В моей судьбе ты стало главным

«Первой точкой нашего маршрута будет?...» — поинтересовалась я, усаживаясь в машину к Юрию Викторовичу. «И ты еще спрашиваешь?! Едем в ДВОКУ, — скомандовал Кузнецов. — В моей судьбе по значимости это место и раз, и два, и три! Потом уже все остальное». В пути он вспоминал, как приехал из Читы с друзьями поступать в военное училище в 1964 году.

— У ворот нас остановили: «Не туда идете». — « Как не туда?!» Оказалось, место сбора — стадион. Он ведь сначала принадлежал училищу, это потом его передали области и на этом месте построили стадион «Амур»,  а курсанты стали «дворниками» по совместительству. Благовещенцы придут посмотреть состязания и после себя оставят столько мусора — газеты, семечки, бутылки из-под пива и лимонада. Нам приходилось все это убирать, но мы не роптали, потому что стадион был в нашем распоряжении в любое время дня и года… Этой казармы тогда еще не было, это здание было одноэтажным, потом сверху два этажа достроили, а ворота остались те же самые, — заметил герой рубрики, выходя из машины.

Едем в ДВОКУ! В моей судьбе по значимости это место и раз, и два, и три! Потом уже все остальное

«Товарищ генерал-майор! Дежурный по училищу подполковник Жарков…» — чеканил шаг навстречу, отдавая честь именитому гостю, дежурный офицер. «Здравия желаю, товарищ генерал!» — приветствовали бывшего начальника училища все военнослужащие, которые встречались на нашем пути.

«Юрий Викторович, а вы меня помните? В 1993 году, когда вы прибыли в училище и первый курс набирали, я был у вас старшиной роты?» — расплылся в улыбке заместитель начальника кафедры тактики Дмитрий Рачук.  

Вряд ли кто знает, что сам обладатель звезды Героя был принят в военное училище «условно» — на вступительных экзаменах получил две двойки.  

— На математике я быстро выполнил все задания, взял работу у друга и стал проверять. Экзаменатор это увидел и нам обоим вкатил по двойке. Потом на физике сижу, решаю задачу, тут парень оборачивается: «Передай туда шпору». Я передал, а сзади шла лаборантка. Еще два балла получил, — рассмеялся генерал, идя по плацу, где в 1968-м получал диплом.

Асфальт сохранился еще с тех самых пор, когда он здесь командовал. Перед увольнением Юрий Викторович решил оставить после себя память. Привел тогдашнего губернатора Короткова, показал, какие на плацу трещины и колдобины. Через три дня рано утром  прибыла спецтехника, и положили новый асфальт.  

— А клуб мы строили «хоп-способом» — кто где что взял, по-русски, говоря.  Помнишь, напротив училища начали было возводить крытый бассейн? А раньше там была столовая, мы ее звали ППШ — «пивная против штаба». Когда развал пошел, стройку забросили, а наши опытные тыловики перетащили не нужные никому стройматериалы на клуб. Здесь у нас герои СССР, — генеральский голос разносился по огромному помещению гулким эхом. — Трое из них живы: я, Игорь Запорожан и Альберт Слюсарь. А с другой стороны — герои России. Среди выпускников военного училища разных лет 27 героев СССР и 9 героев России. Самые последние — это награды за Крым.

На втором этаже, в музее воинской славы Юрий Кузнецов остановился у стенда с фамилиями начальников военного училища, где он значился 14-м по счету, и сделал замечание: «Здесь написано, что я принял командование 28 апреля 1993 года, а я был назначен в марте. Надо исправить ошибку».

Вот она казарма…

Сегодня в этом здании также второй батальон и вторая рота на верхнем этаже. «Сколько здесь было приятных минут, и сколько не приятных», — задумчиво произнес Юрий Викторович, вспоминая, как с курсантами красили крышу. Краску разбавили соляркой, чтобы она была пожиже и легче было работать. Тут ливень пошел, сослуживцы вдоль здания бегут, а сверху на них все течет.

В самоволку ходил! Вон с того козырька прыг — и бегом через забор на свидание. Обратно по углу забирался также наверх.

— Забегают в роту все в краске: «Где эти гады?!» — на нас. А мы убегать… С этой казармы я уходил в 9.30 утра на регистрацию брака. Это было 19 ноября 1966-го — в день ракетных войск и артиллерии. Меня не пускали. Рота сидит, ждет, когда преподаватель начнет занятия, а математичка: «Я не начну, пока курсант Кузнецов не зайдет в зал». Мне надо идти жениться, а она пошла на принцип. Пришел секретарь парткома, пришел замначальника училища, а до этого комбат — все ее уговаривают…

— Так все-таки отпустили или нет? — спросил фотокорреспондент Андрей Ильинский, запечатлевая момент. 

— А я не Кузнецов что ли?! — в глазах генерала светились огоньки, словно это все было вчера. — Если бы я не заслужил, наверное, командиры меня не отпустили. Через трое суток я вернулся и продолжил занятия. У меня была первая и последняя комсомольская свадьба в училище.

— Юрий Викторович, а в самоволку ходили?

— Ходил! Вон с того козырька прыг — и бегом через забор на свидание. Обратно по углу забирался также наверх.   

Сквер свиданий

Любовь всей своей жизни — студентку Благовещенского пединститута Аллу — курсант Кузнецов увидел на танцах в училище и закружил в своем первом офицерском вальсе. Кружил так красиво, что пара взяла главный приз.

— На следующий день я назначил ей свидание. А чтобы Алла точно пришла, отдал  у ворот ей оба приза. Она: «Зачем мне сразу две мягких игрушки?» А я говорю: «Вот завтра придешь и отдашь мне одну». Мы потом часто встречались в сквере возле площади Победы, — обозначил место следующей остановки Юрий Кузнецов.

Он прошелся по обновленному скверу, сожалея, что лавочки уже не те и стоят они не в том месте, где влюбленные любили сидеть.

Для генерала, ветерана боевых действий и Героя Советского Союза ее счастливая улыбка дороже всех орденов.

— Жена говорит: «Я до сих пор помню, как ты на первом свидании каблуком своего хромового сапога землю рыл». Сели мы на лавочку и молчим. Я сказать что-то боялся, вот и рыл каблуком «траншею».  

В гостях у «канареечки» 

Как признался герой рубрики, сегодня для него самое любимое место в городе — там, где живут его внуки. Старший сын далеко — в Москве, а средний и младший — в Благовещенске. Они подарили супругам Кузнецовым трех внучек и четверых внучат.

— У среднего сына коттедж на берегу Амура за мебельной фабрикой. Бильярд есть — место позволяет. Люблю там бывать. Соберемся с женой и — в гости к ним. С внуками играю и душой отдыхаю. Но сейчас их дома нет, мальчишки на занятиях — один в школе, другой в институте. Поедем, я покажу вам свою канарейку.    

Тормозим возле трехэтажного дома на улице Горького в районе шестой школы. За высоким забором уютный дворик с детской площадкой и мангалом из шамотного кирпича. «Правда, уютно? Летом здесь с детьми шашлыки жарим,  — заметил Юрий Кузнецов, поднимаясь на второй этаж и открывая дверь. — А вот и моя «канареечка»!

Любящий дедушка взял из рук невестки семейное сокровище —  самую маленькую внучку Мирославу, которую называет своей птичкой. Для генерала, ветерана боевых действий и Героя Советского Союза ее счастливая улыбка дороже всех орденов.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Юрий Кузнецов: «Мне достаточно знать, что мной гордятся сыновья»

Спецрасследование АП: куда уходят бывшие генералы, прокуроры и полицейские

Афганские откровения генерала Кузнецова: Герой Советского Союза даже сегодня не хотел бы вернуться уже в мирный Афганистан

Юрий Кузнецов: «Нагиев извращает армейскую форму»

 

Возрастная категория материалов: 18+