Павел Денисенко: «Бизнес — это не судьба, ты его строишь сам». Фото: Андрей ОглезневПавел Денисенко: «Бизнес — это не судьба, ты его строишь сам». Фото: Андрей Оглезнев

Про фотографию как бизнес 

— Я с самого начала отнесся к фэшн-фотографии как к бизнес-проекту. Еще пять лет назад в Благовещенске задумался над тем, как зарабатывать, и решил сделать ставку на этом самом приятном для меня деле. Первым вложением в дело стала покупка камеры. Наверное, неправильно относиться к таким фотографиям как к искусству, потому что fashion фотография продает одежду. Мне не интересно снимать просто для души, в стол. И для меня это две одинаково важные вещи: творческая и коммерческая карьера. Одно без другого не работает: если слишком уйти в коммерцию, потерять творческую составляющую, то это не принесет счастья, но и отсутствие коммерческого успеха, заработка — неприятно.

Я сейчас как раз размышляю над тем, делать карьеру только как фотографа или не ограничивать себя. Вот что делает фэшн-фотография? Продает одежду. А мне всегда хотелось быть писателем. Но я пока не могу себе позволить бросить все и уехать куда-нибудь, например, в Коста-Рику, писать книгу. Слишком много сил вложено в построение карьеры.

 Про составляющие для успешного старта

 — Важно высшее образование, оно учит мыслить и анализировать. Так же, как знание английского языка. У меня хорошая база со школы. Примерно в десятом классе ко мне пришло осознание того, как важно знать иностранный язык, и я усиленно занялся его изучением, ходил к репетитору, посвящал этому все свободное время. Я рад, что уже тогда мог читать что-то о фотографии на английском языке.

1000

долларов приносит один день средней коммерческой съемки в Нью-Йорке, но топовые фотографы получают в десятки раз больше. И эти цифры нельзя сопоставлять с российскими заработками, говорит Павел. Потому что это и аренда крохотной квартирки в Нью-Йорке от 3000 долларов в месяц, и налоги в 30 процентов, и средний ланч 15—20 долларов

Не буду скромничать — у меня есть талант, и я получаю удовольствие от фэшн-фотографии. Еще я амбициозен. Мне постоянно всего мало. Когда я переехал в Санкт-Петербург, в какой-то момент доказал себе, что могу добиться там успеха, и тогда пришло осознание, что этот рынок мал для меня. Я переехал в Москву. Скоро и этого города мне стало мало. После этого я поехал в Нью-Йорк. Перфекционизм тоже играет свою роль — обеспечивает качество.

На первом году жизни в Нью-Йорке был элемент везения — я встретил правильных людей. Как и в любом большом городе, все завязывается на контактах. Ты можешь быть очень талантливым, снимать шедевры, но если ты не знаешь правильных людей, у тебя никогда не будет работы. Мне кажется, это линии судьбы вывели меня на знакомство с коллективом одного из успешных бродвейских театров. Им случайно показали мое портфолио, и его восприняли на ура. Так у меня появились первые заказы в Нью-Йорке — я снимал портфолио для актеров. Как у нас в России круто что-то зарубежное, так и в Нью-Йорке ценятся люди извне. Я им был интересен как европейский художник.

Про бизнес в Нью-Йорке 

Все контакты появляются на тусовках и мероприятиях. Я очень домашний, потому хожу на тусовки исключительно как на работу. Люди в Нью-Йорке очень приветливые, легко готовы заговорить, помочь, но для пропуска в индустрию нужен инсайдер — тот, кто тебя представит нужным людям. Так, шаг за шагом, строятся контакты. У меня это заняло полгода. Зато потом как закрутилось! Перед моим отъездом в Россию у меня были съемки каждый день в течение июля.

Весь этот год в Нью-Йорке ушел на понимание рынка, получение первого опыта. Только сейчас я понял, куда двигаться дальше, и в голове созрел какой-то бизнес-план. У меня уже есть список того, что можно сделать после возвращения в США — съемки, публикации в журналах. И есть несколько проектов совместно с Ириной Черняк, она возглавляла Collezioni до переезда в Нью-Йорк. Сейчас я определяюсь: за какое именно дело взяться, потому что важно правильно инвестировать свое время. Первый проект — создание ресурса о том, как одеваться в Нью-Йорке, где будут интервью со стилистами, дизайнерами и всевозможными интересными нью-йоркцами, вдохновляющими своим стилем. Второй проект — продакшн-компания и обучающие туры в Нью-Йорк, опять же связанные с модой.

Раньше я был фаталистом, а теперь ухожу от этого. Потому что бизнес — это не судьба, ты его строишь сам. Есть ключевые моменты в моей жизни, то, что я оказался в Нью-Йорке — это можно приписать судьбоносному выбору, хотя сам выбор все равно сделал я.

Сам себе секретарь и маркетолог 

У русских нет культуры деловой переписки, и часто на твое электронное письмо просто не отвечают. В США совершенно другая культура общения — ты должен обязательно ответить на письмо, и сделать это оперативно. Я поначалу жаловался, что мне нужен агент, который решал бы все эти вопросы. Но в один день продюсер из-за личного несчастья пропал со съемок, и на меня легли все организационные вопросы: подобрать четыре модели из разных агентств, связаться с шоу-румами, срочно найти визажиста и стилиста по волосам, продумать перемещение между локациями и несколько раз согласовать меняющуюся концепцию съемки. Я неделю занимался этими переговорами и переписками, но после этого стал с легкостью сам справляться со своей почтой.

Сейчас я удаляю свои аккаунты в социальных сетях, оставляю только Instagram и Facebook, потому что нет времени на все сети. Сегодня большие заказчики следят за мной именно по публикациям в Instagram, и это превратилось в самый мощный инструмент продвижения. Хотя в Благовещенске только «Одноклассники» приносили мне клиентов, по крайней мере так было пять лет назад.

Павел использует для съемки фотоаппарат Canon 5D Mark II и линейку объективов. Сейчас он задумывается о покупке компактной и легкой камеры от Leica.

День фрилансера в Нью-Йорке 

У меня работа 24х7. Каждую минуту думаешь о работе. Вставать стараюсь пораньше, чтобы в 9 утра выйти из дома. В арендованной квартире на Манхэттене (Вест Виллидж) у меня слишком прекрасная кровать, поэтому от нее нужно сбегать. Работать начинаю утром за ноутбуком в кафе. Отвечаю на письма, переписываюсь или встречаюсь с клиентами, букерами (агентами моделей), тут же обрабатываю фотографии, которые необходимо отправить. Работаю, пока не устану. А потом сажусь на велосипед и кручу педали по городу. Потом снова встречи или съемка.

Я ленивый по природе, поэтому мне важно выйти из квартиры. Мне прекрасно работается вне дома. И для самоорганизации очень полезен спорт: езда на велосипеде, пробежка или занятие в спортзале. Это держит в тонусе. Я сейчас научился вовремя отдыхать. Для этого арендую машину, выключаю телефон и уезжаю к океану. Поэтому Нью-Йорк в окружении гор, водопадов, океана — идеальное место для жизни.

Одно время я увлекался сыроедением, но сейчас стараюсь просто придерживаться здорового питания. Хотя иногда грешу нью-йоркской пиццей.

Досье АП

Павел Денисенко родился 21 июня 1989 года в Белогорске. В 2011 году окончил экономический факультет АмГУ по специальности «сервис и туризм». На четвертом курсе уехал на два месяца в Санкт-Петербург для профессионального старта карьеры. После окончания вуза работал в Санкт-Петербурге и Москве. В 2013 году переехал в Нью-Йорк. Его фотоработы публикуются в зарубежных и российских изданиях IDOL, Harper′s Bazaar, Cosmopolitan, Collezioni, Schon, Vogue.ru.

Возрастная категория материалов: 18+