Детство по-взрослому
Разговоры о детской жестокости, грубости и неуважительном отношении к старшим приходится слышать довольно часто. Педагоги, психологи ищут корни явления, обвиняя социальные сети и телевидение, компьютерные игры и неадекватное семейное воспитание.
Я тоже часто наблюдаю за детьми в своем дворе, вижу, как они разговаривают друг с другом, в какие игры играют. По своим наблюдениям не могу сказать, что отношения детей по-настоящему жестоки. Они скорее жесткие — такие же, как отношения большинства взрослых. На площадке для малышей звучат фразочки из «большого» сурового мира. Подростки постарше умудряются «работать на два фронта», разговаривая с друзьями и ковыряясь в мобильнике одновременно. Ребята словно не чувствуют, что они дети, не умеют расслабиться. Большинство из них напоминают ежиков, которые свободно ведут себя в привычной среде обитания, но стоит подойти, попытаться заговорить, сжимаются и выпускают иголки.
Конечно, повальная компьютеризация с пеленок (по моему субъективному мнению) играет в этом не последнюю роль. Но что делаем мы, взрослые, для того, чтобы растущий человек чувствовал себя ребенком, понимал, что он под нашей защитой и доверял нам? Увы, выходя за пределы родного дома, чадо попадает в мир чужих взрослых, которые относятся к нему жестко, как к ровне, и требуют с него соответственно.
К примеру, обмануть, обсчитать, кинуть, продать некачественный товар взрослые стремятся именно детям. Тети-дяди ведь бдительны, да и скандал закатить могут. А сопляку в авоську можно накидать помятых яблок без зазрения совести. Не заметил — сам виноват, лохом растет. После того как моя десятилетняя дочь пару раз принесла из овощной палатки подпорченные бананы и подгнившие помидоры, за плодами в магазин ее больше не посылаю.
Минут через пятнадцать, решив, что переговоры затянулись, поставить жирную точку в дискуссии решил папаша одного из мальчишек. Он выскочил во двор и, пользуясь совсем не детской терминологией, объяснил оппоненту своего сына, как он его самого замочит и всю ничтожную семью его вырежет.
Не ходит она больше без меня и в парикмахерскую, куда я обычно отправляла ее постричь челку. Цена на эту услугу в вечно полупустой цирюльне возле дома была 80 рублей. В последний раз дочка также пошла туда со сторублевой купюрой, но в ее кармане была и тысячная «бумажка» — после парикмахерской нужно было зайти в магазин. Мастер постригла челку и потребовала с нее 150 целковых (получается, что цена волшебным образом выросла вдвое за три недели!). Когда маленькая клиентка рассчиталась с ней тысячной купюрой, парикмахер дала ей сдачу 350 рублей. О том, что надо бы еще 500 добавить, третьекласснице пришлось напомнить взрослой тете. Та сделала вид, что просто замоталась, забыла, удивленно вскинула брови и пошла в подсобку за остатком сдачи.
В другой прекрасный день мой ребенок схлопотал на улице подзатыльник от незнакомой женщины. Гуляя с двумя дочерьми, я попросила старшую покатать младшую на коляске, а сама нырнула в киоск за хлебом. Пока меня не было, дочь доехала до конца квартала и стала разворачивать коляску, преградив путь какой-то особе, которая торопилась на автобусную остановку. Женщина выругалась на юную няньку за нерасторопность, подкрепив свое возмущение подзатыльником, и скрылась в автобусе. Когда я вышла из павильона, ее уже не было. А так хотелось заглянуть ей в глаза!
Сын подруги пошел в магазин за продуктами, принес сдачу — сплошь неликвидные «пятачки» и даже десяток копеечных монет, обмотанных скотчем. Ну не свинство ли? Уж в крупных дискаунтерах-то сдача есть всегда! Видимо, кто-то из покупателей всучил кассирше, а та поскорее избавилась от ненужной супермелочи, использовав для этого чужого ребенка. Он же не будет возражать.
Два первоклашки подрались во дворе. Обычная драка пацанов, ничего сверхъестественного. Разрешить конфликт между детьми решили их мамы. Четверка встретилась «на поле брани» и мирно беседовала. Минут через пятнадцать, решив, что переговоры затянулись, поставить жирную точку в дискуссии решил папаша одного из мальчишек. Он выскочил во двор и, пользуясь совсем не детской терминологией, объяснил оппоненту своего сына, как он его самого замочит и всю ничтожную семью его вырежет.
Я уже не говорю о том, какие моральные и физические преступления против собственных детей совершаются сегодня в семьях. Ну разве может ребенок, которого насилует собственный отец, вырасти на сто процентов психологически нормальным?..
А растут дети быстро. Растут, впитывая суровые реалии мира взрослых, которые забывают о том, что из мелочей складывается великое. Сегодня ты обругал матом чужого малыша на площадке, завтра он перенесет такое поведение в свой мир. Полностью избавиться от неликвидного товара за счет детей-покупателей у продавцов вряд ли получится, а заложить в подсознание ребенка определенную модель поведения на будущее — вполне.
Я почти уверена, что женщину, которая может поднять руку на улице на незнакомого ребенка, саму в детстве били. А может быть, бьют до сих пор.
Конечно, в одночасье изменить отношение взрослых к детям и друг к другу нереально. Для этого надо как минимум изменить мир. Но хоть иногда задуматься, прежде чем стукнуть, обмануть или покрыть матом реально вполне. Детям ведь и так сегодня несладко. На них давит экология, прогресс, ЕГЭ и количество «лайков» в социальных сетях. И мы должны вовремя подставить плечо, подбодрить и приласкать. Иначе так и будем пожинать привычные плоды — грубость, жестокость и неуважительное отношение к взрослым.
Возрастная категория материалов: 18+
Амурская правда
от 24.07.2014
про папашу-потрошителя и тетку, отвесившую подзатыльник — реалии сегодняшнего дня. большие моральные уроды, считающие себя в праве оскорбить и даже ударить человека, а тем более ребенка, плодят еще больших маленьких моральных уродов. я человек взрослый, но никак не привыкну к хамству, развязности и какой-то идиотской вседозволенности. что говорить про отношение детей, если чиновники позволяют себе наорать матом в трубку на человека, которого они даже никогда не видели — и эти люди строят правила нашей жизни? что уж говорить о простых смертных, для которых слова этика и уважение звучат как матерки... оч страшно, когда человек человеку — хам и скотина... всегда забавляют большие круглые глаза взрослых из «приличной» семьи, когда их дитятя отчебучивает эдакое и непонимание, что дети — наше отражение, только в отличие от взрослых не умеют притворятся благочестивенькими на публику...
— хлеб (гость)