Возвращение поезда
Пригородный поезд Благовещенск — Белогорск отменили в марте 2013 года. Тогда вместе с этой электричкой с маршрутов сошли 24 из 36 пригородных поездов. В Приамурье действовал всего один перевозчик — «Экспресс Приморья». Необоснованно возросшие аппетиты этой компании заставили амурские власти пересмотреть сеть пригородных перевозок. На большинстве маршрутов поезда заменили автобусами. Однако в марте этого года амурскому минтрансу предложили вернуть поезд Благовещенск — Белогорск. С такой инициативой вышла «Забайкальская пригородная пассажирская компания.
— Мы подали заявку по организации коммерческого маршрута на участке Благовещенск — Белогорск. Планируем запустить маршрут с 1 сентября 2014 года. Курсировать состав будет по нечетным числам. Мы ждем ответа: заинтересовано ли правительство области и ее народ в нас как в перевозчике, — рассказал заместитель гендиректора по экономике и финансам ОАО «Забайкальская пригородная пассажирская компания» Вячеслав Жеребцов.
76населенных пунктов Приамурья связаны пригородными поездами
По словам финансового директора, стоимость проезда на электричке не будет превышать 350 рублей. Сегодня между Благовещенском и Белогорском налажено автобусное сообщение. Цена билета колеблется от 300 до 330 рублей.
— В части организации коммерческого маршрута Благовещенск — Белогорск и далее Шимановск мы за, — сообщил начальник управления организации пассажирских перевозок минтранса области Юрий Гужевский. — Единственный момент: в соответствии с законом должен быть установлен экономически обоснованный тариф. Его должно утвердить региональное управление по ценам и тарифам, так как государство не будет выделять никаких субсидий для коммерческих маршрутов.
Убыточные перевозки
Основная дискуссия по теме пригородных поездов развернулась вокруг действующего перевозчика. За 2013 год компания «Экспресс Приморья» перевезла 605 тысяч амурчан. Правительство области, несмотря на катастрофический паводок, субсидировало перевозчику 100 миллионов рублей. Однако, по мнению руководства «Экспресс Приморья», региональный бюджет погасил лишь 36 % потерь и должен компенсировать в общем 281,2 миллиона рублей.
Парадокс в том, что, когда мы отменили около 20 пригородных поездов в 2013 году, железная дорога организовала по тем же направлениям рабочие поезда. При этом сторонних пассажиров в них не пускают.
— Сегодня на организацию перевозок амурчан компания тратит 19,5 миллиона рублей ежемесячно. При этом доходы составляют 3,2 миллиона рублей, а 7 миллионов компенсируется из областного бюджета. В итоге 8,5 миллиона рублей составляют убытки от перевозок. В 2014 году выпадающие доходы компании составят 204 миллиона рублей, областной бюджет покроет субсидий 59 % от этой суммы, или 120 миллионов рублей, — рассказал гендиректор компании «Экспресс Приморья» Сергей Кузнецов.
По мнению Сергея Кузнецова, работа компаний-перевозчиков должна быть экономически оправданна — окупать все затраты. Недостаток средств в региональном бюджете может привести к дальнейшему сокращению объема пригородных пассажирских перевозок, а значит, к снижению транспортной мобильности населения.
Область платит за РЖД?
В правительстве области говорят, что перевозчик предъявляет требования сверх того, что было оговорено договором. Бюджет региона ежеквартально выполняет свои обязанности.
— В прошлом году к каждым 500 рублям, которые оплатил пассажир за билет, мы дополнительно выдели около 100 миллионов рублей, — выразил точку зрения властей Юрий Гужевский. — При этом получается, что стоимость такси от Благовещенска до Белогорска сегодня выходит даже дешевле, чем стоимость билета на пригородный поезд. Если взять структуру перевозимых пассажиров, то 63 % — это работники железной дороги, едущие по своим служебным делам. Компенсация за их проезд не в компетенции Амурской области, за них должны платить РЖД. Парадокс в том, что когда мы отменили около 20 пригородных поездов в 2013 году, железная дорога организовала по тем же направлениям рабочие поезда. При этом сторонних пассажиров в них не пускают. Мы неоднократно обращались в РЖД с предложением совместно финансировать пригородные перевозки, тогда бы нам удалось сохранить все маршруты.
Наиболее справедливым будет распределение убытков между регионами и ОАО «РЖД» в пропорции один к двум, отмечает экономист.
Эксперт Общественной палаты области экономист Андрей Конюшок также считает несправедливым переносить убытки от перевозки всех категорий пассажиров на плечи бюджета.
— Доходы перевозчика по пригородным маршрутам в первом квартале 2014 года составили 9,5 миллиона рублей, а от перевозки железнодорожников — 5,7 миллиона. Общие убытки обозначены в сумме 48,7 миллиона рублей. И «Экспресс Приморья» обращается к правительству области покрыть все эти убытки за счет налогоплательщиков. Наиболее справедливым будет распределение убытков между регионами и ОАО «РЖД» в пропорции один к двум, — отмечает экономист.
По итогам заседания круглого стола было решено создать рабочую группу, на которой еще раз будут рассмотрены финансовая сторона пригородных железнодорожных перевозок, а также варианты их организации.
Одним из таких вариантов могли бы стать рельсовые автобусы. Областное министерство транспорта подало заявку на новый транспорт в инвестиционный фонд «Российских железных дорог». Предполагается, что курсировать автобусы на рельсах будут в направлении бамовских станций. В основном услугами пригородных поездов в Приамурье пользуются жители 76 населенных пунктов на всем протяжении БАМа и северной части Транссиба.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии