• Мозаичное панно появилось на стене физкультурного техникума. 1972 г.
  • Автор-исполнитель панно — художник Анатолий Иванович Плодунов.

С каждым годом наш город становится краше, появляются новые микрорайоны, поднимаются корпуса заводов и фабрик, здания учебных заведений. Вот и еще одна новинка — здание физкультурного техникума. Внутри его еще идет отделка комнат, залов и коридоров, а снаружи все главное завершено. Снимут рабочие  еще ряд лесов, и взгляду предстанет мозаичное панно, поражающее красотой отделки и яркостью красок. Композиция состоит из пяти колец, символизирующих континенты мира, на их фоне в едином порыве стремятся к финишной ленте  три спортсменки. Поражают не только краски и тщательность отделки, но и размеры композиции. Ее высота равна 8, а ширина 12 метрам. 

Автор-исполнитель этого произведения — художник Анатолий Иванович Плодунов. Призвание Плодунова — мозаика. Он делает рисунки из разноцветных плиток, кусочков стекла и керамики. Окончательный выбор профессии был сделан им не сразу. В биографии Плодунова — детский дом, школа, техническое училище, работа каменщиком на стройках Урала, учеба в вечерней школе. После этого он служил в армии, затем поступил в алма-атинское художественное училище, окончив его, взял направление на Дальний Восток. С первых же месяцев работы в Амурских художественных мастерских он берется за керамику, но все больше внимания уделяет мозаике, до него в нашей области не применявшейся.

Контрольной работой в мозаике для самого Анатолия было выполнение фигуры судостроителя, изображенной на главном корпусе благовещенской судоверфи. На это ушли месяцы. Достаточно сказать, что художник выложил маленькими плитками 50 квадратных метров стены.  Закончив работу на судоверфи, Плодунов уезжает учиться в Ленинград. И сразу же после возвращения думает о новой работе — оформлении фасада здания техникума физкультуры. Анатолий обращается за помощью к более сильному в рисунке художнику Гиви Курдиани. Вместе они разрабатывают эскиз — Курдиани в рисунке, Плодунов в цвете. Эскиз получает одобрение совета художественных мастерских и принимается заказчиком. От утверждения эскиза до снятия лесов у законченного панно прошло полтора года. 

Эти месяцы были трудными. Художник сам проводил лабораторные исследования керамических плиток и красок, сам обжигал каждую плитку, а их — около 100 тысяч. Сто тысяч кусочков, разных по форме и по величине, которые нужно, подбирая по цвету, подогнать, уложить, приклеить к картонным листам. После всего художник наклеивал листы на 126 бетонных плит и крепил их к стене здания специальными штырями. Работа шла под ветром, осенними дождями и заканчивалась в лютые декабрьские морозы. 

Возрастная категория материалов: 18+