Хороший модельер всегда и везде найдет своего клиента, уверен мастер. Фото: Сергей ЛазовскийХороший модельер всегда и везде найдет своего клиента, уверен мастер. Фото: Сергей Лазовский

Как начать в Москве собственное дело и не прогореть, а удержаться на плаву, на что рассчитывать и чего опасаться, своими идеями экс-амурчанин поделился с корреспондентами АП.

Три года работал «на дядю»

— Здравствуйте, Степан, всегда приятно видеть родные лица.

— А мне всегда приятно приезжать в Амурскую область. Здесь у меня остались друзья, мама… Здесь совсем другая жизнь, тихая, спокойная. Солнышко светит.

— И все же вы покинули насиженное место, оставили раскрученный бизнес. Чем заманила Москва? Поехали за славой или за длинным рублем?

— Меня пригласила на работу крупная торговая обувная компания. Я занимался разработкой и отбором сезонных коллекций аксессуаров (сумки, текстиль, шарфы, палантины, головные уборы, бижутерия). Благодаря второму — экономическому — образованию, курировал деятельность отдела продаж в Москве и производственного отдела Гуанчжоу (Китай). Приглашение на тот момент было заманчивым: хорошая зарплата, оплачиваемая квартира на Арбате. Чего еще желать! Однако мне всегда хотелось заниматься своим делом, создавать собственные коллекции одежды. Надоело работать «на дядю», помогать кому‑то зарабатывать миллионы. Я решил вернуться к тому, с чего начинал.

— А начинали вы…

— Свою первую коллекцию молодежной одежды я создал в 19 лет, будучи студентом АмГУ. После учебы с друзьями-единомышленниками открыли студию «К-17». Почему такое название? Просто сложили все дни рождения, получилось 17. Эта цифра мне приносит счастье. А «К» — это компания. Тяжело оставлять свое дело, людей. Мы в ответе за тех, кого приручили. Но получилось так, что друзья открыли мастерскую и весь коллектив туда ушел. Я о своих уже бывших специалистах постоянно беспокоюсь, интересуюсь, как сложилась их судьба.

— Говорят, дважды в одну реку не ступают. Открывая свой бизнес в Москве, были сомнения, опасения, страхи?

— Были. Начинать с нуля всегда сложно. Везде тяжело, и на Луне тоже. Если подпрыгнешь, то сразу от нее отскочишь. Главное — как к этому относиться. У меня были знания, был неплохой опыт. Небольшой стартовый капитал. За плечами два факультета АмГУ. Имею на руках диплом инженера-конструктора швейных изделий и экономиста. Вырос в деревне, поэтому никакой работы не боюсь. Сейчас у меня студия мужской и женской одежды «Степан Метляев». В перспективе планирую развивать свой бизнес, расширяться, осваивать интернет-продажи, работать со своей тканью. Планирую закупать ее в Марокко, Турции и Италии.

Как ни крути, даже в Москве сарафанное радио  самая беспроигрышная вещь, несмотря на телевидение, радио, интернет и прочие современные технологии.

Сами мы не местные

— Сколько человек занято на вашем производстве?

— У меня работают четыре специалиста. Все они не коренные москвичи, приезжие. Мы только начинаем, потому многие должности совмещаются (администратор, он же технолог). Я — дизайнер, закройщик, портной и бухгалтер в одном лице.

— Сложно ли было подбирать персонал?

— Сложно. Когда я открывал студию в Благовещенске, то обучал персонал с нуля. Брал людей, которые закончили техникум. Поэтому знал, что они умеют и как они умеют. В Москве на это не было времени. Покупал, как говорится, кота в мешке, хотя их возможности и навыки проверял. Есть такое негласное правило бизнеса: если хочешь иметь у себя классного мастера, ты должен ему больше платить.

— А как обстоит дело с раскруткой бренда?

— Лучшая раскрутка — сарафанное радио. Только оно принесет свои плоды. Как ни крути, даже в Москве это самая беспроигрышная вещь, несмотря на телевидение, радио, интернет и прочие современные технологии.

— Что отличает амурский бизнес от московского? Там намного сложнее открывать свое дело?

— Когда я начинал бизнес в Благовещенске, шел 1998 год, время дефолта. Было легко и сложно. Сложно, потому что у меня не было денег, поэтому не было никаких финансовых вложений. А легко — многие предприятия не выдерживали кризис. Конкуренции никакой. У меня был хороший подъем, все закрывались, а я развивался. По большому счету, я стартанул с пустого места в свое производство. В Москве — аналогичная ситуация. Падение доллара, люди боятся открывать свое дело, многие ателье закрываются. А я развиваюсь при относительно небольших вложениях. Я не ждал, что в Москве будет проще, легче и что сам Вячеслав Зайцев мне будет руку пожимать на каждом шагу. Кстати, с великим мастером современности (а я его таким и считаю) недавно общался, был на его юбилее. Чтобы развиваться, не надо на кого‑то рассчитывать, ставить акценты и распылять свое внимание. Его нужно сосредоточить только на себе, своем деле, и тогда ты выплывешь и будешь жить.

— На себя сил хватает, себе одежду шьете?

— Шью, хотя дешевле купить.

— А сколько стоит костюм от Степана Метляева?

— От 25 тысяч рублей. Только пошив, не считая стоимости ткани.

Я всегда считал, что машина должна быть красивой и обязательно красной. Два года назад у меня появился красный  Renault Megane Hatchback.

Москва резиновая

— Степан, вы не первый, кто уезжает за семь верст киселя хлебать. Зачастую бывает наоборот: был здесь известный мастер, журналист, дизайнер, а там пропал, растворился. Таких в Москве миллионы, поэтому и конкуренция большая.

— И в Благовещенске она была немаленькой. Хороший специалист всегда и везде найдет своего клиента, своего почитателя, своего поклонника. Недаром говорят: Москва резиновая. На самом деле она меньше, чем мы думаем. Из Подмосковья каждое утро приезжают тысячи граждан, и Москва растягивается. Вечером они уезжают — Москва сжимается. Я это только здесь понял. Хотя многие, действительно, не находят себя, уезжают обратно. Здесь большая проблема с жильем. Одно дело, когда ты живешь в Благовещенске в своей квартире и получаешь 20 тысяч в месяц, другое — если ты живешь в столице и только за съемное жилье платишь от 30 тысяч рублей. Транспортные расходы немаленькие. Нужно либо очень хорошо зарабатывать, либо иметь в Москве свое жилье, квартплата там гораздо меньше, чем здесь. Я пока собственным жильем не обзавелся. Снимаю и квартиру, и офис, но в центре столицы. Потому что не люблю далеко ездить.

— И все же, как вы приживались в Москве?

— С трудом, за полгода похудел на 20 килограммов. Москву ведь все по-разному воспринимают, кто-то ее с красивой жизнью на красных дорожках ассоциирует, а кто-то с поездками в метро. Я три года так передвигался. Потом мне это надоело, купил машину и теперь ощущаю себя белым человеком. Кстати, от подземки есть польза: человек, добирающийся до нужного места, никогда не опаздывает. Весь путь можно рассчитать по минутам. В пробках тоже есть свои прелести. Если не можешь их объехать, слушай музыку, аудиокниги, учи язык, общайся с друзьями по телефону. Я позитивно отношусь к жизни, к окружающему миру. В Москве я себя чувствую комфортно, если нет, то стараюсь создать комфорт вокруг себя. Для этого окружаю себя комфортными предметами, людьми, ситуациями.

Москвичи нас боятся

— Столица вам улыбнулась и распахнула свои объятия, но стали ли вы здесь своим? Или считают Данилой-мастером, но из провинции?

— В моем окружении москвичей 10 %. Остальные — приезжие. Мы разговариваем на одном языке и понимаем друг друга. Москвичи боятся с нами общаться, думают, что нам от них что‑то нужно, а вдруг мы у них начнем что‑то просить. Даже амурчане, которые обзавелись в столице собственной квартирой, так думают. И не понимают, что я могу дать им больше, чем они мне. Это главный стереотип москвича. В остальном, если мы не посягаем на их кошелек или связи, люди весьма приятные.

25

тысяч рублей и выше — стоит пошить мужской костюм в студии Степана Метляева, и это не считая ткани

Равнение на массовку

— Кто заказывает вашу одежду и на кого она рассчитана?

— В основном мои земляки. Это люди разного статуса. Среди них бизнесмены, журналисты, служащие. Одна из клиенток — известная телеведущая Лена Лазутина, которая переехала из Благовещенска в Москву. Определенной концепции нет. Это мужская и женская одежда — нарядная и повседневная. В дальнейшем я планирую ориентироваться на массового потребителя, создавать более дешевую одежду, чтобы человек с любым достатком мог ее носить.

— Одежда на заказ не пользуется спросом в Благовещенске, а в столице?

— Я тоже этого боялся, потому и не сразу решил открыть ателье. Сначала собирал информацию, насколько индивидуальный пошив востребован в столице. Оказалось, что люди устали от однообразия. Коллекции из раза в раз делаются одинаковыми. Дизайнеры создали базовое платье. Видят, оно пошло в народ, оставляют фасон, меняют только ткань. И гуляет такое платьице три-четыре коллекции, а модницы всегда хотят чего‑нибудь этакого.

— Одежда от Степана Метляева когда‑нибудь появится в Благовещенске?

— Идея такая есть, но пока только идея. Большого производства пока не планирую, но кто знает, что будет дальше. В родном городе открыть свой магазин — только от такой мысли становится приятно.

Возрастная категория материалов: 18+