Фото: Архив АПФото: Архив АП

Особенности национального импорта

Пороговый уровень для продовольственной независимости и соответственно продовольственной безопасности страны считается критическим, если наполнение внутреннего импорта соответствует 20 процентам и более. Как сообщалось в майском  докладе Правительства РФ, то есть еще за три месяца до введения нынешнего эмбарго на съестной импорт из США, Канады, Австралии и Евросоюза, доля импорта продовольствия у нас составляет около 40 процентов и по некоторым товарным группам порог уже пройден.  Есть о чем задуматься. 

Цена на свинину у нас такая высокая, что далеко не каждому амурчанину по карману.  По этой причине ее не закупают и наши производители — иначе их продукция будет не конкурентоспособной.

На этом фоне ярче высвечиваются позитивные подвижки на мясном рынке России. По данным Института аграрного маркетинга (ИАМ), за последние три года объемы собственного производства свинины в нашей стране выросли на 35 процентов, а мяса птицы — на 40. Соответственно доля импорта резко сократилась: по  птице — с 25 процентов в 2010 году до 10% в 2013-м, а по свинине — с 27 до 17. То есть в обоих этих сегментах продовольственная безопасность России уже фактически обеспечена. И наша Амурская область здесь не выглядит белой вороной — наоборот! 

Мясная несправедливость

Успехи наших птицеводов всем известны. Что касается производства свинины, то и здесь  не стоим на месте — есть подвижки, есть перспективы. До Белгородской области или Алтайского края нам еще далеко, но среди  дальневосточных аграриев мы выделяемся в лучшую сторону.  Обидно другое. По производству мяса на душу населения Приамурье на первом месте в ДФО, а вот по доходам населения — на втором снизу. На что людям покупать мясо? Поэтому потребление ценного белкового продукта у нас низкое.

Для сравнения: в соседней с нами Якутии производят  25 килограммов на душу населения мяса и мясопродуктов, а потребляют 88,  на Камчатке производят всего 7 килограммов, а потребляют 75, в Хабаровском крае производят 17, а потребляют 79.  А что у нас? В Амурской области в 2013 году вырастили мяса и произвели мясопродукции больше всех на Дальнем  Востоке — 51 кг на душу населения, а съели меньше всех — только 65 кг. Учеными-медиками подсчитано: чтобы быть здоровым, каждый человек в год должен съедать 74 килограмма мяса. Мы существенно до нормы недотягиваем.

Все деликатесы — на заграничном сырье 

Рынок мяса — это рынок трех «китов»: говядины, свинины и птицы. По свинине дела обстоят хуже всего. В мясопереработке свинина у нас в дефиците. Потому что для производства  деликатесов, колбас и полуфабрикатов переработчики используют свинину почти в два раза чаще — мясо более сочное. Единственный, кто работает полностью на своем мясе, — это агрофирма «Партизан». Но объемы у них маленькие. Самые крупные предприятия в области — ИП Мельниченко и ИП Романов — закупают свинину за пределами Приамурья.

  — В 2013 году в нашу область завезли почти 30 тысяч тонн мяса и мясной продукции, а вывезли около 10 тысячи тонн мяса, включая свинину, — привела цифры начальник управления продовольственных ресурсов министерства сельского хозяйства Амурской области Наталья Тюшникова.  —  Почему вывезли свое мясо? Да потому что те, кто покупает, платят лучшие деньги, чем наш потребитель. Цена на свинину у нас такая высокая, что далеко не каждому амурчанину по карману.  По этой причине ее не закупают и наши производители — иначе их продукция будет не конкурентоспособной.  Все аппетитные грудинки, шейки, окорока, буженину и другие  деликатесы изготавливают на импортной свинине.

КВОТЫ НАМ НЕ СВЕТЯТ

 В 2013 году амурские мясоперерабатывающие  предприятия произвели всего 6 тысяч тонн колбасных изделий вместе с деликатесами. Почему так мало?  Да потому, что очень трудно конкурировать, к примеру, с приморцами и якутянами, чья продукция в изобилии на наших прилавках и стоит дешевле. 

 — А все потому, что мы — перекупщики, — говорят производители. — Ни одно амурское предприятие квот на ввоз импортного мяса не имеет, поэтому вынуждены закупать его у оптовиков, которые диктуют свои цены.  Если напрямую купить мясо без квот, оно будет стоить, как при покупке во Владивостоке: 75 процентов пошлина, еще 10 процентов НДС.  Допустим,  тонна мяса в Бразилии стоит 7 тысяч долларов — без квот китайское мясо обойдется во столько же.

Однако получить квоту очень непросто. Москва их выдает раз в год, и только по результатам работы с импортом. То есть мясопереработчик, которому не хватает мяса,  должен сам найти за границей надежного поставщика и сначала отработать с ним несколько лет без квот — завозить мясо по импорту. Потом рассмотрят документы и в зависимости от объема ввоза мяса предприятием выделят какую-то долю квот.

— Мы посчитали: та доля квот, которую  мы можем получить на общероссийском рынке, не стоит тех усилий, которые надо для этого приложить, — говорят в региональном правительстве.    

Казалось бы, до провинции Хэйлунцзян, где двум крупным производителям разрешили экспортировать свинину в Россию, нам рукой подать. Вот он — выгодный случай закупать мясо для промпереработки по выгодной цене.  И тут, как говорится, облом. Как стало известно АП, недавно одна из крупных оптовых российских компаний скупила китайское мясо еще «вживую». 

— К сожалению, у наших производителей нет никаких шансов напрямую закупать мясо в Китае, — констатировали в министерстве сельского хозяйства. — Мы вынуждены перекупать свинину, которую растят вот тут рядом с нами, через третьи руки и с наценкой.  Такие законы…

ВОПРОС-ОТВЕТ

Будут ли расти дальше цены на деликатесы, колбасы и пельмени местного производства? 

— Несмотря на то что сырье взлетело в цене от 18 до 30 процентов, продукция наших «колбасников» подорожала всего лишь от 2 до 12 процентов, — привела цифры Наталья Тюшникова. — Еще до эмбарго  производители делали запасы сырья: кто-то на неделю, а кто-то на месяц-два. Этого времени оптовикам хватило, чтобы переориентироваться с закрытого европейского рынка на другие страны — Бразилию, Аргентину, Уругвай, Парагвай, Чили.  Китай открыли по свинине, откуда мясная продукция не экспортировалась с 2004 года. И теперь рост на мясо остановился. Даже наметилось снижение на оптовые поставки. А значит, продукция мясопереработки дорожать не будет. И это уже хорошо.

 

 

Возрастная категория материалов: 18+