О борцах против чистоты
«Проснулся утром – убери свою планету, иначе она вся зарастет баобабами», – поговаривал Маленький принц. Мне иногда кажется, что некоторые люди живут в перевернутом мире и исповедуют диаметрально противоположный принцип: «Проснулся утром – захлами свою планету, чтобы она вся заросла баобабами», — возмущается журналист АП Варвара Носырева.
Баобабы в нашем случае — это мусор, который жители Зазеркалья считают своим долгом оставлять везде, где ни попадя. Особые свойства зрения — не замечать вокруг себя урн, и совести – даже заметив мусорку, все равно бросить обертку, бутылку, окурок или жвачку себе под ноги — помогают таким людям успешно бороться против чистоты.
Полнейшее недоумение вызывают девушки на набережной, щелкающие семечки под скамейку. Вроде и одеты прилично, и мат для связи слов в предложениях не используют, но под ногами — ковер из шелухи.
Таких ненавистников порядка встречаю на каждом шагу изо дня в день и меня начинает потихоньку душить возмущение. Вот ведет машину молодой таксист – одной рукой держась за руль, лузгает семечки и швыряет шелуху в приоткрытое окошко на проезжую часть. На лице нет и тени смущения. Его не волнует, что за ним тянется длинный мусорный след. У меня округляются глаза, когда другой водитель, притормозив на светофоре, открывает дверцу и выставляет на дорогу пластиковую бутылку. Он уехал – мусор остался. Наплевать!
Полнейшее недоумение вызывают девушки на набережной, щелкающие семечки под скамейку. Вроде и одеты прилично, и мат для связи слов в предложениях не используют, но под ногами — ковер из шелухи. Урна находится в метре от девушек, но им даже в голову не приходит отправлять «отходы производства» туда. Проще ведь намусорить и уйти, не испытав ни капли стыда за свой поступок.
У таких вот мусорщиц потом растут дети — мусорята, которые живо берут с родителей пример. И уже нет ничего удивительного в том, что юный школьник, вскрыв, например, мороженое, тут же кидает обертку от него на землю. А ведь еще Маяковский предупреждал: «Вырастет из сына свин, если сын свиненок». Я бы добавила: и если родители той же породы, простите за грубость.
Что уж говорить про ситуации, когда урны рядом нет. По весне сотрудники «Амурской правды» выходят на традиционный субботник и очищают от мусора территорию рядом с редакцией, в том числе и речку Бурхановку. Прогнивший вонючий мусор из речушки шириной в метр выгребаем мешками. На чистую Бурхановку любо-дорого посмотреть. Но эффект весьма кратковременный. Уже спустя пару дней по речной поверхности снова плавает он, мусор. За год, к следующей уборке, воды маленькой Бурхановки снова накопят горы пластиковых пивных бутылок, пакетиков из-под чипсов, фисташек и кириешек, берега снова будут усеяны окурками, битым стеклом и бог еще знает чем. И я очень сомневаюсь, что, даже если бы здесь стояли урны, мусора стало бы в разы меньше. Ничего подобного. Борцы против чистоты все равно старательно обходили бы их стороной, просто не замечая.
А помойки рядом с пятиэтажками, вы их видели? Нечасто встретишь такую, где гниющие бытовые отходы не валяются в радиусе двух метров от контейнеров и не источают зловоние. Я, правда, слышала версию, что это бомжи виноваты, мол, раскидывают мусор. Утверждать ничего не берусь, но все-таки есть подозрение, что и без участия некоторых жильцов тут не обошлось.
Я уже молчу про курильщиков: запустить окурок на тротуар, в траву, на дорогу, с балкона вниз или из окошка машины для большинства — в порядке вещей. Одним окурком меньше, одним больше — какая разница. Почти никто не помнит про то, что начинать нужно с себя. Не так важно, сколько в городе урн. Чувствуя ответственность за чистоту в своем доме, захламлять его не станешь при любом раскладе.
Кому-то совесть не позволяет фантик от конфеты или жвачку бросить в траву, а кто-то, находясь даже в метре от урны, кидает все себе под ноги. Ведь все мусорят, и я буду. Вот когда другие перестанут, тогда может быть и я. А сейчас все равно грязно, почему бы и нет. Так, наверное, рассуждают любители загадить город. Хотя о чем это я? Скорее всего, они вообще никогда не задумывались о том, какой за ними тянется грязный след. К несчастью.