Ее автор — режиссер, влюбленный в самобытность коренных и древних народов России. Его «Овсянки» выросли из рассказов о древнем племени меря, «Небесные жены луговых мари», представленные на в 2013 году «Амурской осени», — из традиций и представлений марийского народа. На этот раз на реальном историческом материале о Казымском восстании против советской власти он рассказывает об ангелах и демонах революции, оказавшихся сильнее древних северных богов. Фильм представил зрителям исполнитель одной из главных ролей актер Алексей Солончев.
Сюжет картины умещается в пару предложений: в апреле 1934 года группа художников, среди которых скульптор, театральный режиссер, кинорежиссер, композитор и архитектор, отправляется в поселение Казым, чтобы установить советскую власть среди местных хантов и ненцев. Северные народы и их шаманы никак не желают становиться полноценными гражданами СССР, продолжая слушаться древних северных богов, а не коммунистов. Отряд возглавляет Полина-революция — знаменитая революционерка Полина Шнайдер, в свое время обратившая в большевики 48 буддийский монахов (как зритель узнает из газетных вырезок).
Ангелы появляются в кадре на протяжении всего фильма — то в виде скульптур, у которых отламывают крылья, чтобы прикрепить их к собакам, то в виде фигурок на торте для маленькой Полины, по которым именинница стреляет из револьвера.
Она получает задание отправиться в тундру с просветительскими целями от главы наркомата по делам национальностей: «Мы построили для них больницу, роддом, клуб, а они не желают отдавать больных — мрут в своих чумах. Не дают детей в интернаты — боятся, чтобы не превратились в русских», — живописует чиновник, расхаживая по кабинету в набедренной повязке в ожидании мировой революции пролетариата. С этого момента и далее по нарастающей абсурд в картине сгущается, превращая происходящее на экране в фантасмагорию. Автор показывает, что представляют собой русские, в которых так боятся превратиться ненцы, и их культура, которую они несут северянам. Как потом выяснится, на остриях штыков.
Абсурд, возведенный в ранг искусства, авангард, отвергающий классические ценности, — все это становится советской культурой, оперирующей лозунгами вроде «Мы не собаки — нам не нужны крылья, чтобы летать. У нас есть аэростаты». Рождающей пламенные лекции о пользе огненного погребения и не менее горячие отзывы на них: «Товарищ, стройте уже скорее ваши крематории, а то я, может, умру скоро и не доживу до них!» На экране словно оживают персонажи Андрея Платонова — страшные и смешные одновременно.
Время в фильме разветвляется, уводя нас в прошлое каждого из героев-агитаторов. Автор, тасуя события на свое усмотрение, показывает яркие эпизоды из их биографий. Ангелы появляются в кадре на протяжении всего фильма — то в виде скульптур, у которых отламывают крылья, чтобы прикрепить их к собакам, то в виде фигурок на торте для маленькой Полины, по которым именинница стреляет из револьвера.
Реальность, густая и безумная, как музыка заводов и фабрик, которую сочиняет возлюбленный Полины Иван, разряжается, когда команда агитаторов приезжает в тайгу, вступая на древнюю Землю кошачьего локотка — как называют ее местные жители. Но «приручить» их не удается — ни расшитыми платками, ни уроками макияжа и демонстрацией «Черного квадрата». И агитаторы покушаются на святое, решившись на экспедицию к священному озеру Нумту, чтобы развенчать миф о живущей на острове главной богине этих мест. Этого ни она, ни ее народ простить не могут.
Трагичный финал разыгрывают марионетки — кукольные шаманы и охотники бьются с комиссарами, но тот, кто дергает нити истории, остается за кадром. А в кадре — так и не взлетевший аэростат, сшитый ненками из шкур животных, с надписью «Наркомнебо». Это с его помощью художники обещали показать, что наверху нет никаких духов, и «сделать небо нашим домом». По стопам падших ангелов придут красноармейцы, и окажется, что для того, чтобы сделать тайгу «красной», придется залить ее снега кровью.
В кадре — историческая правда
Несмотря на кажущуюся ирреальность происходящего на экране, практически все события в ленте — историческая правда. По словам исполнителя одной из главных ролей Алексея Солончева, режиссер и помогавший ему писатель Денис Осокин перелопатили горы исторических материалов. Кино снимали в Казыме, где и произошло восстание. Непокорных хантов и ненцев в фильме играют фактически их потомки — нынешние жители поселения. А имена художников-агитаторов в картине совпадают с реальными людьми, отправившимися в эту экспедицию.
— Сами художники — собирательные персонажи. Факты из их биографий действительно имели место быть. К примеру, мой персонаж — театральный режиссер латышского театра, в котором действительно арестовали актеров по подозрению в заговоре. Но он не ездил в тундру, — рассказал Алексей Солончев. — Полина Шнайдер — тоже реальный исторический герой. И трагический финал фильма снимали в том же самом доме, в котором произошли эти события.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии