• Фото: lh3.ggpht.com
  • Фото: moole.ru

Сегодня, 2 августа, легенда советской эстрады отмечает свое 90 летие. И не скрывает этой даты. Судьба ссудила ей стать певицей нескольких эпох. Ее первый концерт состоялся в январе 1945 года, а последний свой песенный аккорд она поставила в октябре 2006 го. За 61 год на сцене она исполнила сотни песен, и я убежден, что советская эстрада второй половины ХХ века была бы неполной без той ноты пронзительной и ошеломительной женственности, которую Нина Дорда принесла с собой на сцену.

В эпоху песен о партии и комсомоле она исполняла только лирические песни, своим волшебным голосом рассказывала такие простые и понятные всем истории про счастье любви, радость встреч и расставаний. И потому была столь любима народом. Не случайно в оскароносном фильме «Москва слезам не верит» за кадром звучат знаменитые «Ландыши» в исполнении Нины Дорды. Режиссер Владимир Меньшов выбрал Нину Дорду в качестве эталона эстрадной звезды 50—70 х годов.

Нина Дорда — легендарная певица, которая подобно Клавдии Шульженко, Людмиле Зыкиной, Эдите Пьехе была и осталась символом своего поколения. Меня познакомил с певицей более 10 лет назад мой друг артист Федор Чеханков. С тех пор нить нашего общения не обрывается. Нина Ильинична очень сердечная, мягкая, нежная, озорная, улыбчивая женщина, которая, несмотря на более чем серьезный возраст, не утратила интерес к жизни и людям.

Выговор за песню

— Нина Ильинична, как началась ваша карьера?

— Как профессиональная певица я стала выступать в конце войны в джаз-оркестре, — рассказала о себе Нина Дорда. — Все шло хорошо. Свой первый эстрадный концерт помню до сих пор, как будто это было вчера. Переполненный зал Дома офицеров в Полярном не хотел меня отпускать. Но вскоре вышло знаменитое Постановление ЦК КПСС о тлетворном влиянии Запада. Джазы были объявлены идеологической буржуазной диверсией и разогнаны, а гитары и саксофоны выброшены со сцены. Я осталась без работы. После нескольких голодных обмороков меня пригласили в оркестр ресторана «Москва». Я пела в нем 5 лет. Это был большой оркестр с сильными профессиональными музыкантами. Руководителем был Михаил Липский — замечательный пианист, ставший впоследствии моим мужем. С ним я оттачивала свое мастерство, отшлифовывала каждую строчку, научилась многим приемам эстрадного исполнительства. Помню, в «Москву» часто заходили меня послушать Василий Сталин, Михаил Шолохов, Аркадий Райкин, молодой московский стиляга, будущий писатель Василий Аксенов. Тогда существовала специальная комиссия, которая строго следила за репертуаром.

А список запрещенных песен был обширный. Однажды какой то высокий начальник попросил меня спеть песню опального Петра Лещенко. Я отказывалась, но в конце концов — уговорили. После этого мне объявили выговор, чуть не потеряла работу.

— Где еще удалось поработать?

— Я прилично пела, была хороша собой, и меня как солистку приглашали к себе многие коллективы. Но наибольшее удовольствие от работы я получала в оркестре Эдди Рознера. Это был великий музыкант, вторая в мире труба после Луи Армстронга — никто не мог брать такие высокие ноты, как он. Четыре года работы с этим коллективом очень счастливые в моей творческой биографии. Потом министр культуры подписала приказ, и нам с мужем разрешили создать свой ансамбль. Впервые я смогла собрать свои любимые песни в единую программу, подбирать новый репертуар, близкий именно мне.

— Каково было руководить коллективом?

— Это очень сложно. Вся ответственность за программу лежала только на мне. На эстраде нет режиссеров. Артист — если он художник, а не ремесленник, должен создать образ песни. В трехминутной песне надо прожить порой целый кусок жизни, при этом без партнеров, как в театре, без декораций, только своим мастерством. Микрофоны в те годы еще только появлялись. Не все умели ими пользоваться: одни шептали, другие, напротив, кричали, что тоже не одобрялось. Благодаря микрофону появилась возможность выхода на большие концертные площадки, на стадионы. Работали мы честно, живьем, никому и в голову не пришло бы петь под фонограмму. Мы слишком любили свое дело и уважали публику. То, что делает большинство нынешних звезд, называется одним словом — халтура. Как же можно так откровенно дурачить публику, разевая рот под фанеру?! Как не стыдно?!

Нина Дорда стала прототипом певицы Веры Горды, героини повести Василия Аксенова «Московская сага», по которой в 2004 году был снят одноименный телесериал, где роль Горды исполнила Кристина Орбакайте.

Признание без звания

— Мне очень долго не присуждали звание. Многие артисты, стоявшие на одной ступени со мной по уровню популярности и любви зрителей, имели звание народных, а я была без звания. Я этим даже гордилась, что не такая, как все. Мы с мужем вели очень скромный образ жизни, не любили участвовать в тусовках, шумных весельях. Помню, Фурцева приехала с Большим театром в Японию и присутствовала на моем концерте на выставке «Экспо-70». Мое выступление ей так понравилось, что когда я пела романс, она все время утирала слезы платочком. После концерта музыканты меня уговаривали — иди к Фурцевой, она даст тебе звание. Но я посчитала это неприличным.

Я часто пела в Колонном зале, это была главная эстрадная площадка страны. Брежнев прекрасно ко мне относился. Помню его молодым красивым мужиком, прекрасно читающим стихи Есенина. Я общалась с ним в Праге, мы были в составе культурной делегации. Одна партийная дама рассказывала мне, что когда Брежнева приглашали на концерт, он всегда спрашивал: будет ли в нем петь Нина Дорда? Но я никогда не умела пользоваться своими связями и знакомствами.

Я стала первой певицей, выступавшей в странах Южной Америки. Были длительные гастроли, и пресса Мексики, Чили и Уругвая писала восторженные рецензии на мои концерты, отмечая мою непохожесть на советских певиц. Звание заслуженной артистки России я получила в семьдесят лет, при Ельцине. Торжества и радости в душе не было, только досада за столь запоздалое официальное признание.

Секрет долголетия — в бесконфликтности

— Секрет моего долголетия — в отношении к жизни. Я не умею конфликтовать. Не могу сказать человеку какую‑то дерзость, вести разговор на повышенных тонах. Я за всю жизнь ни с кем не поссорилась. И никому не завидовала. Это очень важно. Злых и завистливых людей мне очень жаль, они несчастные не понимают, как быстро разрушают себя. Мне девяносто лет, и я, слава богу, в полном уме и нормальной физической форме. Всего пять лет назад перестала водить машину, мой водительский стаж — пятьдесят два года. Живу одна, муж умер. С эстрадой распрощалась — это удел молодых. По-прежнему интересуюсь всем, что происходит на эстраде.

Часто говорят: эстрада — это не жанр, а вид искусства. Жанров в этом виде искусства — как звезд на небе. Советской эстрадой было найдено много жанров, за это разнообразие зрители ее и любили. Она была всегда с народом, и не было ни одного праздника в стране, который бы обошелся без эстрадного концерта. Сейчас молодые заняли наши места на сцене. А мы остались с воспоминаниями и с теми, кто помнит нас, старых артистов. Для них мы как солнышко юности и как слезы войны.

10 шлягеров Нины Дорды 

«Ландыши»

«Мой Вася»

«Песня остается с человеком»

«В нашем городе дождь»

«Ходит песенка по кругу»

«Ну что тебе сказать про Сахалин»

«Старый клен»

«Плачет девочка в автомате»

«Тишина»

«Как провожают теплоходы»

Возрастная категория материалов: 18+