На одном из популярных интернет-ресурсов объявлений в разделе «Амурская область» — 1 296 сообщений с пометкой «Для бизнеса», 1 144 — оборудование для бизнеса, 152 — готовый бизнес. Из полутора сотен предложений половина — с пометкой о реализации магазина, кафе или производственной базы в связи с отъездом.
Основная часть объявлений о продаже приходится на Благовещенск. Немудрено — это столица региона. Всего шесть человек предлагают «иногороднее» дело. Например, в Зее продается мастерская по ремонту бытовой техники. В Константиновке, Екатеринославке и Прогрессе ищут новых хозяев магазины продуктов. В Белогорске за 15 миллионов рублей выставлен на продажу автокомплекс под ключ. Как пояснила владелица, в связи с отъездом по семейным обстоятельствам в Краснодарский край. Именно такую причину называют предприниматели чаще всего.
Идет даже не миграция, а перестройка бизнеса. К примеру, перенасыщение розничной сети и общепита приводит к поиску новых форм. Активнее стали заходить на рынок те же фастфуды.
— У меня переезжают родители, и я с ними, — поделился благовещенский бизнесмен, продающий «инновационные технологии» в виде постамата за сумму около 600 тысяч рублей.
«Мы здесь работали временно, по семейным обстоятельствам, и теперь уезжаем обратно в Гуанчжоу», — рассказала хозяйка двух отделов одежды по цене 180 и 200 тысяч рублей. Намерен уехать из областного центра и владелец такого необычного бизнеса, как 4D-аттракционы, стоимостью порядка 590 тысяч рублей «за штуку». В связи с переездом в теплые края за 23 миллиона рублей продается также единственный в областном центре Приамурья кофеньон.
Большинство предпринимателей местом будущего проживания называют солнечный Краснодар. В то же время среди «амурских» объявлений есть сообщение о продаже фирмы по изготовлению жалюзи, окон и дверей в одном из городов Кубани. Стоит фирма в пределах полутора миллионов рублей да еще и с остатком товара на 800 тысяч и с торгом. Как пояснил владелец, нужны деньги выкупить квартиру.
50
тысяч рублей — минимальная цена за готовый бизнес, по данным сайтов. Максимум, который просят бизнесмены,
—
35
млн рублей
— Люди бегут, потому что есть некое неуютство, — говорит о вероятной причине достаточно массовой распродажи в интернете бизнеса президент Амурской торгово-промышленной палаты Лев Танаков. — Например, в программе развития Дальнего Востока относительно Амурской области масштабно расписано об открытии золотодобывающих и рудных предприятий, развитии второй очереди Транссиба и так далее. А где малый бизнес? Ни слова! А налоги для него есть. Вот и едут наши предприниматели в Москву, Подмосковье, Краснодар. Ехали в Белгород, но в связи с событиями на Украине сейчас отток туда немножко приостановился. Достаточно много уехало. К нам в палату, например, обращались предприниматели—члены палаты с просьбой помочь побыстрее продать бизнес: один переезжал в Канаду, другой в Москву. Рыба ищет, где глубже, а человек — где лучше.
— Среди членов союза, которые бы «съехали», у меня примеров нет. Все пока на местах, хотя разговоры уехать на запад, в Краснодарский край, проскальзывают, — отмечает председатель Союза промышленников, предпринимателей и работодателей Амурской области Валерий Паршинков. — Все‑таки молодежь пробивается и готова работать на площадках Приамурья, о чем свидетельствует спрос, например, на участие в поддержке льготным кредитованием венчурного фонда одного из российских банков. Есть примеры, когда возвращаются из того же Краснодара обратно в Благовещенск, потому что там ничего не получилось.
В поисках лучшего климата
Любопытно, что ни один из предпринимателей, переезжающих из Приамурья, не говорит о закрытии бизнеса в 28‑м регионе. Нередко попадаются объявления с пометкой «в хорошие руки», а многие отмечают, что будут строить аналогичный бизнес и в другом регионе.
— Разъезжается не только бизнес — разъезжаются все, в том числе бизнес. Это связано с двумя причинами, — комментирует ситуацию председатель амурского отделения общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опоры России» предприниматель Борис Белобородов. — Общее ухудшение экономической ситуации в стране, в связи с чем уменьшаются платежеспособность и спрос и предпринимателю становится все труднее находить сбыт, уменьшается реализация, соответственно прибыль, и бизнес стагнирует. Люди уезжают в надежде на то, что в другом месте, на ином рынке, ситуация сложится более выгодно. Вторая причина — неблагоприятный природный и инвестиционный климат региона. Дальний Восток далек от федерального центра, поэтому практически все у нас априори дороже на транспортную составляющую. Наценка идет и из‑за климатических условий холодного региона, погода ограничивает виды деятельности и требует дополнительных затрат в связи с «утеплением». Поэтому инвестиционные продукты, принятые на федеральном уровне для всех регионов без учета их особенностей, нам не очень‑то подходят.
Продать радость, подарить ООО
Между тем, как следует из объявлений, продают бизнес под ключ амурчане не только в связи с переездом. Процентов 20 от общего количества объявлений, как выяснилось в беседе с заявителями, реализуется в связи с нехваткой времени или финансов. По уходу за ребенком, например, молодая мама из Благовещенска вынуждена продать магазин радости. Позитивные эмоции стоят нынче недорого — около 140 тысяч рублей. Именно отсутствие времени в связи с развитием другого направления бизнеса послужило причиной продажи караоке-кафе за 3 миллиона рублей.
Основатель некоего ООО даже выставил объявление с пометкой «отдам». В свое время он подарил фирму на бизнес-откуп знакомому. Но у того дело не пошло.
Поводом для продажи доли в микрофинансовой организации, как пояснили на том конце провода, послужил инвестиционный фактор: вложений потребовало другое направление бизнеса, так что «капитал» совладелец выставил на продажу. «Окупаемость хорошая, персонал квалифицированный, но сразу потребуются вливания в размере 5—6 миллионов рублей», — предупредил продавец. Чтобы выручить сумму на развитие бизнеса, подал объявление о продаже здания и владелец одной из благовещенских типографий.
Кстати, продавцы в телефонном разговоре охотно отвечают на любые вопросы, предлагают ознакомиться с книгами бухгалтерского учета и готовы оказывать помощь в ведении дел новому владельцу, что свидетельствует действительно о вынужденном расставании с собственным детищем в силу каких‑либо вполне объективных причин. Поэтому говорить о случаях спекуляции тем же отъездом не приходится. Например, основатель некоего ООО, который готов его просто отдать, откровенно рассказал о судьбе фирмы, интерес к которой пропал и в свое время он подарил ее на бизнес-откуп знакомому. Но у того дело не пошло, поэтому выставил объявление с пометкой «отдам».
Перемен и «сувенирную» франшизу
— Происходит естественная миграция в бизнес-сообществе в связи с изменением тенденций рынка товаров и услуг в силу перемен потребительского спроса, — связывает бизнес-распродажу с экономическими факторами начальник отдела развития малого и среднего предпринимательства Министерства внешнеэкономических связей, туризма и предпринимательства Амурской области Наталья Черных. — Идет даже не миграция, а перестройка. К примеру, перенасыщение розничной сети и общественного питания приводит к поиску новых форм. Активнее стали заходить те же фастфуды. Я недавно была в Хабаровске, где одно время пользовались спросом блинные, рассчитанные на студентов. Сейчас уже они неактуальны, на смену им пришла сеть по типу столовой, но с сервисом более высокого класса. Среди того же общественного питания предложение давно превышает спрос. В связи с этим предприниматели ищут новые формы на привлечение потребителя. Если говорить на примере, то можно сравнить ситуацию тенденций в бизнес-сообществе с булочками. Есть привычные нам плюшки по сходной цене рублей в 15, а есть новинка — глазированные с корицей по 180 рублей. И потребитель готов платить за новинку.
Как отмечает Наталья Ивановна, сфера общественного питания в век интернет-технологий тяготеет к быстрому питанию и ориентирована на молодежь.
Чиновники также говорят о востребованности стройиндустрии (от отделочных материалов до дизайн-студий интерьера и строительно-отделочных бригад), а также о развитии на амурском рынке франшиз как оптимального готового бизнес-проекта. «Сейчас набирают обороты франшизы, но, как правило, это одежда. Я бы, к примеру, воспользовалась опытом Москвы и открыла в Благовещенске по франшизе магазин сувениров — все‑таки мы приграничный город, а эта ниша у нас практически не представлена», — поделилась Наталья Ивановна.
— Не соглашусь с мнением, что поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в этом году будет менее значительна, чем в предыдущие годы, так как в части финансовой составляющей программы работа ведется в течение года. Так, например, на сегодняшний день по итогам конкурсного отбора, проводимого Минэкономразвития России, размер средств по программе развития малого и среднего предпринимательства Амурской области увеличился до 120 миллионов рублей, из них 58 % планируется передать на уровень муниципальных образований, — пояснила Наталья Черных вопрос о господдержке предпринимателей.
В целом среди перспектив, которые ждут амурский бизнес, власти отмечают такие проекты, как космодром. «Желающие открыть свое дело на космической площадке уже есть, интересуются, — отметили в правительстве. — Ждем завершения проекта по развитию инфраструктуры и закон по льготам для бизнеса».
Какой бизнес продают по объявлениям в Благовещенске (по данным сайта avito.ru)
Готовый бизнес — 152
Интернет-магазин — 5
Общественное питание — 13
Производство — 15
Развлечения — 7
Строительство — 7
Сфера услуг — 29
Торговля — 60
Другое — 16
Сколько открылось и закрылось ИП и предприятий в Приамурье — см. инфографику.
АП РЕКОМЕНДУЕТ ПРОЧЕСТЬ:
1. Советы эксперта Михаила Литвинова начинающим бизнесменам.
2. Советы бывалых бизнесменов начинающим предпринимателям.
Возрастная категория материалов: 18+
по поводу лояльных арендодателей: сейчас в городе столько разных торговых центров, что частникам есть где развернуться и выбрать место, другой вопрос раскрученное место, куда люди ходят толпами, вот здесь и цены повыше и деньги в добровольно-приказном порядке собирают на улучшение бизнеса. Но вопрос еще в другом, люди уезжают не только по причине того что бизнес не пошел, а потому что решили кардинально изменить свою жизнь, перебраться в теплые/хлебные края, зачастую даже зная, что не смогут уже организовать свой бизнес там.
А что касается другой стороны продажи бизнеса, то не все могут справится с конкуренцией и хотят сутками пахать , хоть и на себя.Времена, когда можно было быстренько привезти все из-за речки и также быстренько продать безвозратно ушли....
— tanitaну, не нашел я строчки в тексте о закрытии... продают люди свое дело, и на сколько могу догадываться, не все из них создавали бизнес для жены, а если и для жены, то тогда еще не успели жениться. а еще говорят, понаехавших на рынок не пустят, а еще говорят в москве кур доят... а вот про удушение что-то ни разу не слышал... мне напротив рекомендовали открыть мастерскую в одном из тц, тк там хозяйка очень лояльная и всегда за арендосъемщиков
— хлеб (гость)Да, много знакомых бизнесменов закрыли свой бизнес. Не просто потому, что намерены были уехать куда-то, некоторые и дома остались, а потому, что малый бизнес душат. просто душат. Поборами в тех же ТЦ, хозяева которых просят в добровольно-приказном порядке деньги на улучшение торговой площади, на меценатство и т.п. Или хотя бы за то, чтобы остаться на своей торговой точке, а не быть выброшенным на улицу вместе со своим бизнесом.
Хотя хозяйка милого заведения, где можно было отведать вкуснейший шоколад, продает бизнес в связи с отъездом в Краснодар. НЕ знаю, как пойдет у нее бизнес там... Многие говорят, что вести свой бизнес понаехавшему просто невозможно, задушат поборами и наездами...
А отсутствие времени или параллельное направление бизнеса — не причина продавать его. Это просто неумение его вести. Просто наигралась в игрушку жена, вот и решили продать (с)
— мимо, все мимо (гость)