Фото: Сергей ЛазовскийФото: Сергей Лазовский

 Серые схемы уходят

Рассылка текстовой рекламы с обычных десятичных номеров стала незаконной. Теперь любое юридическое лицо обязано для рассылки обзавестись именным телефонным номером и заключить с оператором прямой договор об услуге по рассылке сообщений. Абонент, которому пришла СМС-реклама с длинных цифровых номеров, может жаловаться в антимонопольную службу и оператору связи. Также новые поправки в закон «О связи» обязывают компании получать от клиентов согласие на рассылку. Не только письменно, но и через двухуровневую авторизацию посредством сообщений. Правда, правила получения согласия от абонента еще предстоит установить.

По словам маркетолога благовещенского ТЦ «Товары для дома» Дмитрия Евсеева, нововведения не коснутся добросовестных компаний, которые используют собственные клиентские базы. Поменять подход придется как фирмам, использующим чужие базы телефонных номеров, так и тем, где факт заказа автоматически означает согласие на уведомление, хотя прямого одобрения клиент не давал.

— В нашем, да и в большинстве случаев предприятия собирают согласие клиентов при выдаче бонусных карт, — говорит Дмитрий Евсеев. — Человека просят заполнить небольшую информационную анкету, где он ставит соответствующую отметку: согласен он или нет получать от предприятия СМС-рассылку. Так как мы работаем более 25 лет на рынке, у нас скопилась достаточно большая собственная база номеров — порядка 8—10 тысяч человек. А где взять такую базу данных новым компаниям? Их можно купить в интернете. Серые базы данных существуют — и это известный факт. Но на благовещенском рынке таких недобросовестных игроков было немного, и их становится все меньше.

До негатива — один шаг

Информация, распространяемая с помощью массовых рассылок, дешевая и очень эффективна, отмечают маркетологи. По сути, это прямой контакт с человеком, и обходится он всего в 30 копеек. По эффективности такая СМС-реклама сопоставима с рекламой по телевизору. Однако перебарщивать с ней тоже не стоит. Оптимальный вариант — рассылать рекламные SMS один-два раза в месяц, не чаще. Иначе рассылка становится навязчивой и дает скорее негативный эффект. Говоря об эффективности СМС-информирования, представитель «Товаров для дома» приводит в пример первую ночную распродажу в прошлом году, о которой наряду с ТВ сообщили «мобильным» способом. Наплыв клиентов был такой, что в ТЦ даже испугались, что возникнет давка.

— Рассылка гораздо эффективнее, чем баннер на улице, — подтверждает заведующий магазином автотоваров «Лихач» Александр Тарановский. — Когда мы оповещаем наших клиентов о каких‑либо акциях, оборот в магазине вырастает в 2—3 раза. При этом, несмотря на то что в этот день магазин делает большие скидки, валовая прибыль все равно больше.

25-30

копеек обходится предпринимателям одно рекламное СМС-сообщение

Новые правила, запрещающие рассылку SMS с обыкновенного длинного номера, поднимут ценность каждого сообщения. По словам руководителя автомагазина, рассылка с буквенного номера обходится в два раза дороже. Большинство амурских компаний предпочитали экономить и использовать числовые номера, а наименование магазина или фирмы прописывалось в телесообщении. В среднем одно отправленное сообщение с десятизначного номера обходится в 25—30 копеек в зависимости от объема рассылки и выбранного тарифа. Эсэмэска с буквенного номера стоит в среднем один рубль. При массовой рассылке ее стоимость падает до 50 копеек.

— Нужно разделять спам, когда каждый день приходит куча ненужных SMS, и честную СМС-рассылку, — говорит завмагазином «Лихач». — Мы используем сервис информирования наших клиентов посредством СМС, но максимум раз-два в месяц. Причем характер сообщений у нас не такой, мол, приходите, у нас все замечательно. Наш клиент получает конкретное предложение, например, о распродаже сезонного товара или скидке. Ужесточение условий нас никак не коснется, так как мы изначально начали работать на этом рынке по‑честному. Мы используем буквенный номер, а не цифровой. Буквенное обозначение дороже, но это эффективнее в плане продвижения бренда.

Переориентация на закон

Переориентируются и те, кто осуществляет рассылки — так называемые СМС-агрегаторы. На этом рынке в Приамурье работают как местные, так и столичные компании. Тем не менее амурский бизнес предпочитает пользоваться услугами фирм, находящихся в регионе. Предприниматели говорят, что это позволяет оперативно решать возникшие вопросы. Вот только борьба с медиашумом в телефонах россиян, развернутая на федеральном уровне, практически вдвое сократила количество СМС-агрегаторов на региональном рынке. До поправок в закон «О связи», помимо официальных сотовых операторов «МегаФон», «Билайн» и МТС, еще год назад подобные услуги предоставляли около пяти фирм. Сейчас их, по словам самих представителей рынка, трое. В общей сложности они обслуживают свыше 500 фирм Приамурья.

Борьба с медиашумом в телефонах россиян  практически вдвое сократила количество СМС-агрегаторов на региональном рынке. 

— За СМС-спам серьезно взялась антимонопольная служба, — говорит руководитель благовещенской фирмы по рассылке SMS «Экспресс-СМС» Артем Бушуев. — В прошлом году большое количество бизнесменов, использующих чужие клиентские базы, были оштрафованы. Многие предприниматели, ввиду ужесточения порядка, побаиваются и перестали пользоваться рассылками, несмотря на то, что это весьма эффективный вид рекламы. Хотя у меня был клиент, который не верил в эффективность такого продвижения. После того как он набрал около 200 номеров в клиентской базе, мы начали рассылать от его компании сообщения типа «приведи друга — получишь подарок, скидку». В течение трех месяцев бизнесмен увеличил свою клиентскую базу до 5 тысяч человек. Ему уже не нужно искать новых клиентов. Он успешно работает с имеющейся базой.

Дорогое удовольствие

По словам Артема Бушуева, из‑за оттока спамеров некоторые сотовые операторы стали поднимать цены на услуги СМС-рассылки. Если раньше бизнесмены пользовались текстовой рекламой как дешевым видом продвижения, то сейчас этот метод стал дорогим удовольствием.

1

рубль в среднем стоит эсэмэска с буквенного номера, при массовости ее стоимость падает до 50 копеек

— СМС-рассылки перестали быть методом рекламы, дающей быстрый обратный эффект, — подытоживает глава «Экспресс-СМС». — Моментальные прибыли мог дать только спам, когда 100 тысяч эсэмэсок попадали на сотовые телефоны жителей Благовещенска, причем как тех, кто давал согласие, так и тех, кто ни разу не обращался в эту компанию. Было много негатива, но у бизнеса был такой подход — главное, чтобы клиент пришел, а обработать его сумеем. Сейчас предпринимателям приходится менять сознание. Сегодня гораздо удобнее и выгоднее стало работать со своими клиентами, которые лояльны к компании. Рассылка для таких клиентов наиболее эффективна.

Со временем рассылки станут адресными и более эффективными, считают региональные эксперты. Например, магазины верхней одежды будут знать размер и предпочтения клиента. И уже не будут вызывать удивления СМС с таким содержанием: «Наталья Петровна, подошло чудное красное платье именно вашего размера». Чтобы sms точно доходило до адресата, агрегаторам придется держать планку. Кроме отчета заказчикам, они должны будут проверить, что отправляют. Оставшиеся на рынке Приамурья фирмы, например, уже имеют в своем штате модераторов, которые проверяют текст каждого отправленного сообщения.

Амурчане 48 раз пожаловались на спам

В амурском УФАС отмечают, что жалобы на СМС-спам составляют половину от всех жалоб на рекламу в Приамурье. В этом году в ведомство поступило чуть больше 80 жалоб, из них 48 касались смс-сообщений. Штрафы в этом сегменте достаточно велики: в случае выявления нарушения должностное лицо может поплатиться от 4 до 20 тысяч рублей, юридическое — от 100 до 500 тысяч. В нынешнем году за незаконную смс-рассылку стотысячным штрафом была наказана московская фирма «Домашний интерьер».