25 июля — День сотрудника органов следствия РФ. Дата приурочена к событиям 25 июля 1713 года, когда был издан именной указ Петра I «О создании следственной канцелярии гвардии майора М. И. Волконского»

8.30 Рабочее утро 

— Мы к руководителю управления, — у турникета, преграждающего вход в следственное управление, протягиваем свои удостоверения дежурному.

— Андрей Дмитриевич, тут к вам журналисты пришли. Пропустить? — делает тот контрольный звонок, и мы поднимаемся на второй этаж.

Генерал-майора Голомбиевского застали за чтением сводки происшествий. Пока мы присаживались после приветствий и рукопожатий, он читал вслух, по ходу делая некоторые пояснения:

— В Константиновке двоих доставили с ножевыми ранениями — наши следователи в воскресенье этим занимались. Два человека утонули. Если трагедия произошла при очевидных обстоятельствах, это одно, а если говорят, что человек утонул, но трупа нет, возможно, это сокрытие преступления — ставим на контроль. Дети побежали из интернатов, детских домов…

Тяжело вздохнув, Андрей Дмитриевич показал длинный список, где значились около десяти несовершеннолетних «бегунков».

— Среди недели сводка обычно бывает тоньше, а тут 13 листов разных происшествий только за выходные. Трудность в том, что у нас работают только дежурные смены, а ЧП случаются иногда одно за другим. Приходится вызывать личный состав, чтобы без внимания не осталось ни одно происшествие, за которым кроется преступление. В субботу в Белогорске отец совершил насилие над 12‑летним сыном.

— Родной отец?! — переспросила я.

— Да, такая вот дикость. На первый взгляд — благополучный работник предприятия… Не могу даже понять, как люди доходят до такого, — пожал плечами собеседник, отодвигая документы в сторону.

9.05: экскурсия по кабинету

На рабочем столе рядом с Фемидой статуэтка совы — символа мудрости и знаний. По левую руку лежит толстенный том в потертом коричневом переплете «Настольная книга следователя». По правую — бюсты Петра Великого и Муравьева-Амурского.  Встав из-за стола, хозяин кабинета направился к шкафу, где хранятся десятки затейливых фигурок, привезенных из самых разных стран.  С каждой из них связаны свои незабываемые воспоминания. Секунда — и в руке оказалась длинная блестящая сабля.  

— Когда рассержусь на подчиненных, выхожу с шашкой наголо в коридор, и все сразу разбегаются, — с юмором заметил Андрей Дмитриевич, доставая холодное оружие из серебряных ножен. Потом взглянул на часы: «Уже пора. Меня ждут».  

9.30 Планерка

В зале заседаний собралось более двадцати сотрудников, отвечающих за разные направления работы. Лица у всех напряженные, сосредоточенные.

— Добрый день, коллеги! Давайте сегодня ужмемся, потому что день предстоит очень насыщенный. Информацию озвучиваем только самую важную, — обратился глава следствия к подчиненным.

— За истекшую неделю следственными отделами по области было возбуждено 13 уголовных дел, — доложил руководитель отдела процессуального контроля. — Наиболее значимые из них — дело об убийстве, еще одно из серии коррупционной направленности и налоговое преступление…

— А ситуация по Ивановскому району, где возле следственной части было ножевое ранение? Почему уголовное дело не возбудили? — прервал докладчика генерал.

— Устанавливали тяжесть причинения вреда здоровью. Потерпевшего прооперировали только рано утром. Уже возбудили дело, но преступника не нашли — он не местный.

— Активнее сотрудничайте с управлением уголовного розыска. Это их сотрудник пострадал. Я сегодня просил пригласить на планерку весь Благовещенский межрайонный следственный отдел. Специально для вас принес ваши труды, про них позже поговорим.

Голомбиевский поднял со стола увесистую папку с уголовным делом и многозначительно посмотрел на подчиненных. Немного помолчав, добавил:

— Значит, так: Тахтамыгду мы у вас забираем, передаем подследственность Сковородинскому территориальному отделу, потому что сложно из Благовещенска проверки там проводить. Но происшествия по СИЗО закрепим за Благовещенским межрайонным отделом. Сориентируйте все дежурные части.

Многое из информации, звучавшей на утренней планерке, по понятным причинам нельзя было озвучивать в СМИ. То, что в отношении мэра Шимановска возбуждено уголовное дело по статье 293 УК РФ, — сегодня уже не составляет тайну следствия. А в тот день документы еще только готовили на подпись Голомбиевскому. И он поинтересовался, каков объем дела.

— 31 том без обвинительного. И еще обвинительное заключение порядка 200 листов, — озвучил цифры руководитель отдела по расследованию особо важных дел. — Андрей Дмитриевич, еще хотел уточнить по делу педофила. Практически все эксперты принимали участие в прошлых экспертизах, сейчас надо проводить еще одну, поэтому нежелательно участие специалиста сегодня в оперативном совещании.

— А я не просил приглашать эксперта. Нам нужен психолог, который бы помог составить психологический портрет преступника. Все подробности мы еще обсудим на совещании.

Очередь дошла до отдела криминалистики.

— По итогам шести месяцев предварительная раскрываемость без учета данных лиц по убийствам составляет 98,3 процента, по изнасилованиям — 69, 2. Низкая цифра потому, что Благовещенск приостановил одно уголовное дело, а там соединенных четыре преступления, — предвидя вопрос, пояснил Василий Пивень.

— Это по китайцам, где мы ждем международного представителя?

— Да, товарищ генерал.

— Так это же дело не безвозвратно приостановлено! Есть обвинение, значит, дело должно считаться раскрытым. Кому нужна такая статистика, которая не отражает реальную картину? Экспертиза по черепу готова?

— Еще нет — будет к концу недели.

— А сверка из ГИБДД о нарушениях, допущенных нашими сотрудниками на дорогах, пришла? — обратился глава ведомства к старшему помощнику по вопросам собственной безопасности.

— Пришла. В основном нарушения скоростного режима.

— И кто же эти одиозные гонщики?

— Почти все договорники, которых мы приняли на работу водителями. Профессионалы, так сказать…

— Так проводите с ними профилактику! Нам лихачи не нужны.

У нас тут как чрезвычайный полигон — все новые преступления через Амурскую область проходят.

10.45 Откровения за чашкой кофе

Проходим в небольшую комнату отдыха в рабочем кабинете, где стоит черный кожаный диван, кресло и стеклянный столик. Андрей Дмитриевич сам делает кофе в кофемашине.

Заработной плате следователей СК завидуют многие в области — сегодня это весьма высокооплачиваемая специальность, широкий набор соцгарантий прилагается. И при таких материальных благах имеются вакансии. В чем причина, поинтересовалась я у главы ведомства.

— Вот вы можете спланировать свой рабочий график, — рассуждал Андрей Дмитриевич, доставая из шкафчика конфеты. — А следователь может в восемь вечера уйти с работы, а в девять его снова вызовут: не успеет даже до постели дойти. Молодежь приходит к нам, два-три месяца отработают и увольняются. Попробуй начать с низовой должности — поработай сутками, не имея выходных, свободных вечеров. О личной жизни приходится забыть.

Глава следствия посмотрел на часы. До начала отборочной комиссии оставалось еще минут 15, и он продолжил:

— Помимо преступлений против личности, собственности и половой неприкосновенности, мы расследуем дела по спецсубъектам. Это депутаты, выборные должностные лица органов местного самоуправления, госчиновники, сотрудники правоохранительной системы, а они совершают самые различные преступления — от ДТП до незаконного оборота оружия или наркотиков, коррупции. Поэтому надо еще постоянно учиться. Помимо УК и УПК, следователь должен изучить и бюджетное, и налоговое законодательство, и миграционное, и трудовое — знать весь спектр законов, которые существуют в России.

— Андрей Дмитриевич, вы сам амурский, с тем когда‑то рядом жил, этот брат одноклассника, с этим вместе работали… Судья может отказаться от участия в процессе, если знает человека. Вам приходится возбуждать и доводить до логического завершения дела даже в отношении людей, с кем приятельские отношения. Взять, к примеру, экс-главу амурского Росприроднадзора, которого полгода держали в СИЗО. Тяжело после этого на душе?

— Да, с Валерием Викторовичем мы вместе работали, когда я был еще природоохранным прокурором. В таких случаях я успокаиваю себя тем, что почему мне должно быть тяжело, если человек совершил преступление? Я полагаю, что чиновнику такого уровня зарплата позволяла жить достойно. Но, видимо, человеческая сущность такова, что все мало. Суммы взяток начинают увеличиваться, в преступную схему вовлекается все больше людей, которые готовы подносить за решение искусственно созданных проблем. Безнаказанность развращает коррупционера настолько, что он, как говорится, начинает терять берега.

11.00 Отборочная комиссия 

По пути в зал заседаний руководитель управления поздоровался с некоторыми из претендентов и успокоил их, чтобы сильно не волновались: «Коль вы дошли до отборочной комиссии, значит, вопрос практически состоялся».

«Почему вы ушли из прокуратуры?.. А в народном хозяйстве какие вопросы курировали?.. Как будете совмещать с семьей ненормированный труд в Следственном комитете, семья к этому привычна?» — члены комиссии засыпали вопросами первого кандидата на свободную должность в кадровой службе. Двое других пришли устраиваться следователями в отдел по особо важным делам. Высочайшие профессионалы с большим опытом работы в других правоохранительных органах.

— Мне вас рекомендовали как одного из лучших следователей. Будете налоговыми и коммерческими преступлениями заниматься. А вы знаете, что вас ожидает нагрузка 4—5 уголовных дела плюс командировки не только по области, но и в другие регионы? Готовы к такому ритму работы? Спасибо, ждите. Зачислить в резерв, — уже после общего голосования резюмировал глава следственного управления.

Третий претендент на должность «важняка» был из династии следователей.

— Здесь вы будете заниматься расследованиями преступлений, не только общеуголовной, но и коррупционной направленности — злоупотребление властью, откаты, а это уровень министерств. Вы готовы к этому?

Когда очередной кандидат уже вышел, Андрей Голомбиевский заметил коллегам:

— Среди других качеств в характеристике указано: «честность». Сегодня редко у кого есть такая запись в характеристике.

Все трое претендентов были зачислены в резерв СК.

12.10 Инструктаж экспертов кримлаборатории

Группа экспертов-криминалистов отправлялась в дальнюю командировку в Зейский район. Спускаемся вниз, где во внутреннем дворе управления готова к отъезду передвижная мини-лаборатория. На лестничном пролете между первым и вторым этажом я заметила в окне следы от пуль.

— Это что еще такое?!

— Из мелкокалиберной винтовки кто‑то стрелял, но пули адресовались не нам, — иронично заметил глава СУ СКР. — Все произошло еще до нашего переезда в это здание. Лишних денег, чтобы заменить окно, нет. И зачем? Стеклопакет уцелел.

Проинструктировав экспертов о тонкостях расследования очередного жуткого дела о пропаже девочки, которую не могут найти уже около года, Голомбиевский предложил заглянуть в класс криминалистики, где проводят обучение недавно принятых на работу следователей. По пути остановился возле пушистого молодого кедра.

— Я его привез из Бурейского района, когда он вот такой маленький был. Три года сидел-сидел, а потом в рост пошел. Когда мимо прохожу, всегда остановлюсь, поговорю с ним… А здесь у нас белка живет. Сделали кормушку, ее орехами подкармливаем. У нас работники материально-технического обеспечения говорят: клетку поставили, теперь надо форму для белки шить, — засмеялся генерал-майор.

Мы единственная следственная служба в стране, кому даны полномочия расследовать любые преступления.

12.30 В классе криминалистики

В классе криминалистики мы воочию увидели ноу-хау, которые помогают специалистам СК раскрывать и доказывать самые сложные и запутанные преступления.

— Тепловизор позволяет узнать местоположение человека в лесу. Мы его часто используем в поисках детей. Дальность действия — порядка 250 метров. С помощью этого прибора можно обнаружить даже труп, зарытый в земле, — сообщил замруководителя отдела криминалистики Василий Пивень.

— У нас есть также специальный зонд с видеокамерой, который можно запустить через маленькое отверстие в недоступное помещение и увидеть, что там происходит. А при помощи электронной системы израильского производства мы можем восстановить уничтоженные файлы на любых цифровых носителях. С ее помощью уже раскрывали несколько изнасилований, — констатировал начальник следственного управления.

Василий Геннадьевич открыл большой чемодан с очками разного цвета, какими‑то трубками и проводами. Возможности этого источника экспертного цвета позволяют обнаружить смытую кровь или другие биологические следы даже там, где их, казалось бы, уничтожили. Зеленая трава, на которой даже короткое время находился труп, под светом прибора изменит оттенок, сообщили криминалисты и показали обычный с виду фотоаппарат, объективы которого имеют свойство выполнять съемку даже в режиме 3Д и 4Д формата.

13.05 Домой на обед

Пока мы ехали в машине к дому Андрея Дмитриевича, где его ждал приготовленный женой обед, он рассказал об успехах старшей дочери Яны.

— Она у нас пошла по стопам мамы. Окончила уже четвертый курс Санкт-Петербургского государственного экономического университета, учится на пятерки. Сегодня прислала письмо по электронке. Пишет: «Родители, гордитесь, какую мне отличную характеристику дали на кафедре банковского дела». Распечатал, везу супруге, чтобы почитала.

— А сын кем хочет стать?

— Раньше отвечал: бизнесменом. А сейчас увлекается легкой атлетикой и футболом, говорит: наверное, буду спортивным менеджером. Круглые сутки то на тренировках, то на велосипеде или мяч гоняет. Хорошо, что спорт отрывает его от компьютерных игр, так как времени на это не остается.

14.30 Совещание по педофилам

За столом собрались опытнейшие следователи отдела по особо важным делам и психолог.

— Преступник уже стал снимать на видео свои развратные действия с детьми — это финальная стадия. А нам надо выяснить, что было до этого — как формируется преступный умысел, какие этапы проходят маньяки. Вы обладаете познаниями в этой сфере, и мы надеемся, что сможете натолкнуть нас на новые версии, — обратился Андрей Голомбиевский к профи в области психологии. — Нам надо найти детей, которые тоже могли быть подвержены сексуальным притязаниям.

Маньяк знакомился с женщинами, у которых были маленькие дочери. Ухаживал, начинал с ними жить, а потом совращал детей и уходил. Менял города — неизменным оставалось его гнилое нутро.

— Нам известны по этому делу только две жертвы? — спросил генерал-майор.

— Уже пять. Личности всех детей установлены.

— Вот и надо искать среди знакомых этих девочек…

Честно говоря, о подробностях, которые я услышала по делам педофилов — а их в производстве СК сразу несколько, даже писать не хочется. Тема весьма тяжелая и щепетильная.

15.30 Прием граждан

— Десять минут у нас есть в запасе. Кофе? Чай? — спрашивает Андрей Дмитриевич перед приемом граждан.

Зачастую в следственный комитет приходят люди, которые уже стучались в разные инстанции и ничего не добились. Это не удивительно. А вот то, что здесь иногда решают вопросы, которые даже не входят в компетенцию ведомства, для меня стало откровением. Однажды к начальнику следственного управления обратился мужчина, который стал жертвой ДТП. Пострадал очень сильно. Преступник освободился из мест лишения свободы, а от уплаты иска по возмещению ему тяжкого вреда здоровью уклоняется.

— Человеку под 70 лет, а он чуть не плакал — по 500 рублей всего получает раз в три месяца. Просто издевательство! Я встретился с должником, разобрался, в чем дело. Сейчас пришлось его повторно вызвать — есть основание, — Андрей Голомбиевский дал команду секретарю, чтобы она запустила первого посетителя.

— Здравствуйте, Тимур Осланович (данные изменены. — Прим. авт.). Вы посчитали, что наша беседа в прошлый раз была праздной? Я нашел вам работу, договорился с директорами трех предприятий, а мне докладывают, что вы туда даже не пришли!

72

следователя СК расследуют в Амурской области уголовные дела не только общеуголовной, но и коррупционной направленности

— Я ждал корочку. Сейчас получил водительское удостоверение и устроился в другое место — по своей специальности. Вот вчера перечислил по иску пять тысяч, — мужчина протянул платеж. — В следующем месяце получу 20 тысяч и 10 сразу отнесу.

Андрей Дмитриевич придвинул журнал обращений и указал на конкретную строчку:

— Имейте в виду: пока вот здесь мы не поставим исполнение — что вы полностью погасили долг, будем вас беспокоить. До свидания.

Среди посетителей была женщина, которая просила защитить родную сестру от жестокости мужа — бывшего следователя, которого давно уволили из СК.

— Андрей Дмитриевич, сделайте что‑нибудь. Он ее бьет как мужика. Детей хватает увозит, куда — непонятно. Квартиру описали за долги. Я боюсь, что он убьет сестру.

После ухода женщины глава следствия некоторое время сидел в задумчивости:

— На работе мы видим только зло. К сожалению, некоторые не выдерживают, психика ломается. Следователи — такие же люди, как и все…

Раз в неделю Андрей Голомбиевский проводит выездные приемы в районах. Поставил себе в план и посещение отдаленных сел северной глубинки. Проблемы самые разные. В одном из районов подошел человек: «Помогите прописаться».

— У нас часто вершат судьбы чиновники низшего уровня. Бюрократических крючков много — элементарные вещи иногда годами не решаются. Написал я письмо главе местного самоуправления. В следующий раз этот же человек приходит ко мне, показывает штамп в паспорте и благодарит. Редко, но бывает, — Андрей Дмитриевич впервые улыбнулся за последние два часа.

16.25 Дела на продление

Следователи из разных отделов заходили по очереди с папками документов, усаживались за приставной столик, докладывали об уголовных делах и аргументировали, почему в каждом конкретном случае надо продлить сроки расследования. От кровавых историй, обсуждений изнасилований и убийств во всех подробностях волосы на голове вставали дыбом. Меня, честно говоря, даже слегка затошнило.

17.20 Красная папка 

— У нас тут как чрезвычайный полигон — все новые преступления через Амурскую область проходят, — Андрей Голомбиевский встал и подошел к окну. — То с педофилом на всю страну ославились, когда наш следователь Жицкого отпустил и дошло до народного бунта. То последствия крупнейшего наводнения изучаем… Таких уголовных дел, какое сейчас мы расследуем по Шимановску, где из‑за прорыва дамбы затопило населенные пункты, огромные суммы ущерба, еще в России не было. И за это кто‑то должен ответить. У каждой беды есть своя фамилия.

— Андрей Дмитриевич, в Москву на подпись, — секретарь занесла красную папку с пометкой «срочно».

— Очередное дело о коррупции. Такие дела выявлять и расследовать очень трудно, — признается генерал-майор. — Преступление совершает человек с высоким интеллектуальным уровнем, который, как правило, занимает высокий пост, имеет большой опыт работы. Такие преступления не совершают спонтанно — их всегда готовят тщательно, прорабатывая каждую схему.

Углубившись в чтение документов, глава следственного управления, казалось, о нас забыл. Молча что‑то подписывал, а потом заметил: «Сегодня мы расследуем такие преступления, за которые раньше вообще не брались».

19.05 Вечерний антистресс 

Рабочий день главного следователя Приамурья подошел к концу.

— У вас такая напряженная работа, как снимаете стресс?

— Подойду к окну и смотрю на цветы — легче становится. Дома вечером до седьмого пота занимаюсь на беговой дорожке, а после ужина беру сына и вместе с ним идем во двор играть в футбол, а потом на набережную. Вода всю негативную энергию забирает. И настроение поднимается.

Возрастная категория материалов: 18+