О вредности профессии

Я долго работала в ателье. Со временем оно стало загибаться, мы не выдерживали конкуренцию с Китаем, работникам перестали платить зарплату. Я поняла, что нужно искать что-то другое. Решила освоить только набиравшую тогда популярность профессии мастера ногтевого сервиса. Прошла обучение у работающего мастера, устроилась в салон красоты, через несколько лет открыла свой кабинет. Кстати, всем желающим выучиться на маникюршу посоветую идти сразу в салон к практикующему мастеру. Не записывайтесь на массовые курсы! Там вы ничему не научитесь.

Я никогда не млела от этой профессии. Выбрала ее, потому что нужно было зарабатывать деньги. Спустя шесть лет мое мнение не изменилось: маникюр и нейл-дизайн — это не творчество и любовь всей жизни, а просто хороший заработок.

Есть у него и свои минусы. В первую очередь это работа с препаратами, которая пагубно сказывается на здоровье. Раньше мы очень много работали на наращивании. Из-за акрила я заработала себе дыхательную аллергию. От нее пострадал, наверное, каждый второй мастер. Вдыхать эти пары было просто убийственно. Я потом целый день отходила от одного такого заказа — «чугунная» голова, тошнота, постоянный зверский аппетит. Но все люди переносили акрил по-разному. Знаю девочек, которым даже нравился этот запах.

Об экономии

Слава богу, сейчас мы практически отказались от наращивания акрилом и гелем. Клиентки предпочитают гель-лак. У него сразу несколько очевидных плюсов. При его нанесении и снятии не нужно спиливать ногтевую пластину. Это не так травматично. Потому что при наращивании бывали разные неприятные случаи. Из-за толстого слоя материала при ударе у клиентов нередко лопалась ногтевая пластина. Под ней кожа начинала гнить. Приходилось отправлять женщин сразу на прием к дерматологу и хирургу.

Маникюр и нейл-дизайн — это не творчество и любовь всей жизни, а просто хороший заработок.

Кстати, гели-лаки тоже бывают разные. Все зависит от производителя. Китайские очень толстые, грубые. Когда они только появились, я тоже пробовала с ними работать. То, что происходило с ногтями моих клиентов, был просто тихий ужас! Отслойки на пластине появлялись уже после первого нанесения, при качественном геле-лаке они появляются только через год—полтора постоянного использования.

Я работаю только с американской продукцией Шеллак. Он мягкий, легкий, долго держится. Правда, сейчас из-за кризиса цены на него взлетели в два раза. Постепенно буду от него отказываться, переходить на что-то подешевле. Кремами для педикюра и обеззараживающими средствами для техники раньше всегда пользовалась только немецкими. Сейчас в целях экономии закупила российские. Пока все устраивает, и клиент доволен. Раньше я все в одной фирме разом закупала, теперь из-за кризиса больше бегаешь по магазинам, узнаешь, где дешевле да лучше.

О конкуренции

Сейчас у нас в городе очень много мастеров маникюра, но сильных крайне мало. Самое интересное, что у каждого из них есть свой клиент. Иной раз посмотришь, как маникюрша делает свою работу — некрасиво, коряво. А клиенту нравится, он привык и к результату, и к человеку.

Грешок, который действительно есть за частными мастерами, особенно теми, что оказывают услуги на дому — они поголовно работают с китайской продукцией. Мотивация понятна: хочется больше заработать. Ведь маленький пузырек Шеллака стоит 1 200—1 400 рублей. У китайцев бутыльки побольше, а стоят 150—200 рублей. Разница колоссальная! Я тоже частный мастер, но позволить себе такую хитрость не могу. Мои клиенты не дураки! Они же увидят, что станет с их ногтями через неделю. Тогда предъявят мне претензии или вообще больше не придут. Когда я работала в салоне, такие случаи часто бывали. Но там все жалобы были обращены к хозяйке, мастера за материал не отвечают. Что им предоставляет салон, с тем и работают.

Сейчас очень много недельных обучающих курсов. Но, скажу сразу, без персональной учебы у практикующего мастера и нескольких лет работы в салоне, толку с них не будет. Там учат теории, как и в местных техникумах. Когда девочки с красными дипломами приходили оттуда к нам на работу, у всех нас был шок. Они не умели элементарного — ровно покрывать ногти лаком, делать запил, правильно держать пилку и щипчики!

Кстати, если вы убираете длину ногтя, то пилить его можно туда-сюда. Иначе будете сидеть очень долго. А если пытаетесь убрать на ногтях отслойки, пилить нужно строго вниз или вверх, но лучше всего на себя. В противном случае ноготь не восстановится, а только еще больше разлохматится.

Без персональной учебы у практикующего мастера и нескольких лет работы в салоне, толку с них не будет. Там учат теории, как и в местных техникумах.

О сложности педикюров

В последнее время появилось много новинок дизайна и технологий. Чтобы выведать секреты, нередко мастера ходят друг к другу на приемы. Я делаю это открыто, бываю у молоденьких продвинутых маникюрш, учусь у них. Другие пытаются тайно узнать секреты мастеров, приходя на маникюр как клиент. И ко мне такие «разведчики» тоже приходили. По вопросам сразу видно, что это пришел мастер. Если знания, о которых он спрашивал, когда-то достались мне легко, между делом, я могла ими поделиться. Если нет, то прямо отвечала: «Извините, но эта информация стоит денег, и немаленьких. Идите на курсы и там все узнаете!»

Сейчас начинается сезон педикюров. Могу весь день сидеть и делать только их. Хотя для меня это тяжелее, чем маникюры, и физически, и эмоционально. Но в работе с людьми всю эту брезгливость надо отключать. Я поборола это еще когда работала в ателье. Однако был у меня клиент, который остался в памяти на всю жизнь. Это клиент салона, в котором я работала, через нее прошли все мастера. Женщина — инвалид, сама за собой ухаживать она не может и часто посещать маникюр и педикюр тоже позволить себе не может. Поэтому приходит всегда в ужасно запущенном состоянии. Когда она мне досталась, я работала всего неделю. Для меня это был эмоциональный шок, от которого я отходила несколько дней. Сейчас я не согласилась бы обслуживать такого клиента ни за какие деньги.

Мужчины тоже посещают мой кабинет, но только по острой необходимости — если беспокоит вросший ноготь или собираются ехать в отпуск. На маникюр они ходят, если впереди какое-то торжество. Регулярно приходят деловые люди — чиновники, коммерсанты, те, кого мы часто видим по телевидению. Сидя в кресле, они не чувствуют неловкости. Однако если им звонят и спрашивают, где они, мужчины врут, что зашли в банк, магазин или выскочили по делам. Женщины, кстати, тоже не признаются, что находятся у мастера на приеме, потому что прибегают ко мне в течение рабочего дня. Для этого, как правило, отпрашиваются у начальства, но не на маникюр, а в больницу, в банк, на сверку в РКЦ.

О разговорах с клиентами

Если клиент говорит, то и я с ним говорю. Если молчит, я поступаю так же. У меня есть клиенты, которые ходят ко мне по пять лет, и единственное, что мы обсуждаем, это цвет лака. Но большинство людей, конечно, любят поболтать. Жалуются на мужей, детей, начальников, рассказывают про свои болячки, любовников или, наоборот, говорят про конфликты с женами своих любовников. А иногда и при мне выясняют отношения с ними по телефону. На педикюре многие клиенты вообще спят. А кого-то надо отвлечь, если ему страшно или щекотно.

Есть у меня и золотое правило: с клиентами дружить нельзя. Если мы подружимся, он перестанет быть моим клиентом. У молоденькой коллеги был случай, когда она подружилась со своей ровесницей. А потом стали возникать недопонимания, почему одна берет с другой деньги за разные дополнительные услуги, если они друзья?! Но мастер, даже если хочет сделать подруге скидку, не может себе этого позволить, так как работает на хозяина.

Бывают тяжелые клиенты. Заходит в кабинет с виду обычная серая мышка, а когда берешь ее руку в свою, понимаешь, что человек очень тяжелый. Полтора часа с ним помолчишь и потом весь день плохо себя чувствуешь. А бывает, приходят очень состоятельные и влиятельные женщины, но такие легкие, что работать одно удовольствие! Есть и властные люди, которые всем своим видом показывают, что ты для них никто, просто обслуга.

О модных цветах и технологиях

Сегодня уже редко встретишь женщин с длиннющими разукрашенными ногтями, в тренде короткие ноготки. Самые популярные расцветки вне сезона — это французский маникюр и классический красный лак. В остальном мода зависит от времени года. Зимой клиенты выбирают темные и телесные цвета, летом — яркие с дизайном и узорами. Старшеклассницы и студентки любят кислотные оттенки. Отдельная история с коралловым цветом! Он был в безоговорочном тренде два последних года, посмотрим, что будет сейчас. Но тогда я могла весь день сидеть и покрывать ногти только им — и на руках, и на ногах, и на окантовке френча.

Когда шел чемпионат по футболу, ко мне пришел парень, попросил нанести ему на несколько ногтей флаг страны, за команду которой он болел! Я, конечно, удивилась, но работу свою выполнила. Фанат ушел довольным.

Интересных технологий множество. Они постоянно меняются, одни входят в моду, другие забываются. Помню, несколько лет назад мы вырезали из журналов портретики Филиппа Киркорова и Бреда Питта, обжигали по краям и накладывали на ногти клиентам при наращивании. И они были в восторге. Сейчас, например, очень популярна новинка покрытие гелем-лаком «кошачий глаз». Прикладывается магнитик, который дает объемный эффект с помощью светового лучика. Но все эти технологии не вызывают массового интереса, большинство клиенток сегодня отдают предпочтение минимализму, простоте и классике.

По платежеспособности клиентов видно, что страна находится в экономическом кризисе. Клиентов стало меньше вполовину. 

О заработке

Маникюрша — это весьма прибыльная профессия. Но зарплата мастера из салона и частника отличаются как небо и земля. В салоне я получала 30 процентов от того, что зарабатывала, остальное забирала администрация. За горячий сезон хороший мастер зарабатывает до 200 тысяч в месяц. Работнику салона из этих денег достанется только 50—60 тысяч рублей. Если же сезон «мертвый», осень или весна, заработок снижается до 150—160 тысяч рублей и составляет где-то 40 тысяч для салонного мастера. Частник все эти деньги забирает себе, из них ему нужно лишь оплатить аренду и раз в три месяца заплатить налог. Даже сейчас мы спокойно зарабатываем около 100 тысяч рублей.

По платежеспособности клиентов видно, что страна находится в экономическом кризисе. Кому-то задерживают зарплату, кто-то вообще попадает под сокращение. Многие звонят и отказываются от уже запланированных процедур или просят перенести их. Клиентов стало меньше вполовину. Перестали посещать мой кабинет даже те, кто ходил постоянно. Ради интереса глянула свои старые записи. В прошлом году в это время я уже плотно работала, сейчас бывают вообще пустые дни или 1—2 клиента. Возможно, люди ждут тепла, лета. Мы тоже его очень ждем. Лето у нас весь год кормит! В это время я работаю с 8 утра до 10—11 часов вечера. И об отпуске летом только мечтаю. Хотя у меня дача. Приходится крутиться, чтобы вырваться туда хотя бы в один из выходных дней!