• Андрей Оглезнев (архив)

—  Валентина Александровна, вы знаете о нашей воде все! Как вы оцениваете качество бутилированной воды, которую нам доставляют на дом в 19-литровых бутылях?

— Если вода взята из артезианских источников и соответствует требованиям питьевого водоснабжения, то она наилучшего качества. Питьевая вода бывает разных категорий, высшая — это как раз из природных источников. Она соответствует всем стандартам, ее можно употреблять в сыром виде. Ведь она проходит специальную подготовку перед разливом в бутыли. По химическому составу такая вода  наиболее сбалансирована. Мы много раз исследовали воду наших местных производителей — в принципе она вся соответствовала требованиям.

Уже спустя 3 часа отстаивания в водопроводной воде снижается концентрация свободного хлора. 

Но когда вы покупаете воду, обязательно смотрите, из какого она источника. Например, к высшей категории относится вода, взятая только из подземных скважин. Можно ведь и воду из-под крана довести до определенного стандарта, но она все равно будет поверхностной.

— Чем она хуже?

— Такая вода собирает с поверхности земли промышленные и сельскохозяйственные стоки, проходит через информационные поля планеты, что отрицательно сказывается на ее качестве.  Вода из скважины и особенно артезианских  в любом случае лучше речной.  

— А из-под крана жителей областного центра какая вода течет?

— Амурский водозабор забирает воду из реки. Конечно, ее очищают и доводят до определенной кондиции, но, как бы ни старались, она все равно имеет определенный привкус и запах —  это говорит о несовершенстве технологий очистки. Северный водозабор берет подрусловую воду из реки Зеи. Это подземная вода, но не артезианская. Полностью наша вода из-под крана не удовлетворяет всем требованиям качества питьевой воды. Люди ощущают это органолептически. Как говорится в простонародье, вода не очень вкусная.

— На одном из сайтов прочитала, что «содержание железа в водопроводной воде Амурской области до ста раз превышает допустимые концентрации» (ПДК), это действительно так?

— В городской водопроводной сети однозначно нет. Но во многих  скважинах, которые жители частного сектора бурят для личного потребления, содержание железа в воде, действительно, может быть очень большое — в десятки и даже сотни раз превышающее ПДК.

— Это можно визуально определить?

— Да. При стоянии на воздухе такая вода дает характерный желтоватый осадок, а на поверхности воды появляется радужная пленка. Если этих признаков нет, но на стенках чайника после кипячения остается коричневый налет, значит, ПДК по железу превышен, но не намного.  

Количество в водопроводной воде каждого химического элемента в отдельности может быть безвредно. Но воздействие нескольких таких элементов в сумме может давать токсический эффект. 

Еще одна проблема для амурского региона — у нас много ионов кальция и магния в подземных водах. Это соли, определяющие жесткость воды. Она плохо мылится, а после стирки на стенках тазика образуется хлопьевидный осадок.  Однозначно, для здоровья пользы от такой воды нет. Такую воду можно использовать только для технических нужд, а для питья ее надо очищать.  

—  Многие замечают, что вода из бутылей после кипячения оставляет белые хлопья. Что это может означать?

— Кипячение — это один из способов устранения временной жесткости, то есть при кипячении образуются карбонаты кальция и магния. Визуально вода мутнеет, появляется легкий белый осадок. Это на дно оседают избыточные соли кальция. В этом ничего страшного нет. Но само по себе кипячение не улучшает качество воды. Если, к примеру,  кипятить водопроводную воду, которая  содержит остаточный хлор, то образуются хлорсодержащие органические соединения — мощный канцероген. Кипятить  неотстоенную водопроводную воду, а тем более многократно, очень вредно!  

—  Раньше я набирала воду из освященного источника в районе Белогорья, а потом перестала — бутыль стал покрываться зеленым налетом.

— Природную воду нельзя хранить на свету.  Воду, которую мы покупаем, специально обрабатывают — ее озонируют, чтобы убить все живые микроорганизмы.   Иначе на свету она позеленеет. Это говорит о том, что  в воде есть простейшие водоросли, на свету они начинают развиваться.  Продукты их жизнедеятельности ухудшают качество воды  — особенно если водоросли из семейства сине-зеленых. Поэтому, когда делаете большой запас природной воды,  храните ее только в темном месте. 

СПОСОБЫ ОЧИСТКИ ВОДЫ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ

Фильтры 

— Сейчас широко распространены фильтры кувшинного типа,  где картридж подбирается в зависимости от качества воды.  Как правило, их три вида: одни целенаправленно уменьшают жесткость воды, другие — содержание железа. Жителям Благовещенска я бы рекомендовала универсальные. Вода в сети у нас умеренно мягкая — превышений ПДК по солям кальция и магния  нет. Но помните: у фильтров есть определенные сроки использования, производитель их указывает. Регулярно меняйте картриджи или кассеты.  Со временем на них начинают развиваться микроорганизмы, а продукты  жизнедеятельности этих микроорганизмов могут быть достаточно вредными. Тогда к химическому загрязнению прибавится еще и биологическое. Пить такую воду еще вреднее, чем пить воду из-под крана.

Отстаивание

— Отстаивание воды уменьшает количество свободного хлора в водопроводной воде. Один из тестов на токсичность воды — с помощью дафний или молоди форели. Наливают воду, запускают туда мальков и смотрят: выживут или нет. Количество в водопроводной воде каждого химического элемента в отдельности может быть безвредно,  но воздействие нескольких таких элементов в сумме может давать токсический эффект. Даже если химики говорят, что вода чистая: ПДК не превышена ни по одному, ни по второму, третьему или десятому компоненту,  мы запускам туда маленькую рыбку —  и она  погибает. Это говорит, что в целом вода токсична — живой организм умирает. В комплексе все эти элементы дают такой негативный эффект. Поэтому водопроводную воду надо обязательно отстаивать — тогда она становится биологически активной, способной поддерживать жизнь.  

МИНЕРАЛЫ ИЛИ УГЛИ?

—  Иногда люди в графины с отфильтрованной водой кладут минералы, надеясь, что качество воды станет лучше.Действительно, некоторые минералы обладают ионообменными  свойствами — они забирают одни ионы из воды и отдают другие. Например,  ионы железа, марганца, кальция, магния заменяются на более безвредные для человека ионы калия и натрия. Такими свойствами обладают и улучшают состав воды циолиты, шунгит. Кремниевая вода ионобменными свойствами не обладает, но дает легкий бактерицидный эффект.   

Есть еще один народный способ очистки воды — березовые угли. Это, по сути, тот же активированный уголь, который используется как один из этапов очистки воды в фильтрах. Он хорошо сорбирует на себе органические вещества.  Но я бы хотела  людей предостеречь от такого вида очистки. На производстве активированный  уголь получают методом сжигания древесины особым образом — без доступа воздуха.  Угли должны хорошо прогореть, иначе можно отравиться — не до конца выгоревшие смолы из древесины очень токсичны.

МАГНИТ УЛУЧШАЕТ СВОЙСТВА ВОДЫ  

— Бытовые фильтры очищают воду от вредных примесей и бактерий, но возвратить ее полезные природные качества не могут.  Меня часто спрашивают, как я отношусь  к намагничиваю воды? Действительно ли этот способ может стереть негативную информацию и наполнить очищенную воду жизненной энергией?  Магнитное поле, которое воздействует на воду, изменяет ее физико-химические свойства. Этому есть научное подтверждение. Вода становится более структурированной, чем обычная. В ней увеличивается скорость химических реакций, кристаллизации растворенных веществ. К примеру,  жесткая намагниченная вода не дает осадка на стенках паровых котлов — это не замедляет  его теплопроводность, потому что накипь не образуется.  На котельных уже давно используют  запатентованные приспособления для намагничивания воды. Есть и специальные магниты,  которые вставляются в фильтры очистительных систем питьевой воды для оздоравливающего влияния. Из всех технологий «витализации» воды  метод намагничивания считается самым научно обоснованным. Однако «память» у намагниченной воды недолгая — до двух суток.