! Может, голос сына как-то прослушали и скопировали?»

Директор Амурского регионального отделения Дальневосточного филиала ОАО «МегаФон» Владимир Седов, к которому мы обратились за консультацией, поясняет, что в данном случае копирования с помощью современных технологий не было. Как правило, имитируя голос родственников, мошенники зачастую либо говорят полушепотом, либо напротив — слишком эмоционально, чуть не плача, дабы максимально исказить его, как и было в случае с Еленой. Одни из самых распространенных мошеннических схем с мобильными телефонами — операции с банковскими картами, мошенничество с короткими номерами и с якобы прекращением уголовных дел.

«Хоть вроде все и закончилось, не могу успокоиться. Голос в трубке был, несмотря на «рабочий» фон в трубке, настолько похож на родной голос сына! —  недоумевает Елена. — Вроде здравый смысл говорит о том, что это мое воображение и нужно успокоиться. Но все эти совпадения: он тогда не ночевал дома, звонок раздался сразу после окончания смены, телефон отключился. Не знаю что и думать». 

Всякое бывает

Зачастую, по мнению начальника следственного отделения по расследованию неочевидных преступлений общеуголовной направленности следственного управления благовещенской полиции Анастасии Макаренко, люди попадают в подобные ситуации из-за стечения обстоятельств. Как правило, мошенники не знают ни о составе семьи своих «жертв», ни тем более того, что в данный момент этого члена семьи нет дома. Действуют наобум. И иногда — удачно.

Так, недавно в Благовещенске в ловушку мошенников попал 10-летний мальчик. Его родители ушли в кино, через какое-то время зазвонил телефон, и неизвестные рассказали о том, что его мама и папа попали в аварию, поэтому врачам срочно нужны деньги на их лечение. Ребенок нашел все заначки и отдал примчавшемуся за считанные минуты курьеру. Через некоторое время из кино вернулись родители.

В похожей ситуации оказалась и ректор одного из вузов. В октябре прошлого года ей позвонил парень, представившийся сотрудником прокуратуры, который рассказал, что на территории ее вуза студенты продавали наркотики. Для разбирательства ректору необходимо было проехать в прокуратуру. По дороге ей позвонил все тот же молодой человек и попросил положить  деньги на телефон. Дважды. Причем сумма оказалась немаленькой — в общей сложности пять тысяч рублей. Естественно, когда женщина приехала в прокуратуру, там ее никто не ждал. Телефон, с которого ей звонили, к тому времени был уже недоступен. Уголовное дело возбудили в конце декабря, когда было установлено, что звонок поступил из Краснодарского края.  

«Стоит отметить, что часто у телефонных преступников грамотная, хорошо поставленная речь, они употребляют профессиональные термины, — добавляет Анастасия Макаренко. — Иначе как же внушить доверие людям?»

Кроме того, одним из распространенных вариантов «развода» в последнее время стал крупный выигрыш. Людям приходят смс с примерным текстом «Поздравляем! Вы выиграли миллион (два, три…), чтобы его получить, необходимо заплатить налог на такой-то счет». Доверчивые граждане идут в банк и перечисляют требуемую сумму — для начала 20 тысяч рублей. Затем им поступает следующая смс, в которой говорится, что необходимы еще деньги. В конце концов «счастливчику» приходит «код активации выигрыша», с которым он идет в банк и просит там свой миллион (два, три…), на что сотрудники только пожимают плечами. 

Совет специалиста: возьмите себя в руки

«Необходимо избегать или сводить к минимуму передачу номера кредитной карточки, PIN-кода, пароля и другой конфиденциальной информации, — объясняет Владимир Седов. — А на просьбу вернуть якобы ошибочно зачисленные на ваш номер средства нужно предложить обратиться к оператору. И конечно, перезванивайте непосредственно человеку, с которым якобы случилось несчастье, или тому, кто находится рядом с ним. К сожалению, как показывает практика, такие действия, на первый взгляд очевидные, из-за стресса граждане выполняют не всегда».