За семью замками
Вместе с Галиной Владимировной мы спускаемся по лестнице вниз, в отдел основного хранения — это сердце главной библиотеки Приамурья, где на огромных стеллажах лежит около 500 тысяч книг. Тут всегда полумрак — печатное богатство прячут не только от солнечных лучей, но даже от электрического света, особенно периодические документы.
Хозяйка основного фонда достала связку ключей и открыла одну из железных дверей. Из помещения сразу пахнуло стариной. Здесь находятся самые редкие библиотечные экземпляры, а также негативы и позитивы газет прошлого века.
— Бумага, как и человеческая кожа, имеет разные показатели жирности, сухости, кислотно-щелочной баланс. Поэтому перед реставрацией мы обязательно определяем кислотность специальным прибором — он называется PH-метр, — рассказывала мастер реставрации, пока мы разглядывали книжные раритеты. — К примеру, газетная бумага очень кислая, потому что более 75 процентов в ее составе — это древесина. Вы, наверное, обращали внимание, что от света газеты быстро желтеют, а те странички, что в тени, остаются белыми? Это все из-за высокой кислотности. Сохранить периодику гораздо сложнее — страницы со временем крошатся. Поэтому газеты начала 20-го века мы переводим на микропленку.
Щелчок еще одного замка, и Галина Балюк распахнула дверцы металлического шкафа, где хранится 31 особо ценный экземпляр. Это книжные памятники, которые планируют ввести во всероссийский реестр. Мне посчастливилось подержать в руках самую старую книгу амурского библиофонда — «Описание земли Камчатки, сочиненное Степаном Крашенинниковым» 1755 года издания. Рядом на полке еще один раритет — «Русский временник», вышедший в свет в конце 18-го века.
Штучная специальность
Зачитанные до дыр, с пожелтевшими страницами и разводами от плесени тома столетней выдержки попадают в руки реставраторов. До прошлого года таких специалистов в главной библиотеке Приамурья не было. Галина Балюк стала первой. Искусству книжной реставрации она обучалась у профессионалов в Федеральном центре консервации библиотечных фондов при Российской национальной библиотеке. Это стало возможным только после того, как областная библиотека закупила переплетно-реставрационное оборудование за счет финансовой поддержки регионального бюджета.
Беда современных книг — клеевая основа: уже при первом раскрытии листья выпадают. Спасти книжки помогут в областной библиотеке. За недорогую плату специалисты сделают крепкий переплет.
Амурчанка увозила с собой в Санкт-Петербург пять старинных книг о краеведении, в том числе «Обзор Амурской области за 1890 год». Таково было условие: осваивать мастерство реставрации на своем материале. За время питерской командировки она успела «вылечить» три старинных краеведческих тома.
— Эти книги у нас постоянно спрашивают историки, студенты вузов, школьники, которые занимаются исследовательской работой. Если бы только видели, в каком раньше они были состоянии! — Галина Владимировна показала еще один увесистый том под названием «Кормовые растения» 1909 года выпуска. — Это тоже редкое издание и очень востребованное — область ведь у нас сельскохозяйственная. Посмотрите, книга зачитана до дыр, листочки вылетают, обрезы, надломы. Видно, что использовался клей ПВА — все это надо счищать.
Книжные ювелиры
Каждая книга при реставрации требует индивидуального подхода. Сначала собирается совет — специалисты сообща решают, какие процедуры и в каком объеме получит «пациент». Затем книгу фотографируют и заводят на нее «паспорт состояния».
Все реставрационные работы выполняются на столе с подсветом. Первым делом с книги снимают обложку, расшивают ее и разбирают постранично. Каждый листок обязательно подписывается, чтобы при переплетении не перепутать. Следующий этап — водные процедуры. С каждого листа пыль времен смывают в три приема: сначала в обычной проточной воде, затем с добавлением аммиака, а потом еще с глицерином.
300
тысяч рублей потратила хабаровская библитека на рестоврацию одной старинной книги
Реставраторы-книжники используют такие же инструменты, как и хирурги. Под рукой у них марлевые тампоны, иглы, скальпель… Все дырочки «латают» специальной реставрационной бумагой, которая не должна отличаться от оригинала. Ну и терпение же на все это надо иметь!
— Работа у нас, как у ювелиров, — требует огромного внимания и осторожности: бумага, если ей более 100 лет, — материал хрупкий, — с улыбкой заметила Галина Балюк. — Причем реставрация — дело не только кропотливое, но еще и очень дорогостоящее. К примеру, в Хабаровской краевой библиотеке на реставрацию только одной старинной книги затратили более 300 тысяч рублей. Не каждая библиотека может себе это позволить.
Сегодня Галина Владимировна обучает искусству книжной реставрации свою подчиненную и радуется, что у Елены Шумиловой все отлично получается. Многие уникальные экземпляры, которые из-за ветхости не могли выдавать читателям, теперь получат вторую жизнь. Только в этом году в Амурской областной библиотеке запланировали «вылечить» 400 книг.
Чтобы книги дольше хранились
— Не вытаскивайте книгу из ряда, держась за корешок.
— Не раскрывайте ее более чем на 180 градусов. — Не загибайте края страничек — бумага ссыхается и уголки отламываются. Чтобы не потерять место, до которого дочитали, используйте закладку.
— Храните тома в шкафу с закрытыми дверцами — это предохранит их от пыли.
Как «вылечить» книгу в домашних условиях
> Главное правило реставрации книги на дому — закинуть скотч подальше, чтобы невзначай не скрепить им страницы. > Подклеивать листы нужно с помощью тонкой бумажной ленты (можно взять бумагу для оргтехники — она нейтральная и хорошего качества) и крахмального клея (клейстера). В случае неудачи такую починку можно будет легко отменить, стерев остатки клейстера влажным тампоном.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии