Вместе с тем, по данным мониторинга компании-перевозчика забайкальского филиала ОАО «ФПК», загруженность поездов Благовещенск — Москва едва дотягивает до 50—60 процентов. Напомним, накануне дочернее предприятие РЖД ОАО «Федеральная пассажирская компания» приняло решение об отмене с 1 июня движения поездов по направлениям Благовещенск — Москва и Благовещенск — Владивосток, главной причиной которого стала убыточность этих маршрутов. Глава региона Олег Кожемяко обратился к премьер-министру страны Дмитрию Медведеву с просьбой сохранить поезда.
После решения об отмене поездов у небогатых пассажиров и рядовых железнодорожников появился еще один повод почувствовать себя в своей стране, как в тылу врага — партизанами, попавшими в окружение. А у перевозчиков — повод еще раз отметить, что ничего страшного не произошло, так как у амурчан, несмотря ни на что, все еще остается масса возможностей добраться до западных и восточных регионов России — пусть с переплатой и пересадками.
Расходы больше доходов
По словам начальника забайкальского филиала ОАО «ФПК» Сергея Овчинникова, в ведение которого входит поезд Благовещенск — Москва, по итогам прошлого года и первого квартала 2014 года поезд признан убыточным.
— Доходы от работы поезда покрывают расходы на его содержание лишь на 80 процентов. Главная причина — населенность поездов по этому маршруту составляет 50-60 процентов. Причем лишь один-два процента от всех пассажиров едут от начала и до конца маршрута. Основная масса пассажиров курсирует на участке от Читы до Москвы, — сказал Сергей Александрович. — В итоге мы не получаем от поезда никакого дохода. Но он должен приносить доход или хотя бы покрывать расходы, иначе какой смысл его содержать? Анализ ситуации в этом году показывает, что пассажиров стало еще меньше. Люди все чаще предпочитают добираться до Москвы самолетом, а на небольшие расстояния путешествуют автобусами.
В то же время, по словам проводников, занятых на маршруте Благовещенск — Москва, поезд никогда не ходит пустым — пассажиров хватает. В железнодорожных кассах заверяют, что билеты на этот поезд хорошо продаются, особенно в летний период, когда пассажирам приходится даже охотиться за ними. То же самое говорят о поезде Благовещенск — Владивосток — летом билет на него не достать. «В летний сезон на это направление у нас моментально раскупают билеты — даже не знаем, как теперь будем людей вывозить», — сетуют кассиры.
Еще один поезд, по словам перевозчиков, не являющийся рентабельным — Благовещенск — Чита. Среди рядовых железнодорожников уже поползли слухи о его отмене. Однако, по словам Сергея Овчинникова, речь об этом пока не идет.
— Мы понимаем, что это социально значимый поезд. Мы не планируем его закрывать — вопрос в том, как вывести его на рентабельный уровень, чтобы расходы и доходы были сопоставимы, — подчеркнул Сергей Александрович. — Мы бы хотели обсудить ситуацию по этим двум поездам — Благовещенск — Москва и Благовещенск — Чита — с руководством Амурской области. В понедельник мы направили в правительство региона обращение с целью собрать общее совещание по этому вопросу. Я считаю, что можно найти способы сохранить оба поезда.
Вместе с тем в правительстве области предпринимают другие шаги по разрешению этой неприятной для региона ситуации. В адрес премьер-министра Дмитрия Медведева, министра транспорта РФ Максима Соколова, полпреда президента в ДФО Юрия Трутнева и руководителя ОАО «РЖД» Владимира Якунина накануне были направлены обращения с просьбой изыскать возможность сохранить поезда.
До Москвы — из Белогорска и Читы
Вместо одного прямого поезда из Благовещенска на запад, с лета у амурчан появится большой выбор разнообразных возможностей добраться до центральных регионов страны. В первую очередь сделать это можно будет через Белогорск. Оттуда в сторону столицы идут семь пар поездов по пяти маршрутам: Москва — Владивосток, Новосибирск — Владивосток, Москва — Хабаровск, Новокузнецк — Владивосток, Пенза — Владивосток. Правда, добираться будет дороже и хлопотнее — за счет пересадок. В среднем билет до перевалочного пункта сейчас стоит от 500 рублей. Кроме того, уехать на запад можно и из Читы, откуда идут поезда по направлениям: Москва — Чита, Челябинск — Чита, Новосибирск — Нерюнгри и Иркутск — Забайкальск. Попасть в Читу можно на поезде Благовещенск — Чита, который ходит через день. Билет на него стоит примерно от 1 500 рублей.
Летом из Благовещенска в центральную часть страны все же пустят состав, который будет ходить два раза в неделю по маршруту Благовещенск — Адлер.
Кадры не решают ничего
Проводница с 20‑летним стажем Наталия Иванова (имя изменено. — Прим. ред.) узнала о том, что поезд Благовещенск — Владивосток отменили, из районной газеты. А о том, что поезд Благовещенск — Москва, на котором она работает уже больше десяти лет, также перестанет курсировать, — на вокзале Благовещенска.
— Сотрудницы касс мне сказали — поезда закрывают, нас всех уволят, — рассказывает женщина. — Мои коллеги — молодые девчонки — звонили председателю нашего профкома и плакали: а что делать, если они останутся без работы с двумя детьми на руках и ипотекой? Мы все очень надеемся, что поезд отстоят. Люди боятся, что их уволят. А если не уволят, то переведут на работу далеко от дома — сложно работать в Чите, если живешь в Благовещенске.
В «Вагонном участке Благовещенска» телеграммы об отмене поездов от своей головной компании — забайкальского филиала ФПК — получили вовремя, но сообщить об этом решении всем 230 проводникам в один момент невозможно — они постоянно в рейсах. Всего на предприятии трудятся 362 человека — все они задействованы на обслуживании поездов, следовавших из Благовещенска в Москву. На этих же поездах работают и сотрудники пассажирского депо в Шимановске — по информации областного правительства, из-за отмены поездов в общей сложности около 720 работников обоих предприятий могут остаться без работы.
Однако у компании-перевозчика другие данные.
— В летний период никакого сокращения штатов не планируется. Мы сейчас согласовываем возможность прицепить дополнительные вагоны к транзитным поездам, следующим в Москву и во Владивосток. Учитывая, что в летний пик во Владивосток из Благовещенска отправляется не более 200 человек, а в Москву — не более 170, мы рассматриваем возможность дополнительно прицепить три-четыре вагона, чтобы вывезти людей. Кроме того, это создаст рабочие места для наших сотрудников, — говорит Сергей Овчинников. — Также поезд Благовещенск — Чита, который ранее формировался в Чите, с лета будет обслуживаться в Благовещенске. На лето будут прицеплены два дополнительных вагона на поезд по направлению от Шимановска до Хабаровска. Но когда летний период кончится, действительно встанет вопрос о трудоустройстве около 150—170 человек. Пока работа для них не просматривается, но мы сделаем все возможное, чтобы сохранить наши кадры. Вместе с тем я не исключаю, что осенью возможно частичное сокращение штата.
Проблема шести человек
По словам представителей компании-перевозчика, направления Благовещенск — Москва и Благовещенск — Владивосток стали убыточными не в одночасье. Пассажиропоток на этих маршрутах снижается уже последние несколько лет. Но в этом году ситуацию усугубило решение президента Владимира Путина «заморозить» тариф на пассажирские перевозки, а также и то, что объемы государственного субсидирования таких перевозок уменьшились. «Все это делает убыточные поезда еще более убыточными», — говорит замначальника дальневосточного филиала ФПК Алексей Шишко.
В ведении компании находится поезд Благовещенск — Владивосток, принесший за прошлый год 100 миллионов рублей убытков.
— Если правительства регионов, через которые проходит состав, готовы их компенсировать, то поезд будет жить. Но его населенность ниже 60 процентов, и лишь шесть процентов пассажиров едут от начала и до конца маршрута. Отмена этого поезда — проблема шести человек. Думаю, это не является проблемой для региона. Потому что основная масса людей путешествует от Благовещенска до Хабаровска и от Хабаровска до Владивостока. Именно поэтому мы сделаем рейс из Благовещенска в Хабаровск ежедневным, — говорит Алексей Шишко. По его словам, сокращать штат в связи с отменой поезда не планируется — сотрудников перераспределят на другие направления.
В то же время, поезд Благовещенск — Владивосток останавливался на самых маленьких полустанках Архаринского и Бурейского районов области, что позволяло жителям этих территорий задешево перемещаться по региону. Поезд Благовещенск — Хабаровск, предложенный в качестве альтернативы отмененному маршруту, — фирменный, и билеты на него стоят дороже. Так, билет от Благовещенска до Архары на отмененном поезде стоит от 375 рублей (сидячий вагон), на фирменном поездка обойдется как минимум в 1 100 рублей. Кроме того, фирменный поезд делает остановки только в райцентрах. В итоге от отмены больше всего пострадают небогатые жители крошечных поселков из отдаленных районов области, то есть те, кому и сейчас живется тяжелее всех.
Поезда: было — стало — см. инфографику
Возрастная категория материалов: 18+
Геннадий, населенность поезда — конкретный показатель, по определенной формуле рассчитываемый железнодорожниками. Представители компании-перевозчика, комментировавшие ситуацию, настаивали на его использовании.
— И.К.С.Не населённость поездов,а наполненность.Неужели и в газете также?
— Геннадий