— 25 лет — это возраст целого поколения, — отметил на торжественном собрании, которое прошло в благовещенском Общественно-культурном центре, губернатор Приамурья Олег Кожемяко. — Память о той войне не меркнет в сердцах тех, кто там служил, кто ждал своих родных и близких. Амурчане достойно выполнили свой долг в той войне, в том числе ценой собственных жизней.
«До сих пор снится Афган, не так часто, как раньше, но во сне еще воюем», — признались практически все ветераны.
— Я служил в Афганистане в 1987—1988 годах, в это время вывод наших войск уже начался, — вспоминает Андроник Гозалян. — Мы сопровождали колонны, искали душманов. Приходилось участвовать и в боевых действиях. Помню практически каждый день, но особенно запомнился четырехдневный бой, когда мы охраняли взлетно-посадочную полосу в Кандагаре. Четверо суток практически без передышки «духи» пытались захватить плацдарм, но мы его отстояли. Эта война навсегда останется с нами.
Для Александра Боржко, руководителя амурского отделения ДОСААФ России, война в Афганистане закончилась 30 лет назад.
— Конец любой войны — всегда праздник. Я покинул Афганистан в 1984‑м. Но то ощущение, когда мы видели прямую трансляцию выхода ребят по телевизору, я никогда не забуду. Мы собрались с ребятами-афганцами, смотрели, и у всех — у здоровых мужиков — текли слезы. В Афганистане я был командиром танкового взвода, командиром разведывательного взвода и командиром танковой роты. Все помню. Но самое страшное было не во время боевых действий, а когда я согласился отвезти «груз 200» во время отпуска (за это давали десять суток дополнительно). Это были самые страшные дни, когда пришлось смотреть в глаза матери погибшего парня. Помню и тех, кто погиб. Особенно тяжело вспоминать, как посадили солдатика из мотострелковой роты ко мне на «броню». Совсем пацан, он во время первой же операции натер ноги. Мы прорывались в кишлак, стреляли по мне — по офицеру, но попали в парнишку. До сих пор помню его глаза… О таких моментах стараешься не думать, но они возвращаются.
Несмотря на тяжелые воспоминания, Александр Боржко мечтает вновь вернуться в Афганистан.
— Хочется проехать по местам, где я служил. Тянет… Когда приземляешься в Кабуле, вдыхаешь афганский воздух, с пылью, песком… Я чувствовал этот воздух, когда смотрел фильм «Девятая рота». Всякое было, но плохое забывается. Мне сегодня в два ночи позвонил бывший сослуживец, поговорили, вспомнили. Прошло столько лет, а настоящая мужская дружба, преданность — не забываются.
Как и многих ветеранов-афганцев, Александра Владимировича возмущают разговоры о ненужности той войны.
— Война никому не нужна, но необходимость ввода советских войск в Афганистан была однозначно! Мы защищали интересы своей страны — Советского Союза. Если бы зашли американцы и начали разворачивать ракетные комплексы средней дальности, то под ударом оказалась бы Россия до самого Урала. Нам бы пришлось перестраивать экономику страны, наращивать силы на юге, Советский Союз бы понес миллиардные убытки, и это в лучшем случае.
Но и в мирное время приходится порой повоевать. Об этом не понаслышке знает руководитель амурского отделения Союза ветеранов Афганистана Валерий Вощевоз.
— В области проживает более 700 ветеранов-афганцев. Живут по‑разному. Есть и проблемы, больше всего в предоставлении санаторно-курортного лечения и, конечно, собственного жилья. Около 700 ветеранов локальных конфликтов сегодня стоят в очереди на улучшение жилищных условий. Что пожелать ветеранам-афганцам? Нам есть чем гордиться! Я неоднократно бывал в Афганистане уже после войны, я видел отношение местных жителей к советским солдатам и офицерам. Уважение бывшего противника — большого стоит. Главное, здоровья вам, ребята! И вечная память тем, кто не вернулся.
9 лет один месяц и 19 дней продолжалась война в Афганистане.
620 тысяч советских солдат и офицеров служили в Афганистане, более 3000 — из Амурской области.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии