О пользе рекомендаций и личных знакомств
Профессия няни — это даже звучит как-то смешно. Ну какая же это профессия? Нянями всю жизнь становились либо крепостные, либо по призванию души. Это сейчас появились так называемые профессиональные няни — те, которые переходят из дома в дом, растят за деньги чужих детей. Многие неплохо на этом зарабатывают. Но я наемной няней была только однажды, посвятила этому полтора года жизни. Опыт приятный, но повторять его буду вряд ли.
Посидеть за небольшую плату с чужим ребенком меня попросили знакомые подруги. Лично я их не знала, знала только, что семья приличная. Мама — косметолог, папа трудится на частном предприятии. Встретились, познакомились с ними. Вежливые, культурные. Я, получается, уже с рекомендациями (за меня поручилась подруга). Мы с ней обе пенсионерки, но у нее своих трое внуков — она нарасхват, а у меня внучка уже взрослая, и сидеть с ней не надо.
Вообще, я всю жизнь проработала бухгалтером, вырастила своих дочку и сына. Но моим новым «работодателям» не важно было, что у меня написано в трудовой книжке. Главное — чтобы человек был хороший. Медкнижку тоже делать не пришлось. В общем, как-то обошлись мы без всех этих формальностей, которые проходят люди, устраиваясь на настоящую работу.
Сидеть с полуторагодовалым малышом сначала мне нужно было три раза в неделю по четыре часа. На это время его мама убегала, чтобы вести прием в косметическом салоне. Мальчик мне достался спокойный и добрый. Он появился у родителей, когда им было уже под сорок. Конечно, они пылинки с него сдували, растили в любви и ласке. Обратной стороной этой медали оказалась невероятная привязанность к маме. Обычно детишек в этом возрасте можно как-то завлечь, отвлечь. Но этот малыш от мамы не отходил ни на шаг.
Поэтому прежде чем оставить вдвоем, нас долго приучали друг к другу. В течение двух недель я через день приходила к ним в гости на час-полтора. За это время я приручала малыша как могла: игралась с ним, читала книжки. Один раз покормила едой, которую заранее приготовила мама. К концу второй недели он стал меня радостно приветствовать, когда я пришла. И тогда хозяева решились оставить нас вдвоем.
О шишках на лбу и спрятанном пульте
За четыре часа, что мы проводили вместе, я должна была играть с ним и один раз покормить. Гуляла с ним его мама сама. Вроде бы ничего сложного, но я выматывалась, как будто пахала на две ставки. Первые полгода каждый раз, уходя после своей трудовой смены, думала, что надолго не задержусь. Я — человек ответственный, поэтому жутко боялась, что сделаю что-то не так или что с ребенком что-то случится. Это же чужой ребенок! Когда растишь своих, все как-то естественно, и страхов этих нет. А тут на меня прямо паника накатывала. Мальчик уже довольно хорошо топал, но моменты неуверенности случались — и он падал на ровном месте. Упадет носом вниз и ревет.
Один раз споткнулся о разбросанный на полу конструктор и набил шишку на лбу. Меня чуть инфаркт не хватил. Думала, сейчас меня обвинят в том, что я над ним издеваюсь. Но, к счастью, его родители оказались адекватными. Они подробно расспросили меня, как все произошло, в восторге, конечно, не были, но отнеслись с пониманием. Он ведь и при них падал. Думаю, они осознавали, что если бы я причиняла малышу страдания, он бы так радостно ко мне не бежал.
Вообще, недоверия со стороны работодателей я не ощущала. Единственный момент, который как-то уколол мое самолюбие — это телевизор в зале. Когда я приходила, он всегда был выключен из розетки, а пульт был куда-то спрятан. Видимо, они опасались, что я прилипну к какому-нибудь сериалу, а малыш будет слоняться сам по себе, или что начну пичкать его мультиками, чтобы сидел спокойно и не мешался. Конечно, я бы не стала этого делать, и поэтому такие меры предосторожности были для меня немного обидными.
Я выматывалась, как будто пахала на две ставки. Я — человек ответственный, поэтому жутко боялась, что сделаю что-то не так или что с ребенком что-то случится. На меня прямо паника накатывала.
О невысокой зарплате и бесценных человеческих отношениях
Зарабатывала я не очень много. О почасовой оплате речь не шла, просто договорились, что они смогут платить мне две тысячи в неделю. Но мне стало интересно, а сколько получают няни по объявлениям. Я позвонила по нескольким. Дорогая это услуга, я вам скажу! Няни, которые приглядывают за детишками у себя на дому, просят от 100—150 рублей в час. Таких предложений на рынке большинство. Приходящие же няни стоят дороже. Обычно, 200—250 рублей в час.
Думаю, такая разница в цене объяснима. Когда няня принимает ребенка на своей территории, она остается в своем доме, и у нее большой соблазн продолжать заниматься какими-то своими делами, посадив малыша, к примеру, у телевизора. Не очень качественная работа получается. К ней и гости могут прийти, и других детей ей могут подкинуть, у нее могут быть домашние животные… Родители не всегда до конца будут знать, в каких условиях и с кем находился их ребенок, чем занимался. Особенно, если он еще плохо разговаривает — такой и не расскажет ничего. Я бы сама на дом няне своего маленького ребенка никогда не отдала.
А вот приходящая няня — довольно удобный вариант. Да и няне это удобно. Особенно, если ты живешь одна и у тебя нет каких-либо обязательств перед другими членами семьи в виде обедов, ужинов, глаженых рубашек. Во время своей смены мне, к примеру, полагался обед, поэтому дома я реже готовила для себя, и это меня устраивало. Конечно, за питание никто с меня денег не высчитывал. И это тоже, я считаю, нормально. Чисто человеческие отношения такими и должны быть. Я, например, также иногда выполняла какую-нибудь дополнительную работу и доплаты не просила. Один раз пришла, а мне дверь не открывают. Звонила, звонила. Наконец, мама мальчика открыла. Смотрю — едва на ногах стоит. Радикулит разбил. На работу не пошла. Боль такая, что чуть не плачет. Я, конечно, осталась и «нянчилась» с ними обоими. Мне были очень благодарны.
О нелюбви к прогулкам и спасительных кастрюлях
Через полгода моя хозяйка стала работать на один час в день больше. Мне добавили 500 рублей в месяц к зарплате, а работы прибавилось существенно — мы стали гулять, и я переживала новые стрессы. Мой воспитанник уже стал более-менее понятно разговаривать и больше не падал на ровном месте, но я старалась как можно больше возить его в коляске во время прогулки. Ведь стоило ему оказаться на земле, как он начинал лезть в грязь, носиться за бездомными кошками и пытаться залезать на всевозможные высоты. Я понимаю, что это нормально и даже хорошо для развития ребенка, но старалась ограждать себя от излишней ответственности. Пока он в коляске — я полностью контролирую ситуацию, и значит привезу его домой целым и невредимым. А развивают его и играют с ним в активные игры пусть лучше родители.
Моя нелюбовь к прогулкам, кстати, не означает, что я не занималась развитием своего подопечного, когда мы сидели дома. Мы всегда очень много играли. Главное ведь — завлечь ребенка. Тогда он не будет лезть в запрещенные места, брать запрещенные предметы и самое главное — не будет плакать. Игрушек у этого малыша — видимо-невидимо. Когда он был поменьше, на ура воспринималось все, что пищало, бренчало и звенело. Когда игрушки заканчивались, я давала ему крышки от кастрюль, по которым он стучал карандашами. Он это просто обожал! К приходу родителей я эти крышки, естественно, убирала. Вдруг они бы не одобрили такую игру. А для меня это было отличной находкой.
Когда мальчик стал постарше, мы много читали. Книжки он мог слушать чуть ли не часами! Причем «застревал» на какой-нибудь одной. То «Муху-Цокотуху» требует по 5—6 раз перечитывать, то «Мойдодыра». До сих пор помню эти два произведения наизусть. Ночью разбуди — расскажу без запинки. К его трем годам, когда я уже заканчивала свою работу няней, а родители собирались отдавать малыша в детский сад, мы выучили цифры и несколько букв. Оказывается, дети их быстро запоминают, хоть и не осознают, зачем это надо.
О неподходящем возрасте и дружбе не на века
Каких-то серьезных проблем или форс-мажоров за то время, что я провела в этой семье в качестве няни, у нас, слава богу, не возникло. Наверное, мне просто повезло. А может, это им повезло со мной. Ведь когда иной раз по телевизору показывают ужасы про нянь-садисток, волосы дыбом встают: каких только уродов на свете не бывает! А ведь это женщины, матери... Я мальчика никогда не обижала. Даже по попе не шлепнула ни разу, когда капризничал.
Когда настало время расставаться, конечно, мне было грустно. За полтора года я привязалась к мальчику. Ведь няня, которая занята только тем, что несколько часов подряд присматривает, играет, общается с малышом, порой по-настоящему проводит с ним больше времени, чем его родители. Даже самые внимательные и любящие, они обязаны зарабатывать деньги, готовить еду, ходить за покупками, содержать в порядке дом и решать кучу самых разных вопросов. Поэтому просто сесть и сидеть возле своего чада — это большая роскошь. А для меня это была работа. Да и дополнительный доход — немаловажный аспект. На деньги, что скопила, работая няней, я купила себе новую стиральную машинку, верхнюю одежду, внучке своей планшет подарила.
Почему не хочу найти себе нового воспитанника? Потому что все-таки та ответственность, которая ложится на няню — это огромный минус этой работы, который с лихвой перекрывает все ее плюсы. Ты отвечаешь за жизнь маленького несмышленого существа — чужого ребенка. И когда ты это осознаешь — становится страшно. А к чему мне эти страхи и волнения в моем возрасте?
Своего воспитанника я иногда навещаю. Мы перезваниваемся с его мамой. Изредка вместе с нашей общей знакомой можем забежать к ним вечером на чашку чая. Конечно, я делаю ему небольшие подарки на Новый год и день рождения, а они поздравляют меня. Но малыш растет, и, думаю, со временем, наша дружба перестанет быть крепкой. Может быть, мы и вовсе общаться перестанем. Но мне очень хочется, чтобы он запомнил, что в его жизни была я, его няня.
Возрастная категория материалов: 18+
За полтора года да же по попе ни разу не шлепнула? Ни-ни?)) Железные нервы!)
— няня Вика (гость)Спасибо, очень интересный и полезный рассказ о профессии.
— Ольга Тур