О покупателях китайцах
Когда только заканчиваешь учебу, не всегда получается устроиться туда, куда бы ты хотел. Поэтому многие идут работать продавцами. Но у меня получилось наоборот. Я всегда мечтала попасть в торговлю, хоть и имела образование инженера. И когда устроилась в наш магазин бытовой химии, поняла, что это мое и работу менять больше уже не буду.
У нас чисто женский коллектив. Одно время консультантом работал молодой человек, но уволился. Все-таки мы продаем красоту, а мужчинам это не особо интересно. Да и ходят к нам в основном женщины, а им привычнее получать консультации о косметике, средствах ухода и гигиены от девушек, а не от парней. Мужчины-покупатели — довольно редкие гости. Как правило, они приходят, когда уже прижмет. Вот сегодня группа мужчин зашла за мочалками, мылом, банными шапками и эфирным маслом. Все сразу понятно: товарищи в баню собрались и поход в магазин — не желание, а необходимость. Иногда мужчины делают и настоящие хозяйственные закупки для дома, если женщина по какой-то причине сделать этого не может. Они приходят с длинными списками на бумаге или в телефоне и только иногда интересуются у нас, где стеллажи с детскими товарами, где со стиральными порошками, а где с трикотажем.
Но самые частые покупатели у нас в последнее время — китайцы. Специально для них на магазине рядом с русской вывеской даже появился дубляж на китайском языке. Они скупают известные бренды, дорогие марки декоративной косметики и кремов. Очень любят парфюм Chanel и Dior. Но и от наших «Рецептов бабушки Агафьи» не отказываются, натуральное берут хорошо.
Сейчас амурчане очень интересуются экологически чистыми продуктами. Консультируются по японским, корейским и отечественным натуральным товарам.
О спросе на отечественное
Знаю, что многих покупателей раздражает, когда консультанты предлагают им помощь. Поверьте, мы делаем это не из-за своей природной навязчивости или гиперобщительности. Это наша обязанность, прописанная в трудовом договоре. Мы должны здороваться с вошедшим покупателем, подходить к нему, предлагать помощь, рассказывать об акциях, пробивать товар на кассе и всегда улыбаться. Радует, что в последнее время люди стали привыкать к этой вежливости и пользоваться ею, а не смотреть на тебя как на дурочку. Реакция покупателя теперь все чаще зависит от настроения. Если он в хорошем расположении духа, то и проконсультироваться будет рад. Если настроение у человека плохое, мы стараемся к нему даже не приставать с помощью.
Покупатели чаще всего просят консультации по крему для лица, декоративной косметике, краске для волос. Например, спрашивают, какой у них будет цвет волос после этой краски: как на картинке или нет. По бытовой химии вопросы редко задают, хотя и такое бывает. Например, подходит ли средство для прочистки труб для полипропиленовых труб. Сейчас амурчане очень интересуются экологически чистыми продуктами. Консультируются по японским, корейским и отечественным натуральным товарам. Одна из самых раскупаемых марок сегодня — органическая косметика на натуральных травах Сибири и Дальнего Востока Natura Siberica.
Зато профессиональная линия шампуней Pantene Expert у нас не пошла. Люди ей почему-то не доверяют, и она не продается. Сейчас мы пытаемся распродать то, что стоит на прилавках, и больше уже не брать эту марку. Люди сейчас вообще стараются экономить, переходят на российские товары. Возможно, и политика влияет на их выбор.
О ворованных блесках и духах
Не нравится нашим покупателям и писк защитной рамки. Конечно, неприятно, когда ты за все расплатился, но товары плохо размагнитили и на выходе рамка поднимает сирену на весь магазин. Мы стараемся складывать все покупки в наш фирменный пакет, чтобы можно было еще раз без него провести клиента через рамку, извиниться и отпустить покупателя. Иногда даже без пакета в руках человек может «звенеть». Такой эффект дают старые расчески и платочки из нашего магазина, большие суммы денег в кошельке, иногда сотовые телефоны. Но людям, конечно, не нравится такое пристальное внимание к своей персоне, иногда они отказываются показывать содержимое сумки, грубят и даже скандалят.
Мы всех понимаем, однако другого выхода нет. Рамка — одно из главных средств защиты от воровства, которое случается часто. Причем воруют не обязательно люди малообеспеченные и неблагополучные. Нередко это приличные мужчины и женщины, на которых никогда не подумаешь! Совсем недавно был такой «покупатель». Хорошо одетый молодой человек взял корзинку, набрал в нее много товаров. Всех девочек замучил консультациями, спрашивал и про то, и про это. На кассе решил рассчитываться картой. Денег на ней не оказалось. Он сказал, что сейчас сходит до банкомата, снимет сумму и вернется. На самом деле он так отвлекал продавцов и положил в карман 4 сменные кассеты для бритья Gillett.
Другой покупатель взял какие-то мелкие товары, его рассчитали. Но на выходе он «просигналил» на защитной рамке. Когда по просьбе охранника покупатель снял куртку, из ее рукавов посыпались тюбики зубной пасты.
Еще недавно приходила пара. Мужчина покупал своей девушке очень много всего дорогого — косметику, средства ухода и укладки. При этом она не растерялась и по пути спрятала в карман еще и дорогой блеск. Это заметили камеры. На кассе были в шоке как продавцы, так и спутник молодой особы. Он, кстати, за нее перед всеми извинился.
Однажды к нам в магазин даже приходил полицейский. Сказал, что они поймали клептоманку, которая призналась во всех своих кражах. Оказывается, у нас она украла туалетную воду, а мы даже не заметили. Самое страшное — иметь дело с больными людьми. Наркозависимые тоже заходят к нам чем-нибудь поживиться, обычно по трое человек. Пока кто-то отвлекает продавца, другой ворует.
Что интересно, люди крадут только дорогие товары. Не какие-нибудь мыла или бумажные платочки. Обычно это кассеты для бритья, декоративная косметика, парфюмерия. Это то, что можно потом перепродать на рынке. Знаю, что там торговцы скупают ворованные товары по сходной цене.
О секретном освещении и запахах
В нашей работе, конечно, есть свои хитрости. Товары с истекающим сроком годности мы выставляем в первый ряд. Если времени осталось совсем мало, уценяем на 30—50 процентов. Над дорогой декоративной косметикой и парфюмерией делаем дополнительное освещение. От него товары красиво блестят, переливаются, привлекают внимание. К более ходовому товару ставим менее популярный, чтобы продать и эту малоизвестную марку. На кассе всегда стоит мелочевка — так называемые импульсные покупки, на которые человек не рассчитывает. Пока стоишь в очереди, разглядываешь их и тоже кидаешь в корзину. «Они ведь недорогие, почему бы и не взять, даже если не очень надо», — размышляют люди.
А вот дополнительными запахами мы не балуемся, чтобы не получить какофонию и обратный эффект. Хотя вот во фруктовых киосках частенько пахнет ванилью, замечали?! Считается, что этот сладкий запах располагает покупателя к тратам. И торговцы этим методом активно пользуются, иногда даже перебарщивают.
Чтобы давать покупателям консультации, мы должны знать все об имеющейся в магазине продукции. Поэтому, когда закупаем что-то новое, всегда изучаем информацию о продукте. Новичкам даже задают делать доклады о марках и средствах и выступать с ними на планерке. Благодаря этому за время работы я научилась хорошо разбираться в косметике, кремах, их составах, разных брендах. Могу отличить продукцию с растительными компонентами от полностью искусственных. Кстати, иногда даже состав читать не обязательно. Товары с натуральными компонентами стараются заявить об этом сразу — сделать этикетку в зеленых тонах, вынести на нее растительность.
Рамка — одно из главных средств защиты от воровства, которое случается часто. Причем воруют не обязательно люди малообеспеченные и неблагополучные. Нередко это приличные мужчины и женщины, на которых никогда не подумаешь!
О зарплате и скидках
Зарплата у нас каждый месяц разная — от 18 до 30 тысяч рублей. Ее размер зависит от продаж. В каких-то магазинах есть индивидуальные продажи, когда каждый работник должен продать товара на определенную сумму. У нас общий план продаж на месяц. Полученная прибыль делится на всех работников. Поэтому очень важно всем консультантам работать в полную силу, быть заинтересованным в больших продажах.
Общий план зависит от нескольких вещей: расположения магазина, его площади, средней проходимости. Например, супермаркет в центре города должен зарабатывать около 2,5 миллиона рублей в месяц. А магазинчик на окраине всего 700 тысяч рублей. Конечно, в крупные праздники план увеличивается еще примерно на миллион рублей.
Самая высокая зарплата у нас в Новый год. Это любимый праздник всех сфер торговли! На втором месте 8 Марта, следом 23 Февраля. Женщины очень любят делать подарки друг другу и своим мужчинам. Сейчас они уже активизировались, ходят и присматривают покупки.
Для своих работников в наших магазинах действует скидка 15 процентов. Поэтому дома у меня почти все из моего магазина. Во всяком случае, бытовая химия точно! А зачем я понесу кому-то деньги? Это же моя выручка! В чужие магазины не хожу из принципа.
О внешнем виде и штрафах
Наши продавцы носят специальную форму, утвержденную и отшитую предприятием. Без нее могут работать только стажеры в течение двух месяцев. Они одеваются на работу строго: белый верх, черный низ. Также обязательно должен быть легкий макияж, неяркий маникюр и аккуратно уложенные волосы, без каких-то диких начесов.
За ненадлежащий внешний вид можно получить замечание, а то и штраф от начальства. Также штраф можно схлопотать за оскорбление покупателя. Один раз на моей памяти такое было. Из-за цены товара между продавцом и покупательницей возник спор, который перерос в перепалку. Наш работник оскорбила клиента, за что позже заплатила штраф 500 рублей. У нас ведь покупатель всегда прав.
Без дела мы не сидим, даже когда нет покупателей. В безлюдное время мы выставляем новый товар, проверяем сроки годности, моем полки. Если просроченные товары не успеваем распродать за шесть месяцев, то их списывают. Чистящие и моющие средства обычно оставляем в магазине, чтобы потом использовать при уборке. А остальное делим между собой. Но желающих получить просроченный крем или помаду немного, этот бонус непопулярен!
Возрастная категория материалов: 18+
так вот почему я никогда не могу пройти мимо полочек с духами!!!!!! Здесь оказываетсявсе подстроено:-))) Даже если за туалетной бумагой зайду, обязательно подойду нюхнуть, а то и подушиться новиночками
— Шопоголик (гость)Да не когда не поверю, что продавцам ничего на карман не капает с каждой моей покупочки! Тогда бы они не ходили за мной по пятам и не втюхивали ненужные дорогие товары. Вежливость вежливостью, но в работе продавцов усматривается какой-то явный умысел
— Лейла (гость)А я-то все время думаю, почему на меня охранники смотрят, когда мелочевку в магазине беру. Мне это оскорбляло, говорила им, чтобы следили за бомжами)) А тут, оказывается, и обеспеченные тырят))
— покупатель (гость)