Катя и душегуб: рецензия на новый боевик «Хитмэн: Агент 47»
Экранизациям компьютерных игр слишком часто приходится бывать в списке самых ругаемых фильмов своего времени, так что удивляться реакции общества на очередного «Хитмэна» не приходится. Авторам боевика не помогли даже очевидные попытки переснять сразу два «Терминатора», потому как ориентированное на конкретную аудиторию кино — не лучшее место для подобных фокусов. Зрителя, незнакомого с сюжетом игры, «Агент 47» и вовсе оставит в недоумении своей прямолинейностью, граничащей с тупостью и сюжетными находками, достойными эпохи VHS. Неблагодарное это занятие — старые игры на экран переносить, сходили бы сначала хотя бы на «Пиксели», что ли.
Изрядную долю скепсиса в историю с новой адаптацией «Хитмэна» привносил тот факт, что сценарий к ней писал все тот же Скип Вудс, из-под пера которого вышел сюжет фильма на ту же тему. Правда снят он был Ксавье Жансом восемью годами ранее. Тот «Хитмэн» хоть и не оказался откровенно провальным благодаря все тем же поклонникам игры, но и хоть сколько-нибудь заметным не стал. Бредовый сюжет, основанный на стереотипах о бесконечной холодной войне, лысая голова Тимоти Олифанта, заменившая не менее лысую голову Вина Дизеля, дурацкий персонаж Ольги Куриленко — все это запомнилось зрителю куда отчетливее, чем все эти штучки из игры, перенесенные на экран. Жанс после этого безнадежно пропал из виду, а Вудс успел поработать над сценариями к таким фильмам, как «Крепкий орешек» и «Саботаж». Таким образом, в заслуги автору можно записать только старый добрый «Четверг», что не помешало продюсерам снова призвать его к работе над приключениями лишенного эмоций безымянного агента 47, привыкшего больше стрелять, нежели говорить. Режиссера и вовсе назначали по принципу «абы кто». Иначе выбор абсолютного дебютанта Александра Баха не объяснить.
Вудс вроде как попытался учесть собственные ошибки и сделать, наконец, экшен из экшена, чтобы фанаты игры сказали спасибо, но в результате они, подлецы, снова плюются и издеваются. «Агент 47» очень похож на видеоролик прохождения игры, из которого не стали вырезать драматические вставки — на них, как и положено, базируется целостность сюжета. Сам 47-й, подобно Терминатору, предстает перед нами эдакой машиной для аннигиляции, и актер Руперт Френд должен был к концу первой трети ловко преобразиться из отрицательного героя в положительного. Ничего не вышло. Во-первых, все и так понимают, что Хитмэн скорее хороший, чем плохой и злой, а во-вторых, сценарий у Вудса получился на редкость предсказуемым. Неожиданными в нем являются исключительно выдающиеся глупости, а также финальная сцена, дающая пути для развития франшизы — что вряд ли состоится при крайне невразумительных сборах в США. Все остальное — это сражение двух клонов с третьим, которому помогает армия тупых пейнтболистов, делающих вид, что они спецназ. Закованные в неудобные латы и дурацкие нефункциональные маски противники позволили картине получить рейтинг, разрешающий подросткам смотреть «Хитмэна», пусть и в родительском присутствии: они гибнут пачками, но достаточно бескровно, да и как живые люди совершенно не воспринимаются.
Сюжет вообще не важен, а потому напрочь лишен детализации или разумных объяснений происходящего. Вот персонаж Закари Куинто, который только прикидывается добреньким, получает четыре пули в упор, а потом является в кадре здоров-живехонек — это потому, что у него «подкожная титановая броня», сильно не ругайтесь. Вот персонаж Томаса Кречмана, который сразу плохой и становится только хуже, руководит каким-то там синдикатом и, конечно, хочет за каким-то чертом построить армию клонов, а чтобы его самого ненароком не стукнули, просто ночует на работе. Вот завод реактивных двигателей. Никого там нет, но махины работают, жужжат и всасывают в себя что попало. На фоне этого девушка Катя ищет папку по фамилии Литвенко, который уехал лечить астму в Сингапур. Папка (внезапно Киран Хайндс) — это и есть создатель всех этих многочисленных хитмэнов, а потому и ребенка себе предпочел клонировать, чтобы он в крайнем случае мог перемножать восьмизначные числа в уме или просто бить недругов руками и ногами с профессиональным старанием. Куда бы ни пришли герои, пейнтболисты не дают им ни присесть, ни поспать, власти присутствующих в сюжете стран никоим образом не вмешиваются в творящиеся повсеместно безобразия, а в каком-то там посольстве и вовсе работают нервные идиоты, которым ничего доверить нельзя.
Агент 47, как дипломированный душегуб, всю дорогу читает папиной дочке банальные, но пафосные наставления. И поделом! Ведь ее привычка «разбирать что-нибудь на части» в минуты тревоги грозит гибелью всей дурацкой затее. В перерывах Бах демонстрирует нам эдакую «Матрицу», герои которой вместо уроков карате случайно изучили боевые искусства Курта Уиммера, показанные в «Эквилибриуме»: враги бесславно гибнут от пуль и подручных предметов, злой дядька в офисе ругается матом, а потом и вовсе изменяет своему принципу безопасности, и как вы, наверное, догадываетесь, ошибка оказывается фатальной. К концу фильма кажется, что сейчас уже начнется скачивание информации из мозгов на флешку и наоборот — дух Бессона неотвратимо летает над полем битвы, время от времени подсказывая наиболее неудачные сюжетные ходы. Например, необъяснимую манеру 47-го монотонным голосом предупреждать зрителя о каждой схватке: «За этой дверью отряд, сорок мальчиков подряд, а стрелять по ним нельзя…» Свойственные линейке игр Hitman приемы, стэлс, переодевания и прочая фанатская кормежка выдаются такими жалкими порциями, что совершенно непонятно, за что заплачено.
Незаметно оказывается, что прошли полтора часа, вертолет прилетел на финальный баттл и ждать больше решительно нечего. Очередной «Хитмэн» вышел еще слабее предыдущего, потому как Фрэнду не дают толком применить харизму, Катю беспомощно изображает непонятно как сюда попавшая Ханна Уэр, а Бах — вовсе даже не Бекмамбетов и явно отправится и дальше снимать свои рекламные ролики. Продюсеры угробили 35 миллионов долларов на производство посредственного боевика, который тут же пополнил довольно продолжительный, к нашему огорчению, список кинематографических неудач 2015 года. Отдельный реверанс оператору Оттару Гуднасону, умудрившемуся скучно снять даже самые энергичные по своей задумке сцены побоищ, и гражданам, ответственным за монтаж — сцена с освобождением 47-го из цепей, например, поражает небрежностью. Первая хоть сколько-нибудь громкая премьера сентября в некотором роде создает настроение на весь месяц. Как-нибудь переживем «Перевозчика» и «Пиковую даму», а там и «Эверест» выйдет, на который и возлагаются все надежды.