Фото: Андрей МоскалюкФото: Андрей Москалюк

— Уроженец Тынды приехал покорять Благовещенск. Почему бизнес основал в КНР?

— Так получилось, что меня воспитывала одна мама — понимал, что на мне большая ответственность. В 18 лет уже вел бизнес здесь, занимались таможенным оформлением, закупками в Китае. Очень тяжело начинали 2008 год, это был кризис. В основном работали с китайцами, а они много не платят. Была каждая копейка на счету, и она должна была работать — это оказалась очень хорошая школа для нас. Тогда я уяснил: если делаешь ошибку, то сильно проигрываешь. А еще я понял: деньги — не главное, их можно заработать. В один прекрасный момент стало тесно в Благовещенске. Пришел в офис и сказал: ребят, следующий шаг — это Китай, кто со мной — поднимите руку. Четверо подняли руки, остальные просто вышли. И мы уехали. Без знания языка. А что мы теряем, сидя здесь?

Но все же, почему развитие, допустим, не в Москве или еще где-либо в России?

— Виноваты, наверное, мои личные амбиции — еще в школе представлял себя в списке Форбса. Всегда хотел добиваться результатов. Но, к сожалению, Тында, Благовещенск — не те города, где можно развиваться. Почему не Москва? Туда надо ехать либо с чемоданом хороших денег, либо с хорошим контрактом. Других вариантов нет. Ехать в никуда — а что там делать? Москва очень сложный город.  И я поехал в Китай учиться и понимать, как работает бизнес изнутри, — в совершенно чужую, иную страну. И мы правильно выбрали старт. Если ты говоришь, что живешь в Китае, то у тебя уже большое преимущество. Многие не хотят работать с теми же московскими компаниями — большинство хотят обойти как можно больше посредников и получить лучшие цены и условия. 

— В моем представлении логистика — достаточно сложный вид бизнеса. Вероятно, в Китае с ним попроще — все-таки 80 % мира снабжает товарами, вывозить есть что. Почему все-таки перевозки?

— Логистика – единственная услуга, которая всегда отдается в аутсорсинг. Вы можете поехать на выставку, познакомиться с производителем, закупить товар, сами перевезти деньги … Но логистику сами выстроить не сможете. Клиент должен заниматься своим делом, вообще каждый должен заниматься своим делом. Если вы находитесь в Москве, займитесь лучше менеджментом, рекламой, открытием новых направлений — много возможностей. Зачем лезть с головой в стороннее направление, тратить время, набивать шишки на голове, терять огромные суммы, если это уже сделали за тебя?

— Чего в итоге удалось достичь?

— Сейчас мы открываем уже третий офис, работаем в центре в высотке, у нас огромный офис-терминал, склад. Только в офисе 60 сотрудников, 30 — на аутсорсинге, и нам помогает большое количество партнеров. Я не помню, сколько оборотность была в 2008 году, потому что тогда даже бухгалтера не было. Сейчас — свыше 100 миллионов долларов в год. Думаю, за это время увеличение произошло в 20—30 раз. Ежегодно мы оборот удваиваем. Но это не предел — впереди очень много задумок.

— Что в 2008 году, что сейчас кризис. Как удается удержаться на плаву?

— В 2008 году был мировой финансовый кризис — и было плохо всем. Мы зависим от нескольких обстоятельств — рынка спекулянтов, политики. Валюту то отпускает, то прижимает — турбулентность постоянная. Но мы не чувствуем кризиса. Наши клиенты — очень крупные компании с серьезными финансовыми подушками, и они понимают, что надо поставлять товар — клиенты требуют. Мелкие компании, у которых не много денег, заняли выжидательную позицию. Они могут позволить себе подождать, крупные — нет, и я тоже. Самое страшное в кризисе — российский психоз. А нужно, наоборот, пользоваться ситуацией, иметь холодный рассудок. Я, напротив, усиленно вкладываюсь в рекламу, чтобы занять позицию лидера — воспользоваться ситуацией. Знаете, для одних черная полоса — яма, а для кого-то — всего лишь взлетная полоса. Когда вы начнете понимать, спустя три месяца, полгода, «да, я просел», первое, что нужно сделать: сесть и подумать. Кризис дает нам возможность еще раз все посчитать, задать себе вопросы. Сокращение расходов — хорошо. Мы тоже делали чистку. Но зачем мы изначально на них пошли? Значит, что-то недодумали. Некоторые компании сокращают штат. Я такую позицию не занимаю — люди делают деньги, а не деньги людей. Персонала это не должно касаться. Нужно понимать, что твоя доходность еще больше зависит от психологического настроя сотрудников, чем от клиентов.

Мне стало тесно здесь. Я пришел в офис и сказал: ребят, следующий шаг — это Китай, кто со мной — поднимите руку. Четверо подняли, и мы уехали.

— Какие планы?

— Мне снова тесно — очень хочу путешествовать. Готовимся к экспедиции на Эверест — это моя новая точка свершений!

— Дмитрий, вы вошли в число финалистов российского конкурса «Предприниматель года — 2014» и стали самым молодым участником. Впервые участвовали?

— Да, хотя конкурс в России проводится несколько лет, наверное, в этом году я был больше всего готов. Мы вышли на серьезный уровень, у нас прибыльный бизнес. Я подавал заявку в номинации «Транспорт», где выдвигались главы аэропорта Внуково и Уральских авиалиний. Это компании невероятных размеров, и для меня была большая честь «постоять рядом». Наша фирма вошла в тридцатку лучших. Всего участие принимали около 200 предпринимателей, было 13 номинаций.  На конкурсе нужно было рассказывать не столько о компании, сколько о себе. Многие ребята допустили ошибку, презентовав бизнес, пытаясь найти какие-то инвестиции. Сама идея конкурса показать, кто на самом деле является предпринимателем, через какие трудности проходили, начиная свое дело с нуля. Это оказалась хорошая площадка для делового общения с очень интересными люди, которые возглавляют компании с капитализацией в миллиарды рублей. И просто встретиться на улице с ними вряд ли возможно. А нам повезло — смогли поговорить, они дали нам советы. Такие люди владеют огромным опытом, например, Андрей Романенко, президент «Киви», в свои 35 лет добился огромных успехов — одна из десяти российских компаний с капитализацией в миллиард долларов, представители «Сколково», крупных фармацевтических компаний, IT-компании. 

***

«Правда в Чае», или Секреты ведения бизнеса в Поднебесной

В свободное от работы время Дмитрий ведет несколько медийных проектов и делится своим опытом ведения бизнеса в Китае с российскими предпринимателями. В частности, Портнягин является автором и ведущим популярного подкаста «Правда в Чае». Авторский интернет-журнал амурчанина выходит с 20 ноября 2012 года, запись происходит в собственной студии. Основные темы — «подводные течения» китайского рынка и экономики, были беседы и об особенностях чайных туров. Гостями студии становятся предприниматели-россияне, работающие в Поднебесной. С ними, к примеру, Дмитрий обсуждает, как ситуация в Украине повлияла на международный бизнес, какие тренды на рынке производственного оборудования в Китае, а с каким китайским оборудованием не стоит даже связываться. Прослушав аудиозаписи, можно узнать, как наладить поставки изделий из камня и открыть свою бизнес-школу в КНР, что происходит с офшорами и как работает франчайзинг. Название проект получил от производного China (на английском читается как Чайна — Китай), появилась родная и душевная для россиянина форма «чай». «Родился подкаст из желания поделиться опытом о ведении бизнеса в Китае. Посвящается он всем начинающим и уже действующим российским бизнесменам. Буду рад, если такие аудиоподсказки будут полезны соотечественникам. Например, очень актуальная тема — мошенничество в Китае. Мы говорим и об этом», — поделился Дмитрий.

ДОСЬЕ

Дмитрий Портнягин, 26 лет. Является экспертом по международному бизнесу, председателем по международному сотрудничеству Ассоциации Молодых Предпринимателей России, руководитель трейдинговой компании Transitplus, Гуанчжоу. Р. В Китае живет около 6 лет. Родился и вырос в Амурской области, в городе Тынде. После школы переехал в Благовещенск, поступил в МАП. Первые летние каникулы посвятил заработкам на поездках в Китай гидом-переводчиком в составе туристических групп. Параллельно Дмитрий получал разовые заказы от клиентов на закупку и поставку китайских товаров. В 19 лет открыл собственный сервис, который смог бы помочь компаниям и частным лицам в организации закупок, производстве и доставке различных товаров из Поднебесной. Женат.

Возрастная категория материалов: 18+