• Фото: Андрей Оглезнев

НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО БЫТЬ ХОРОШИМ

Действие картины разворачивается в обычном городке нашей великой страны. Журналист Сергей теряет работу из-за своего желания говорить, а не скрывать правду. Он живет с матерью,  отчимом и психически нездоровой сестрой в небольшой квартирке. Сергей уже находится на грани отчаяния, когда друг дарит ему армейские ботинки — берцы, если их заставить вести «куда надо», то жизнь изменится. Так и произошло. Юноша встречает телеведущую Ирину, в которую влюбляется. Жизнь персонажей кардинально меняется: Ирина переезжает к Сергею, его принимают на новую работу, мать уезжает с отчимом в отпуск и даже сестра, казалось бы, становится вполне вменяемой.

«Я не собиралась никого воспитывать, просто решила показать, что человек сам создает себе проблемы»

Однако это спокойствие ненадолго: после очередной посиделки с друзьями сестра пытается совратить брата, и ей это почти удается. Утром Ирина застает их в одной постели и уходит, предварительно вынеся на помойку берцы. После этого жизнь Сергея идет наперекосяк: он целыми днями пьет водку, избивает сестру, а после и вовсе его пытаются убить из-за его журналистских расследований. После покушения он становится инвалидом, и мать отказывается от него: на помощь ему приходит только сестра, которая благополучно живет в браке, и Ирина, известная ведущая.  

— В это картине вы, Катя, выступаете как автор сценария и режиссер. Как возникла идея рассказать  такую историю?

— Сценарий к фильму я писала для себя, о том, что меня волнует сейчас. В наше время  люди боятся чувствовать, они избегают разговоров о чувствах, стараются их не проявлять или прятать. А «Берцы» — настоящий честный разговор о чувствах. Фильм о  парадоксах и метаморфозах человеческих отношений. У нас есть мораль, заповеди, но в них верят только в детстве, по-моему. Потому что чем дальше, тем больше видишь, что, к сожалению, у нас не работают ни десять заповедей, ни правила приличия. Снимать подобную правду жизни, честно говоря, было нетрудно. Если уж ты решил что-то сказать — говори.

— Что вы пытались донести до людей, показав историю это семьи?

Я не собиралась никого воспитывать, просто решила показать, что человек создает себе безнадегу, проблемы. И не обязательно быть хорошим, чтобы все было хорошо. Поэтому и реакция у  зрителей была разной: кто благодарил, кто возмущался,  помню, даже хотели сжечь меня…

— Тяжело было снимать о таких непростых с моральной точки зрения отношениях?

— На съемочной площадке у меня нет внутреннего конфликта между автором и режиссером, потому что обе эти роли сыграла я. Думаю, актерам было тяжело переломить стереотип отношений. Но они справились.  

— Слышала, что «Берцы» — первый фильм задуманной вами трилогии…

—  Второй фильм, который уже начала снимать, называется «Ублюдок». Его главный герой — не плохой человек, просто его так называют. Иногда очень просто быть сумасшедшим, ублюдком, дебилом, если все против тебя. Некоторые покоряются и становятся жертвой. Но мне так лучше быть кем угодно, чем жертвой. И несмотря на всю безнадегу, человек борется за себя, и мне всегда это импонировало. С жертвами стараюсь даже рядом не стоять — это заразно.

ШИЗОФРЕНИЯ ЕСТЬ У ВСЕХ

— В вашей фильмографии на сайте «Кино и театр» написано, что вы, еще будучи студенткой ГИТИСа, работали вместе с английским режиссером и даже поставили мюзикл…

— После такой совместной постановки мюзикла меня пригласили в Лондон в театр Royal Court. Это был богатейший опыт для меня как для режиссера. Работать по их методике для меня было интересно увлекательно: весь процесс подготовки спектакля — это совместная работа, где все вместе участники пытаются прийти к одному знаменателю. Любой может высказать свое мнение и привнести что-то новое в спектакль.

— Знаю, что, помимо режиссерской и продюсерской работы, вы участвуете в антрипризе?

— Всего несколько раз пришлось выступать в роли актрисы. Мне недавно предложили также участвовать в  постановке, и я думаю, что соглашусь — потому что очень соскучилась по театру. В нем нет второго дубля,  как в кино,  где ты можешь остановить время, переиграть. Театр — это живой организм.

— Было в вашей практике и документальное кино о психбольнице… 

— Я снимала фильм не только о сумасшедшем доме, но и в нем. Причем сейчас  вспоминаю и думаю, что сегодня не смогла бы взяться за эту тему. А тогда, после института, я предложила ее сама! Тема была тяжелая: снимали в старой психушке Подмосковья. Это была старая больница постройки 19-го века, с флигельками, на окнах вместо стекол одеяла, внутри помещений въевшийся запах безнадеги… Говорят, именно там Чехов написал свое произведение «Палата № 6». Я потом еще долго «отходила» от этого фильма — оказывается, людей без погрешностей разума нет, шизофрения в зачаточном состоянии есть у всех. 

Лучшая в кубе

На втором кинофестивале в Амурской области Екатерина получила сразу три награды за фильм «Собака Павлова»: за лучший дебют, за лучшую режиссуру и специальный приз продюсера фестиваля. Через два года, показав амурчанам киноленту «Однажды в провинции», она снова получила приз продюсера кинофестиваля.

Возрастная категория материалов: 18+