Элитная услуга
Во времена студенчества у меня была забавная, по мнению подруг, привычка: в сумочке рядом с расческой, помадой и зеркальцем я всегда носила маленький кусочек мыла в маленькой коробочке. Оно появилось там после того, как несколько раз, вернувшись с занятий домой и помыв руки, я видела, какая черная вода с них стекает.
В университет я шла утром, возвращалась зачастую только вечером. В течение дня приходилось и, что называется, куски таскать, и в столовой обедать, а помыть руки перед едой полноценно было негде. В распоряжении студентов были только довольно грязные туалеты, где из кранов в любое время года текла ледяная вода. О такой роскоши, как мыло или сушилка для рук, мы даже не помышляли. В лихие 90-е в материальном плане все скорее выживали, чем жили, и закупка мыла для студенческих туалетов, вероятно, была бы для вуза непозволительной роскошью.
Когда мы с подругами отправлялись в столовую, они «стреляли» мою импровизированную мини-мыльницу. Как ни крути, все мы родом из детства, где громкий лозунг «Мойте руки перед едой!» можно было прочитать на плакатах во всех уважающих себя столовых, кафе, медпунктах и поликлиниках. Поэтому девчонки радостно брали смаженки чистыми руками, забыв про «забавность» моей привычки.
Нынче на дворе XXI век. Средств личной гигиены изобретено столько, что глаза разбегаются. Конечно, крохотная мыльница давно исчезла из моей сумочки, ее место заняли влажные салфетки и жидкий санитайзер для рук. И все же, где бы я ни находилась, именно перед едой хочется помыть руки дедовским способом. «Хочется — помой дома» — видимо, так считают владельцы некоторых благовещенских заведений, в которых есть общественные туалеты. В областном центре Приамурья в этом вопросе, к сожалению, до сих пор царит каменный век. Мыло (особенно жидкое) можно встретить даже не во всех кафе, чего уж говорить об уборных в поликлиниках или торговых центрах. В лучшем случае здесь можно увидеть мыльницу с раскисшим кусочком какого-нибудь доисторического «банного».
Крохотный неухоженный закуток с соответствующими запахами не вписывался в общую картину центра с красиво оформленными и освещенными торговыми отделами, приличным фуд-кортом, современными кинотеатрами и игровыми комнатами.
Недавно с дочерью мы делали покупки в крупном торгово-развлекательном центре. Приехали сюда уже после обеда, но сами пообедать не успели, так как с утра побывали еще в нескольких местах — в поликлинике, аптеке и двух магазинах. Хотелось есть, и дочка стала проситься в кафе здесь же, в центре. Подсчитав, что дома мы будем минимум через час, решила ей уступить. «Пойдем только руки помоем», — привычно предложила я.
После нескольких минут хождения «по стрелкам» туалет был найден. Крохотный неухоженный закуток с соответствующими запахами не вписывался в общую картину центра с красиво оформленными и освещенными торговыми отделами, приличным фуд-кортом, современными кинотеатрами и игровыми комнатами. Мы с дочкой переглянулись, вызвали такси и поехали кушать домашний борщ. Есть немытыми руками в кафе — то же самое, что наспех перехватывать пирожок на улице, держа за бумажку, чтобы не испачкаться. Голод утолить можно, а удовольствие получить — нет.
Позже я подумала, что, вероятно, возможность помыть руки есть и в самих кафешках. Но дела это не меняет. Во всем мире мыло в любых общественных туалетах — это нечто само собой разумеющееся. В том же Таиланде помыть руки без проблем можно даже в полуоборудованных уборных где-нибудь за городом или на пляжах, и только у нас этот элемент личной гигиены до сих пор считается какой-то элитной роскошью.
Все это вызывает искреннее недоумение. Ведь те, кто содержит кафе, рестораны, торговые центры, наверняка тратят немалые средства на рекламу, промоакции, всевозможные бонусы для посетителей. Неужели так сложно и так неподъемно дорого включить в список расходов статью «жидкое мыло для туалета»? К сведению, пятилитровая (!) банка самого дешевого мыла стоит всего пару сотен рублей. При желании рачительные хозяева могут «растянуть» ее, разбавляя водой, как делают, например, экономные китайцы. Ведь забота о комфорте клиентов — это тоже вклад в бизнес, намного больший, чем может показаться. Да что уж там... Это самый лучший промоушен!