Правда, неформальный по своей природе «Открой рот» начался в Благовещенске с неожиданной строгости. Оказалось, что прийти на чемпионат следовало ровно за час до официального старта, иначе не видать вам регистрации, как своих голосовых связок. Зато когда вопрос уладился и всех претендентов на победу внесли в итоговый список, вышло, что их набралось 35 человек — максимальная для чемпионата цифра (до этого рекорд в 25 участников числился за Уфой). Прочесть со сцены «книги в мешке» пожелали в основном достаточно искушенные люди: журналисты, теле- и радиоведущие, артисты, филологи. Проверить свои декламаторские способности отважился и журналист АП. Однако на сцену не побоялись выйти и те, чья профессия вовсе не связана со словом: бизнесмены, экономисты, сотрудники правоохранительных органов.

Мнимая простота классики

Большое количество участников сразу дало понять: «Открой рот» в Благовещенске выдастся продолжительным и достаточно непредсказуемым. Прежде всего предстояло выбрать из трех с половиной десятков человек ту самую дюжину, которая и начнет литературные баталии. На этот случай у Михаила Фаустова, лично приехавшего в столицу Приамурья и по традиции взявшего на себя обязанности ведущего, был припасен испытанный способ. Все претенденты по очереди читали одинаковые по объему и довольно схожие по содержанию рубаи Омара Хайяма. Впрочем, четырех строк оказалось вполне достаточно, чтобы сразу определить лидеров чемпионата. Ожидаемо артистично с задачей справился всеобщий фаворит — телеведущий «Альфа-канала» Алексей Воскобойников. Блеснули харизмой обладатели приятных баритонов и мужского обаяния Евгений Жуленев, Павел Ермаков и Владимир Шатковский. Трепетно и очень по‑своему интерпретировала Хайяма 20‑летняя актриса студии «Дебют» Валерия Штепа. Высокие оценки жюри получили и профессиональные драматические артисты — Роберт Салахов и Елена Грачева.

Дальше стало намного сложнее. Во-первых, в дюжину вошли самые сильные участники, которые теперь конкурировали друг с другом. А во‑вторых, с этого места в ход пошла тяжелая литературная артиллерия — классика советского времени. Конкурсанты вытягивали конверт с запрятанной в него книгой, открывали ее на заложенной странице и в течение минуты читали произведения Фадеева, Горького, Шишкова, Булгакова, Шолохова или Тынянова. Задача, надо сказать, не из легких: в текстах то и дело попадалась каверзная прямая речь, не слишком современная лексика, а главное — мнимая простота русской прозы, за которой скрывается то, что принято называть «загадочной русской душой». К слову, автор этих строк, счастливо прошедший первый отбор, срезался на астафьевской «Царь-рыбе», не справившись с интонацией писателя-деревенщика.

Отрывки по вдохновению

Прошедших в десятку ждало испытание отечественной поэзией 20‑го столетия, а затем — вновь прозой, но уже «золотого века», причем стихи участникам давали прочитать полностью, даже если их объем не укладывался в минуту. Обошлось без сюрпризов: ни технических инструкций, ни постмодернистского эпатажа Михаил Фаустов для Благовещенска не припас. Возможно, организатор чемпионата решил попросту не рисковать в незнакомом городе, хотя сам он объясняет свой выбор текстов гораздо дипломатичнее.

28 

августа Алексей Воскобойников представит Благовещенск на дальневосточном полуфинале чемпионата, который пройдет во Владивостоке в рамках музыкального фестиваля V-ROХ

— Выбор книг — это всегда вопрос вдохновения. Когда городов-участников было меньше, я использовал алфавитный принцип: каждому городу своя буква, с которой начинались все отрывки. Теперь приходится придумывать новые подходы, — пояснил Фаустов. — В Благовещенске все вышло само собой: большую часть книг нам любезно предоставил один из книжных магазинов, и мне оставалось только подобрать из них отрывки. С другой стороны, я считаю, что русская классика — это то, чем наша страна может гордиться. К тому же при всей ее популярности читать такие вещи очень трудно.

Сложность предложенных текстов признавали и сами участники — даже те, кто с первого тура шел в лидерах. К примеру, даже привычный к декламации Алексей Воскобойников признался, что у него периодически от волнения дрожали руки. «Это притом что из доставшихся книг все были мне более-менее известны. Булгаков, если честно, дался тяжело, и только после Блока я почувствовал, что нужно не интерпретировать текст, а начинать придумывать его вместе с автором», — признался телеведущий. Кстати, настоящим триумфом Алексея стал отрывок из «Мертвых душ» — хрестоматийная сцена торговли Чичикова с Ноздревым. Под хохот зрителей Воскобойников легко и весело перевоплощался в гоголевских героев, на разные лады повторяя знаменитое «Давненько не брал я в руки шашек!..»

Перформанс и «побег из школы»

Пока читчики один за другим покидали литературное поле боя, члены жюри поясняли, что в целом их не устраивает в выступлениях участников. «Не хватает нерва, атаки, драйва. Может, буфет неважно работает? — шутливо озадачился региональный координатор чемпионата Евгений Еремин. — Уйдите из школы! Будьте отличны, с помощью перформанса нарушайте пространство между сценой и зрителями». Быть другими призывала конкурсантов и Елена Лазутина, а Эльвира Оверченко поблагодарила всех выходящих на сцену за смелость.

В итоге в финал пробились трое абсолютно разных читчиков: обаятельный Алексей Воскобойников, трогательная Валерия Штепа и верный классической театральной школе Роберт Салахов. Определить лучшего предстояло по стихотворению о динозаврах — такая идея пришла Михаилу Фаустову накануне, во время экскурсии по городу. «Виктория Андреевна Хопатько рассказала мне про кладбище динозавров, и я сразу переиграл финал, хотя уже были подготовлены стихи на казачью тему», — раскрыл кухню основатель чемпионата.

Самое сложное стихотворение — «Элегия» Иосифа Бродского — досталось Алексею Воскобойникову. Продравшись сквозь сложный строй поэзии мастера, на финальной строке «как выползти из воды на сушу» Алексей шагнул в зал — и победил. По крайней мере, Евгений Еремин отметил, что для него решающим стал именно этот перформансный жест телеведущего, который он назвал «побегом из школы».

МНЕНИЯ

 Михаил Фаустов:

— Благовещенск очаровал меня, я хотел бы вновь вернуться в этот город. Буду рад и если Приамурье примет участие в детской версии конкурса, в которую на 2016 год заявилось уже около 45 тысяч человек. Вот закончится Год литературы — запретят чтение книг, начнут их сжигать, закроют все книжные магазины и библиотеки (смеется). Но даже тогда люди будут под одеялом при свете лучины читать, и наш чемпионат продолжится. Закончатся города — перейдем на села, а там и границу можно будет пересечь. Вообще, международный опыт у нас уже имеется: это был одноразовый проект с англичанами на двух языках, который закончился в середине июня в резиденции посла Великобритании в Москве. В жюри был Познер, который периодически выставлял какие‑то немыслимые требования, а в конце сказал: «Слушать вас было мучительно, но интересно». 

Евгений Еремин:

— Как региональный координатор проекта, я получил удовольствие и от процесса, и от результата. Конечно, если оценивать наш чемпионат по очень большому счету, во многих выступлениях не хватало игры, которая присутствовала у Евгения Жуленева и Павла Ермакова. В целом же я хочу поблагодарить всех, кто принял участие в организации конкурса, ведь это труд не одного человека.

«Амурская правда» и организаторы отборочного тура чемпионата «Открой рот» в Благовещенске объявляют фотоконкурс. Главное условие — это должен быть автопортрет, фото должно иметь отношение к чтению и Году литературы в России. Снимки размещайте на своих страницах в социальных сетях Twitter и Instagram с хэштегом #АП_открой_рот.