• Реставратор Елена Шумилова: «Конечный результат реставрации чаще всего получается не очень скоро».
  • Елена Шумилова: «Конечный результат реставрации чаще всего получается не очень скоро».
  • Реставратору приходится выполнять операции от расшивки томика до восстановления тиснения на форзаце.
  • Бумага, как и человеческая кожа, имеет разные показатели жирности, сухости, кислотно-щелочной баланс
  • Дырочки закрываются специальной реставрационной бумагой, которая не должна отличаться от оригинала.
  • Галина Балюк: «Каждая книга требует индивидуального подхода».

За семью замками

Вместе с Галиной Владимировной мы спускаемся по лестнице вниз, в отдел основного хранения — это сердце главной библиотеки Приамурья, где на огромных стеллажах лежит  около 500 тысяч книг. Тут всегда полумрак — печатное  богатство  прячут не только от солнечных лучей, но даже от электрического света, особенно периодические документы.

Хозяйка основного фонда достала связку ключей и открыла одну из железных дверей. Из помещения сразу пахнуло стариной. Здесь находятся самые редкие библиотечные экземпляры, а также негативы и позитивы газет прошлого века. 

— Бумага, как и человеческая кожа, имеет разные показатели жирности, сухости, кислотно-щелочной баланс. Поэтому перед реставрацией мы обязательно определяем кислотность специальным прибором — он называется PH-метр, — рассказывала мастер реставрации, пока мы разглядывали книжные раритеты. — К примеру, газетная бумага очень кислая, потому что более 75 процентов в ее составе — это древесина. Вы, наверное, обращали внимание, что от света газеты  быстро желтеют, а те странички, что в тени, остаются белыми? Это все из-за высокой кислотности. Сохранить периодику гораздо сложнее — страницы со временем крошатся. Поэтому  газеты начала 20-го века мы переводим на микропленку.

Щелчок еще одного замка, и Галина Балюк распахнула дверцы металлического шкафа, где хранится 31 особо ценный экземпляр. Это книжные памятники, которые планируют ввести во всероссийский реестр. Мне посчастливилось подержать в руках самую старую книгу амурского библиофонда —  «Описание земли Камчатки, сочиненное Степаном Крашенинниковым» 1755 года издания. Рядом на полке  еще один раритет — «Русский временник», вышедший в свет в конце 18-го века. 

Штучная специальность

Зачитанные до дыр, с пожелтевшими страницами и разводами от плесени тома столетней выдержки попадают в руки реставраторов. До прошлого года таких специалистов в главной библиотеке Приамурья не было.  Галина Балюк стала первой. Искусству книжной реставрации она обучалась у профессионалов в Федеральном центре консервации библиотечных фондов при  Российской национальной библиотеке. Это стало возможным только после того, как областная библиотека закупила переплетно-реставрационное оборудование  за счет финансовой поддержки регионального бюджета. 

Беда современных книг —  клеевая основа: уже при первом раскрытии листья выпадают. Спасти книжки помогут в областной библиотеке. За недорогую плату специалисты сделают крепкий переплет.

Амурчанка увозила с собой в Санкт-Петербург пять старинных книг о краеведении, в том числе «Обзор Амурской области за 1890 год». Таково было условие: осваивать  мастерство реставрации на своем материале. За время питерской командировки она  успела «вылечить» три старинных краеведческих тома.

— Эти книги у нас постоянно спрашивают историки, студенты вузов, школьники, которые занимаются исследовательской работой.  Если бы только видели, в каком раньше они были состоянии! — Галина Владимировна  показала еще один увесистый том под названием «Кормовые растения» 1909 года выпуска. — Это тоже редкое издание и очень востребованное — область ведь у нас сельскохозяйственная. Посмотрите,  книга зачитана до дыр, листочки вылетают, обрезы, надломы. Видно, что использовался клей ПВА — все это надо счищать.

Книжные ювелиры

Каждая книга при реставрации требует индивидуального подхода. Сначала собирается совет — специалисты сообща решают, какие процедуры и в каком объеме получит  «пациент». Затем книгу фотографируют и заводят на нее «паспорт состояния».

Все реставрационные работы выполняются на столе с подсветом. Первым делом с книги снимают обложку, расшивают ее и разбирают постранично. Каждый листок обязательно подписывается, чтобы при переплетении не перепутать. Следующий этап — водные процедуры.  С каждого листа пыль времен смывают в три приема: сначала в обычной проточной воде, затем с добавлением аммиака, а потом еще с глицерином.  

300

тысяч рублей потратила хабаровская библитека на рестоврацию одной старинной книги

Реставраторы-книжники используют такие же инструменты, как и хирурги.  Под рукой у них марлевые тампоны, иглы, скальпель… Все дырочки  «латают» специальной реставрационной бумагой, которая не должна отличаться от оригинала.  Ну и терпение же на все это надо иметь! 

— Работа у нас, как у ювелиров, — требует огромного внимания и осторожности: бумага, если ей более 100 лет, — материал хрупкий, — с улыбкой заметила Галина Балюк. — Причем реставрация — дело не только кропотливое, но еще и очень дорогостоящее. К примеру, в Хабаровской краевой библиотеке на  реставрацию только одной старинной книги затратили более 300 тысяч рублей.  Не каждая библиотека может себе это позволить.

Сегодня Галина Владимировна обучает искусству книжной реставрации свою подчиненную и радуется, что у Елены Шумиловой все отлично получается. Многие уникальные экземпляры, которые из-за ветхости не могли выдавать читателям,  теперь получат вторую жизнь. Только в этом году в Амурской областной библиотеке запланировали «вылечить» 400 книг.

 Чтобы книги дольше хранились

— Не вытаскивайте книгу из ряда, держась за корешок.

— Не раскрывайте ее более чем на 180 градусов. — Не загибайте края страничек — бумага ссыхается и уголки отламываются. Чтобы не потерять место, до которого дочитали, используйте закладку.

— Храните тома в шкафу с закрытыми дверцами — это предохранит их от пыли.

Как «вылечить» книгу в домашних условиях

> Главное правило реставрации книги на дому — закинуть скотч подальше, чтобы невзначай не скрепить им страницы. > Подклеивать листы нужно с помощью тонкой бумажной ленты (можно взять бумагу для оргтехники — она нейтральная и хорошего качества) и крахмального клея (клейстера). В случае неудачи такую починку можно будет легко отменить, стерев остатки клейстера влажным тампоном.

Возрастная категория материалов: 18+